76 лет Великой Победы: участие старшего лейтенанта Ульяна Антуфьева в боях на Чёрном море

09.04.2021

Ведущий специалист Музея науки и техники Зауралья ТИУ Надежда Антуфьева рассказала о морских сражениях своего свёкра — Ульяна Ивановича Антуфьева, который прослужил в военно-морском флоте более 10 лет. Из них 1412 дней принимал непосредственное участие в боевых действиях.

Ульян Иванович родился он 4 июля 1912 года в д. Прилукская Архангельской губернии (район Белого моря). В Рабоче-Крестьянской Красной Армии служил с 1934 года. Окончил курс учебного отряда подводного плавания им. С.М. Кирова в Ленинграде. Служил в дивизионе охраны водного района Балтийского флота в Кронштадте.

В октябре 1941 года Ульян Антуфьев назначен командиром бронекатера I дивизиона бронекатеров Дунайской флотилии. В период с октября 1941 по апрель 1944 года – помощник командира сторожевого корабля (тральщика) «Мариуполь» на Черноморском флоте. С апреля 1944 по февраль1945 годы был командиромэтого корабля, затем его назначили командиром тральщика 664 бригады траления Дунайской флотилии. В 1942 году вступил в коммунистическую партию.

Боевой корабль был построен в 1905 году и назывался «Рobeda (в 1922 году его переименовали) и имел следующие характеристики: водоизмещение – 256 тонн, размеры — 55.4 х 6.4 м; осадка 1.8 м; скорость — 700 л.с., 8 узлов; энергию получал от котломашины.

22 июля 1941 года колесный товаро-пассажирский пароход «Мариуполь» зачислили в состав Азовской флотилии. Переоборудовали его в сторожевой корабль-тральщик, вооружив пулеметами: 3 х 45 мм, 3 х 12.7 мм. В этот период многие морские и речные суда оснащали вооружением, по возможности укрепляли корпуса и вводили в состав военного флота.

Азовская военная флотилия в составе Черноморского флота была сформирована в августе 1941 года и предназначалась для содействия войскам Южного фронта для ведения оборонительных боевых действий на приморских направлениях и обеспечения перевозок на Азовском море. Флотилия участвовала в обороне Мариуполя. 8 октября город был оставлен советскими войсками. Последние корабли, принявшие на борт руководителей города, под обстрелом врага выводили из Мариупольского порта задержавшиеся транспорты. На тральщике «Мариуполь» держал свой флаг командующий Азовской военной флотилии (АВФ) А.П.Александров. По его радиосвязи осуществлялось боевое управление и связь с кораблями флотилии. Именно на нём штаб АВФ эвакуировался из Мариуполя 7 октября 1941 года в Ейск, потом в Темрюк, потом в район Анапы и в Новороссийск. Защита этих городов, оборона Малой земли – отдельная героическая страница Великой Отечественной войны.

В июне 1942 года Ульян Иванович выполнял обязанности командира корабля, сменив на мостике заболевшего лейтенанта Алексеева. За отлично проведенную операцию представлен к правительственной награде и награжден орденом «Отечественной войны» II степени. В наградном листе читаем: «Операция по очистке канала была выполнена отлично, что дало возможность выйти кораблям в море для прорыва». Основная задача тральщика – подъем мин, расставленных неприятелем для подрыва морских судов. Очистку узкого канала вела команда «Мариуполя».

Сохранилась характеристика на Ульяна Антуфьева за подписью командира, написанная 1-го марта 1944 года в с. Редут-Кале перед допущением его к командованию кораблями 3-го ранга. «…За весь период своей службы на т/щ «Мариуполь» ст. лейтенант тов. Антуфьев У.И. отлично справляется со своей должностью. При болезни командира корабля в 1942 г. тов. Антуфьев У.И. в течение 2-х месяцев самостоятельно командовал кораблем и выполнял все боевые задания, возложенные на корабль командованием Азовской флотилии. При отражении воздушных атак вражеской авиации вел себя храбро и инициативно. Умело и знающи руководил личным составом при отражении атак. При подготовке к прорыву, по моему приказанию отлично подготовил корабль. При прорыве из Азовского в Черное море с 19-го по 24 августа 1942 г. через Керчь-Еникальскийпролив в Тузлинскую промоину бессменно находился на мостике, помогал мне по осуществлению прорыва, за что и представлен перед командованием Азовской Военной Флотилии к Правительственной награде. Тов. Антуфьев У.И. политически грамотен, выдержан, распорядителен и инициативен. Лейтенант Алексеев».

Вывод судов из Азовского моря в Черное проводился в очень сложных условиях. Крупные суда могли пройти только вдоль западного берега пролива по основному фарватеру, который был заминирован и простреливался армейской артиллерией противника. Суда с меньшей посадкой проходили по мелководному фарватеру у восточного берега пролива.

Первоначально суда проходили через пролив безлунными ночами порознь. Этот узкий коридор пронизывали лучи прожекторов и осветительные ракеты. Чтобы замаскировать советские суда, сторожевые катера и катера-тральщики прикрывали конвои дымовыми завесами.

Тот прорыв кораблей и судов был подвигом. По своему замыслу и организации он явился дальнейшим развитием советского военно-морского искусства. Свыше 150 боевых кораблей и судов осуществили дерзкий прорыв в условиях непрерывного обстрела врага и постоянного воздействия с воздуха. Все корабли и суда прибыли в Новороссийск. Это была одна из операций защитников Кавказа.

Ульян Иванович вспоминал, что в самом конце войны на Дунае тральщик подорвался на мине и он раненый, выплыл на берег. За участие в этих сражениях он награжден орденом «Отечественной войны» II степени, медалями «За оборону Кавказа», «За боевые заслуги», «За победу над Германией 1941-1945 гг.», «Ветерантруда», «Ветеран тралового флота».

7 мая 1975 года на площади морского вокзала в Таганроге установили памятник морякам Азовской военной флотилии, представляющий собой катер-тральщик, поднятый на постамент в виде морской волны. В годы войны около 1500 моряков Азовской военной флотилии были награждены орденами и медалями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *