Научная деятельность кафедры

Научно-исследовательская работа студентов является одной из важнейших форм учебного процесса. Научные лаборатории и кружки, студенческие научные общества и конференции, — всё это позволяет студенту начать полноценную научную работу, найти единомышленников по ней, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований. Так или иначе, исследовательской работой занимаются все студенты. Написание рефератов, курсовых, дипломных работ невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых исследований. Но более глубокая научная работа, заниматься которой студента не обязывает учебный план, охватывает лишь некоторых. Студент, занимающийся научной работой, отвечает только за себя; только от него самого зависят тема исследований, сроки выполнения работы, а так же, что немаловажно, и будет ли выполнена работа вообще. Затрачивая своё личное время, студент развивает такие важные для будущего исследователя качества, как творческое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения. Со стороны преподавателя необходимы доброе внимание и поддержка, без которых студент, особенно на младших курсах, не захочет (да и просто не сможет) заниматься «скучной наукой», какой кажется почти любая дисциплина на начальных стадиях её освоения.

Опыт проектной и инженерной деятельности формируется в процессе выполнения курсовых работ и проектов, включающих экономические, экологические аспекты, вопросы устойчивого развития и безопасности труда.

Во время выполнения курсовых работ студент делает первые шаги к самостоятельному научному творчеству. Он учится работать с научной литературой (если это необходимо, то и с иностранной), приобретает навыки критического отбора и анализа необходимой информации. Если на первых курсе требования к курсовой работе минимальны, и написание её не представляет большого труда для студента, то уже на следующих курсах требования заметно повышаются, и написание работы превращается в действительно творческий процесс. Так, повышая с каждым годом требования к курсовой работе, кафедра способствует развитию студента, как исследователя, делая это практически незаметно и ненавязчиво для него самого.

Курсовые работы по дисциплинам «Сбор и подготовка скважинной продукции», «Строительство дополнительных стволов из эксплуатируемых скважин» и курсовые проекты по дисциплинам «Скважинная добыча нефти», «Разработка нефтяных месторождений» позволяют студентам применить полученные теоретические знания на лекциях и практические навыки и знания полученные в период прохождения практик обосновать экологическую безопасность и обосновать экономическую целесообразность предлагаемых решений.

Цели курсового проектирования: углубление и закрепление знаний, полученных студентами после прослушивания лекций, прохождения практических и лабораторных занятий и производственной практики; выбор и отработка методик расчетов, связанных с углублением скважин; закрепление навыков самостоятельной работы с технической литературой по специальности; выявление индивидуальных интересов и творческих способностей студента; подготовка к дипломному проектированию.

При выполнении проекта студенту предоставляется возможность проявить свои творческие способности — разработать новые технологические решения и практические мероприятия по внедрению новой техники и технологии бурения

Учебный план практик и дисциплин, по которым запланированы курсовые работы и проекты составлен таким образом, что позволяет студентам собирать необходимый материал для их выполнения. Практики студентов организуются и проводятся на предприятиях Севера Тюменской области. Практики проводятся в летний период после окончания учебного процесса. Перед отъездом на практику студенту выдается задание для сбора материала необходимого для выполнения курсового проекта (работы). С началом осеннего семестра студент предоставляет отчет по практике и получает задание на выполнение курсового проекта. Все это обеспечивает достижение всеми студентами целей образовательной программы.

Выполнение дипломной работы имеет своей целью дальнейшее развитие творческой и познавательной способности студента, и как заключительный этап обучения студента в ВУЗе направлено на закрепление и расширение теоретических знаний и углубленное изучение выбранной темы. На старших курсах многие студенты уже работают по специальности, и, выбирая тему для курсовой работы это чаще всего учитывается. В данном случае, кроме анализа литературы, в дипломную работу включён собственный практический опыт по данному вопросу, что увеличивает научную ценность работы.

Требования к содержанию, объему и структуре дипломного проекта определяются высшим учебным заведением на основании Положении об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по направлению подготовки дипломированного специалиста «Нефтегазовое дело» и методических рекомендаций УМО НГО.