Очерк третий: Ксения Михайлова

Михайлова Ксения

Ксения Михайлова — будущий российский дипломат

Стайка ребят обступила информационный стенд с вывешенными результатами очередного ЕГЭ. Сегодня размещены долгожданные результаты по русскому языку.

– Смотри, смотри! Вэй, сто баллов! – с восхищением и завистью прошептала миловидная девушка. – Вот бы мне такой результатище!

– Ага, ещё и по физике сотню! – не скрывая свою надменность, пошутил паренёк. – Тебе замуж надо готовиться!Бабе от печи до порога – одна дорога! А ты размечталась про сто баллов.

– На календарь-то смотрел? Век 21, а ты со своими взглядами про печь застрял в 18-ом. Я-то думала, закончу с тобой университет на отлично и в степь, на горные вершины, в вечную мерзлоту пойду. Семья геологов! А ты.., – обиделась Валентина.

– Ладно, Валя, не кипятись. Я же пошутил, – миролюбиво сказал Антон. – Просто позавидовал такому результату. Столько времени занимался русским, а в итоге получил только 76. Честно сказать, я рассчитывал, что баллов 80 наберу. А у неё 100 – так слегка…Раз и в десятку. Вернее, в сотню попала.

– А кто она, эта девушка-снайпер? – хихикнула Дарья.

– Даэто же Ксюша – американка! Во даёшь, её все знают! Год в Штатах проучилась. Молодец, не забыла родной язык. Умница!

– Так она же 11 класс уже в лицее училась. Ума палата. Не удивлюсь, если она и по английскому сто баллов наберёт. С таким интеллектуальным капиталом любой вуз с руками и ногами заберёт. Да ещё и бонусы предложат. У нас в индустриальном целая программа разработана по привлечению высокобалльников. Такую стипендию дают!

– Так она и в лицее ректорскую стипендию – 5 000 рублей получала.

– Это каждый месяц?

– Да нет же. Она одноразовая! Но всё равно круто. Я бы нашла куда потратить.

– Нашла бы. Да не получила, – снова пошутил пересмешник из 112 группы.

…Ещё долго ребята стояли у стенда, обсуждая свои баллы и результаты ЕГЭ одногруппников. Русский язык – непрофильный предмет. Но именно сейчас, что называется, приспичило, подтолкнуло к осознанию того, что что-то не доделали, а время упущено. Высокие баллы по русскому языку, несомненно, помогли бы повысить свою проходную возможность – при зачислении приёмная комиссия учитывает сумму трёх сданных экзаменов.

– Вот балбес, – разочарованно покусывая свои губы, пробормотал Андрей. – Говорила же Надежда Владимировна, что ещё надо подтянуть, потрудиться. Не свалял бы дурачка, так ещё бы на 5 – 10 баллов результат мог бы стать выше.

… Ксения действительно уникальный человек. Цельная личность. Про таких людей говорят, что Бог поцеловал их в темечко. Кто-то из них стал выдающимся спортсменом, как Альберт Хайруллин – чемпион мира по тайскому боксу, выпускник лицея 2016 года. Кто-то с золотыми руками и удивительным чувствованием красивого, как Инна Ганатова. Кто-то безгранично добрый, и его талант заключается в душевной щедрости, как у Ивана Переплёткина. А Ксения – великая труженица, способная видеть, чего глаза других вообще не способны. Она незаурядный молодой исследователь, многократно побеждала на различных научных конкурсах, в том числе и международных. Настоящая россиянка, искренне любящая свою страну, патриотически ориентированный созидатель. Человек думающий. Но как любой одарённый человек, обладающий множеством талантов, сложна, впечатлительна, ранима, тонка в восприятии окружающего. С такими детьми педагогам весьма непросто. У них есть своя чёткая, не размытая позиция и принципиальный взгляд на окружающую действительность, обострённое чувство справедливости. Они требовательны к себе, но ещё более требовательны к другим. И это, по их мнению, честно. Только очень уж они прямолинейны, часто нетерпимы к банальностям. Они несомненно переросли своих сверстников. И то, что типично для большинства, несвойственно одарённым. Не случайно их и называют исключительными детьми.

Вспоминается случай, когда Ксения зашла в мой кабинет со словами:

– Николай Алексеевич, вы меня, наверное, будете ругать,– присев на стул, вопросительно посмотрев мне в глаза,тихо сказала девушка.

– Почему? – а сам уже пытаюсь предположить, какое коленце могла она ещё выкинуть.

– Да, так как-то вышло… У нас сегодня на 4 паре была встреча с психологом из какого-то центра. Она пришла про семью рассказать.

– И что? – снова напрягся я.

– Я ей задала пару вопросов.А она стала продавливать свои идеи, игнорируя мои аргументы. Дискуссия не получилась. Я махнула на неё рукой.Мне неинтересно стало, моё мнение её не интересовало. Она была на своей волне и не допускала никаких вариантов развития событий. Ну, я и достала телефон, стала просматривать новости. А потомвдруг подумала, чего это она так меня задвинула,отмахнулась, как от назойливой мухи. Нет, думаю, у меня есть ещё вопросики. Пусть ответит конкретно, а не переливает из пустого в порожнее. Поднимаю снова руку и спрашиваю: «А можно я после беседы с вами наедине поговорю?». Она не возражала. И, когда мы остались вдвоём, я ей попыталась задать уточняющие вопросы на интересующие меня темы. Вы бы видели её. Столько раздражения и, как мне показалось, неприязни на меня вылилось. Я вообще-то и не ожидала такого от психолога. Как она меня задвинула! Ну, я ей и сказала.., – Ксения замолчала, опустив глаза.

– Надеюсь, это было что-то приличное?

– Как сказать… Одним словом, я ей сказала: «Хочу плюнуть в лицо тому человеку, который выдал вам диплом психолога!».

– А как она отреагировала? – теперь меня уже как психолога заинтересовала реакция коллеги по профессиональному цеху.

– Знаете, она как рыба от неожиданности похватала ртом воздух с выпученными глазами. А я в этот момент развернулась и ушла. А сама думаю, что, наверное, погорячилась. Но ведь не смогла удержаться! Мне такая непсихологичная позиция этого горе-психолога показалась, мягко выражаясь, странной. Так с детьми не разговаривают. Другие промолчали бы, а я не стала. Так психолог не должен давить на детей, не имеет права. Мы же с ним никогда не будем на равных.

– Конечно, Ксюша, ты поступила, как минимум, некорректно по отношению к взрослому человеку. Ты же сама понимаешь это. Человек может провоцировать в нас разные чувства, отношения к услышанному. Мы должны стараться оставаться не просто справедливыми и честными, но и не выходить из душевного равновесия, чтобы спокойно и умно реагировать. Понимаю, что это сложно. И мы иногда выходим из себя. Но при этом не надо забывать про возможность вовремя извиниться. Если бы ты перед тем, как развернуться и уйти, искренне извинилась за дерзость, но при этом осталась при своём мнении, возможно, результат был бы иной для вас обеих. Ты-то ведь тоже переживаешь, если сама с этим пришла ко мне? Думаю, что она тоже не осталась равнодушной к тому, что между вами произошло.

– Да, что-то так и царапает внутри…

– Ксения, в каждом человеке, как и в тебе, есть настоящий коктейль из качеств. Знаешь, такой психологический микс из сладкого, острого и немного горчинки… Назови три своих качества, которые позволяюттебе не просто оставаться на плаву жизни, а помогают стать успешным, конкурентоспособным, продвинутым во многих отношениях человеком?

– Так уж и продвинутым! – блеснув белозубой улыбкой, засмеялась девушка, – вы же, Николай Алексеевич, учите смотреть в суть, сверять словари. И куда это я двинутая?

– Только вперёд для достижения целей, – в тон девушки подыграл я. – Хороший юмор, остроумие всегда отличают успешных людей. Особенно тех, кто можетпосмеяться над собой, своим несовершенством, а не впадать в воронку уныния. Но, видимо, у тебя есть ещё много замечательных характеристик. Кстати, известный писатель Б. Акунин, когда у него спросили про продвинутого человека, сказал, что он к таковым относит людей, круг интересов которых шире собственной кухни. Именно от таковых зависит жизнь общества, страны. Это люди, которые стремятся обо всём составить собственное суждение, думать своей головой, как-то влиять на историю. Выдели лишь три золотых, на твой взгляд, качества, которые помогли стать тебе вот такой умной, искренней, талантливой, многогранной Ксенией, за которую я искренне рад.

– Пожалуй, – немного подумав, совершенно серьёзно ответила девушка, – Целеустремленность, коммуникабельность, настойчивость.

– Если это возможно, укажи, кто из окружающих тебя людей внёс значимую лепту в формирование этих качеств?

– Целеустремленности меня научила, безусловно, мама. Она всегда говорила, что я смогу добиться всего, достаточно только захотеть. Она поддерживала меня, когда я дважды не прошла отбор, чтобы стать студентом по обмену в США. Она вдохновила меня идти в третий раз и победить. Когда я слышу, как подростки жалуются, что родители в чем-то не поддерживают их, для меня это дикость. Моя мама ни разу в жизни не сказала мне, что я не смогу чего-либо добиться, и мое умение идти к цели определенно ее заслуга.

– Ксения, согласись, быть целеустремлённой – это сегодня недостаточно, нужно обладать целым набором социально-психологических инструментов, чтобы реализовать авторский проект «Моя жизнь». И ты совершенно верно определила их набор: коммуникабельность, без которой не выстроить деловых отношений и не преодолеть создаваемые миром препятствия. И, наконец, настойчивость, против которой я возражать тоже не буду. Но откуда они у тебя?

– Коммуникабельность свою я шлифовала в течение года, когда стажировалась в США. И этому очень поспособствовали моя принимающая семья и друзья в американской школе. Мы были все совершенно разными людьми, но нам как-то необходимо было находить общий язык. Именно моя принимающая семья подбадривала меня, воодушевляла на новые знакомства даже в самом начале года, когда у меня еще были большие проблемы с языком. Благодаря этому году я, прежде застенчивая, не испытываю никаких сложностей в том, чтобы первой начинать знакомство. Настойчивости –сложно сказать. Наверное, у нас это семейное. В отце и матери по чуть-чуть, зато у нас с братом — не занимать. Я не могу сказать, что настойчивость — на сто процентов хорошее качество, иногда оно может оборачиваться и не в лучшую сторону. Брат и отец для меня были примерами «как не надо», когда я со стороны смотрела, как они до последнего стоят на своем, даже если всем уже понятно, что это совершенно не имеет смысла.

– Ксения, ты принципиальна и достаточно критична. Ты всегда отличалась от своих сверстников чёткостью своих позиций и глубиной проникновения в собственный мир. А какие твои качества становятся препятствием для успешной самореализации авторского замысла своей жизни?

– Недостаток уверенности в себе, даже если со стороны кажется, что я очень самоуверенный человек. Болезненно воспринимаю любое неодобрение со стороны других, даже самое пустяковое, вроде обидного комментария в интернете. Ну и синдром отличницы, из-за которого я постоянно невольно пытаюсь следовать какому-то идеалу себя, хотя понимаю, что слишком завышаю требования.

– Твоё отношение к этим качествам?

– Пытаюсь с ними бороться. Это займет долгое время, но смысл жизни, по моему мнению, и заключается в постоянном самосовершенствовании. Но пока они «со мной», принимаю их и стараюсь с ними ужиться. Никто не совершенен.

– Как ты с ними справляешься? Что предпринимаешь?

– Это каждодневная работа. Самое главное — стараюсь научиться жить в гармонии с собой, принимать себя. Смотрю, как другие люди совершают ошибки и говорю себе, что это нормально для всех, и я не смогу быть во всём идеальной. Особенно когда кто-то обидит, когда хочется по привычке начать обвинять во всём себя, тяжело поднять подбородок и убедить себя, что произошедшее не делает меня безнадёжно плохой во всем. Я стараюсь. Это тяжело. Но недаром говорится, что самая тяжёлая победа — победа над собой.

– Ксения, давай попробуем найти средства для этой тяжёлой победы, чтобы выиграть наверняка.

– Что вы, Николай Алексеевич, имеете в виду?

– Мы сейчас попробуем заимствовать качества у других. Если была бы возможность моделировать свою личность, какие бы качества ты взяла для победы над собой, своим несовершенством от В.В. Путина?

– Умение четко излагать свои мысли, ораторские навыки.

– От В.В. Жириновского?

– Его красноречие (в хорошем смысле, потому что мне, если быть честной, Жириновский В.В. абсолютно несимпатичен).

– От Евгения Плющенко?

– Его стрессоустойчивость. Это важнейшее качество, не имея его, непросто даже состояться, выжить в этом сложном до безобразия мире!

– Что заимствуем у Ника Вуйчича?

– Несомненно, веру в себя, независимость от чужого мнения.

– Интересно, а от Дмитрия Нагиева?

– О, это умение выступать перед публикой. Это очень важное качество.

– А если на другой полюс уникальных личностей посмотреть. Что, например, позаимствуем у Жореса Алфёрова?

– От Жореса – преданность своему делу.

– А от Сергея Козлова?

– От этого действительного уникального человека, гражданина, личности социально смелой, очень острой и, с другой стороны, лиричной, – разносторонность.

– А от нашего земляка Сергея Семёновича Собянина, мэра г. Москвы, что позаимствуем?

– Умение подстраиваться под обстоятельства.

– Ксения, ты уже сегодня упоминала своих близких. Но вопрос о несколько другом контексте. Скажи, а что ты видишь в своих родителях важного для себя, но пока по каким-то причинам не достающего или пока ещё в зачаточном состоянии?

– От отца: краткость в речи, конкретность в действиях. А от мамы – любовь к окружающим людям.

– А что стало для тебя ориентиром при поступлении в лицей?

– Это произошло случайно. В девятом классе пришлось сдавать ГИА по физике, потому что училась в физико-математической школе. Пришла в пролицей, чтобы подтянуть физику.Сдала обязательные экзамены, прошла по рейтингу и неожиданно осталась. Хотя изначально даже не рассматривала такой вариант. Но что-то подтолкнуло, заставило принести аттестат и завершить общее образование в индустриальном университете. Я верю в то, что это судьба: значит, что-то очень важное мне было суждено осознать только в лицее и нигде больше.

– Что привнесли в твою жизнь годы обучения в лицее? У тебя же интересная «школьная» история. После года обучения в лицее и завершения10 класса ты целый год обучалась в США. И,вернувшись, продолжила обучение уже с другой лицейской группой.

– Сложно передать в двух словах. Десятый класс стал для меня своего рода «переломным моментом». Никогда с такой радостью не бежала утром на учебу. Дома были проблемы.В лицее — уютная обстановка, любимые друзья, заботливые учителя. Это помогло мне устоять на ногах в самый тяжелый год моей жизни. Два прекрасных человечка из моей группы стали лучшими друзьями.До сих пор общаемся, несмотря на то, что разлетелись по разным городам. Учителя научили верить в себя, в свои знания (ведь, как известно, чем больше знаешь, тем меньше знаешь). Словом, учеба стала действительно приятным и интересным процессом, но не только в ней дело. Каждый день приносил какую-то моральную удовлетворенность, так необходимую мне в то время психологическую разгрузку.

– Какие новые качества личности у тебя появились за годы обучения в лицее?

– Появилась уверенность в своих знаниях.И в этом мне, несомненно, помогали учителя лицея.Для меня очень много значила их поддержка, их одобрение. Начала относиться к своим отличным оценкам как к чему-то более заслуженному, самостоятельному, а не «щедрым подачкам», как раньше, в старой школе.

– А какие из уже имеющихся в тебе качеств оказались более совершенными?

– Несомненно, намного улучшились социальные качества: я много лет проучилась в одной школе, где все знакомо и все знакомы.А тут неожиданно пришлось изменить все и искать общий язык с целой группой. Это было непросто, ведь все мы разные. Но я думаю, что в целом мне это удалось. Новые друзья показали мне, что совсем необязательно совпадать на 100%, чтобы всего лишь за год стать близкими людьми. Ну и повысилась самооценка, ведь я сама поступила в такое престижное заведение!

– Какой самый яркий эпизод произошёл в жизни? Чему он тебя научил?

– Таких ярких происходило много. Самый шокирующий, который перевернул мое восприятие мира, — знакомство с душевнобольным человеком. Ранее я всерьез рассматривала вариант поступления дляобучения на психиатра.Романтику какую-то в этом видела. Только столкнувшись с этой проблемой в настоящей жизни, поняла, насколько это страшно. Все очарование как рукой сняло. Зато осознала ценность жизни каждого человека. Отучилась делать выводы по первому взгляду. Стала рассматривать каждого как уникальную личность, словно задавая вопрос при встрече: «Кто ты? Чему я могу у тебя научиться? Чему я могу тебя научить?»

– Каждый человек несёт по жизни какую-то миссию. Какую, на твой взгляд, миссию несёшь ты?

– Я здесь, чтобы служить своему народу, менять жизнь людей в лучшую сторону. Неважно как — работать с детьми-инвалидами, писать книги, быть послом или депутатом, устроить революцию, если понадобится, но, где будет мой народ, моя страна, там буду и я. Почему я так думаю? Сложно объяснить. Просто я знаю, всегда знала, в чем мое предназначение.

– Кто оставил след в твоей жизни из окружающих тебя в лицее людей?

– Все оставили. Сложно кого-то не назвать.Все, кто учится и работает в лицее — уникальные люди, особенные. Вы, Николай Алексеевич, оставили, несомненно. Разглядели во мне стремящегося к исследованиям человека, которого задавили в средней школе.Помогли реализовать это стремление. Особенно яркий след в 11 классе оставила учительница географииАльфияРавилевна Бикина. Молоденькая девочка, всего на несколько лет нас старше. Потому, может, и нашли общий язык. Это она порекомендовала посмотреть фильм, который практически перевернул мое мировоззрение. Учила не по учебнику, рассказывала о реальном мире, который вокруг нас. Помогла разобраться в том, кем я хочу быть, куда хочу поступать. Такая светлая, целеустремленная девушка. Огромный след оставила учительница историиИрина Александровна Старовойтова. Видно, что не просто знает, а чувствует, понимает события, о которых рассказывает. Она  увлечена своим предметом. С ней горячо полюбила историю, к которой никогда не чувствовала особой симпатии, выучила за год. Таких учителей мне не хватало до лицея. Ученики — это, конечно, мои друзья, с которыми меня свела судьба. В первую очередь, Никита Никитин. Его инициативности, активности, жизненной энергии можно только позавидовать. В последний раз (он уже студент в Москве) пригласил на заседание молодежного парламента в Государственной Думе. Чему меня это научило? Гордиться тем, что мои друзья смогут изменить мир. Оставила след в душе моя прекрасная подруга Анна, которая сейчас учится в Новосибирске. Оставила своим теплом, добротой, душевной гармонией. Судьба сводит меня с потрясающими людьми. Я поэтому богатый человек.

– В лицее проходят не только учебные занятия, но и многое другое. Какое событие, встреча, мероприятие подтолкнули тебя всмотреться в себя, возможно, о чём-то задуматься?

– Больше всего поразил «Виват, лицей!» в конце десятого класса, когда я получила грамоты и призы за свои достижения. Я вдруг почувствовала, что окружающие действительно видят во мне исследователя, увлечённого, умного человека, несмотря на мою внешность. Было очень приятно, потому что в старой школе меня только осуждали за цвет волос, словно из-за него я становилась автоматически неспособна на какие-то интеллектуальные достижения. Яркий цвет волос — всегда самовыражение ради себя, не ради других. Помните, я пришла учиться в лицей с волосами, окрашенными в ярко-красный цвет? Самовыражаться нужно всем, и это совсем не то же самое, что требовать внимания. Когда в старой школе мое самовыражение через отличную учебу и научные работы отказывались воспринимать, я пыталась самовыразиться через внешность, через сходство со своим кумиром. Но после того, как мне в лицее практически сказали: «Ты умная, ты сама по себе ценность, мы гордимся тобой», я поняла, что на самом деле важно. Не то чтобы я решила, что умные девочки не красят волосы, просто осознала, что в данный период жизни для меня это больше не важно.

– Кто в основном занимался твоим воспитанием в семье? Есть ли какие-то семейные ценности?Была ли какая-то фраза в семье, которая, возможно, стала мотиватором твоего развития?

– Мама занималась. Огромное ей спасибо за это. Папа есть, люблю его, потому что он мой отец, но мама жертвовала всем ради меня. Фраз не было — были действия. Мама во всем поддерживала, позволяла мне самой искать решение своих проблем, самой отыскивать свой путь в жизни. Мама привила мне любовь к учебе, сформировала амбициозность. Не могу сказать, что у меня была семья. Семья в моем представлении это несколько людей, двое родителей, братья и сестры. А мы с мамой, скорее, были друзьями.У нас никого не было, кроме друг друга. Но я никогда не жалела об этом. Мне кажется, именно отсутствие большой семьи во многом повлияло на то, какая я сейчас. Хотя я согласна с фразой о том, что хороший учитель не может быть одновременно хорошим родителем. Мама хороший учитель… Но она старалась как могла, и я очень это ценю. Я мечтаю, что когда-нибудь заработаю на свою квартиру и обязательно заберу маму к себе. – При этих словах глаза девушки слегка увлажнились, лицо её просияло умилением. Я невольно подумал: «Какая редкая сегодня эта эмоция для молодёжи. И как же она прекрасна!»

– Есть семейные (духовные) скрепы твоей личности. Это твой стержень, духовный фундамент. Если можно, назови три ключевых скрепы. Возможно, их у тебя пока нет. Но именно их формирование –цель твоей жизни. Иметь именно их для тебя является чрезвычайно важным. Какие и почему?

– Очень сложный вопрос, есть ощущение, что я его не поняла. Но, тем не менее, я бы назвала милосердие, справедливость, любовь к Родине. Я думаю, иметь их важно, чтобы знать, кто ты есть, что ты из себя представляешь. Определить, что для тебя является самым ценным и важным в жизни.Это очень сложно, и трудно ответить на вопрос, зачем их определять. Скорее всего, это понимание — ценность сама по себе, потому что даёт возможность жить в гармонии с собой.

– Чем лицей отличается от школы? Если бы у тебя спросил друг, сын или дочь друзей семьи, стоит ли поступать в лицей, чтобы ты ответила и почему?

– Для меня лицей — совершенно другой мир. Выпустившись из 9 класса обычной общеобразовательной школы, я чувствовала усталость и раздражение. Так достало абсолютное равнодушие окружающих, прежде всего, педагогов. Я на многих олимпиадах, конференциях побеждала.Но ни разу не слышала похвалы от учителей. Научным руководителем всегда мама была.Учителям в школе всё, чем я занималась, было неинтересно. Кажется, да хоть я Нобелевскую премию получи, им бы так и было абсолютно безразлично. Да они о половине моих достижений не знали. На лицей я тоже смотрела поначалу с каким-то подозрением: а докажите мне, что вот вам не все равно и я вам интересна. И доказали! Столько сразу занятий появилось: новая тема для исследовательской работы, впервые я писала ее не с мамой, а с самим директором лицея, настоящим учёным, профессором! Вместе с другими ребятами и психологом съездили в Екатеринбург на интеллектуальную игру «Модель ООН». Приняла участие в олимпиаде научного творчества, о которой раньше даже не слышала. Все учителя, завучи, даже директор сразу показали: мы здесь, чтобы помогать тебе развиваться, нам интересны твои успехи. И так было не только со мной — с каждым лицеистом. В этом и отличие: лицей — одна большая семья, в которой другим есть до тебя дело. Ну и ребята, конечно, другие: ведь прошли строгий отбор. Все умные, талантливые, целеустремленные. Приятно учиться в таком коллективе. Конечно, я бы посоветовала поступать в лицей. Правда, трудно в двух предложениях объяснить, почему. Наверное, просто сказала бы: потому что эти два года в лицее были лучшими годами моей жизни, и с тобой так будет, если ты будешь готов сотрудничать с лицеем, не только брать, но и вкладывать.

– Как ты думаешь, как состоится твоё будущее? Какое будущее у России? Если бы тебе предложили эмигрировать, то ты воспользовалась бы этим шансом?

– Не хочу загадывать, каким будет мое будущее. Всегда есть страх, что не удастся выполнить все, что планируешь, и поэтому предпочитаю не делиться мыслями о своём будущем — боюсь сглазить, что ли. Но я верю в судьбу и в то, что, какой будет моя жизнь, уже предрешено.Я сама могу что-то скорректировать, но не изменить совсем. Для меня мое будущее тесно связано с будущим страны, моего народа. Если понадобится, я готова ради него пожертвовать своими личными планами и целями. Я никогда не буду эмигрантом. Путешествовать — с удовольствием. Перенимать чужой опыт, расширять мировоззрение, учиться находить общий язык с каждым человеком. Но родина одна, она как мать. Нравится, не нравится, но единственная, своя. И прежде чем осуждать, неплохо бы задать вопрос: «А что сделал или готов сделать лично я, чтобы жизнь в нашем государстве была лучше?»

– Что тебе симпатизирует в твоих ровесниках?

– Ровесники разные, каждый из них личность.Сложно рассматривать их как единую группу. Но если очень попытаться, то, наверное, это, в первую очередь, своеобразие и индивидуальность. Когда мы еще были маленькими, нас приучали все делать вместе: ходить по парам, что самое главное — это иметь верных друзей, не отделяться от коллектива. Я всегда была против коллективизма. Особенно остро я это поняла в Америке, осознав, что там ты ценность сам по себе, один или с другими, но ты ценен, потому что ты это ты. В России же, чем больше у тебя друзей, тем ты ценнее.А если с тобой никто не дружит, ты плохой и с проблемами. Когда я была младше, тех, у кого не было друзей, гнобили. Сейчас у нас, повзрослевших, такого нет. Приятно видеть, как растет в моих ровесниках ценность индивидуальности, как они медленно понимают то, что я быстро поняла в другой стране.

– Что тебя в них раздражает?

– Скажу вам по секрету: есть некоторые вещи, которые делают большинство подростков. Если вы спросите у меня прилюдно, что я об этом думаю, я скажу: бесит, раздражает, отвратительно, как так можно. На самом деле, я же вам не признаюсь, что иногда просто завидую, что они не боятся это сделать.А мне не хватает смелости или чего-то еще. Так что да, меня раздражает в них то, что они имеют, а я нет. Вот так, честно. Конечно, в них есть и другие неприятные качества — не меньше и не больше, чем во взрослых.  Это не зависит от возраста. Тут нужно каждого человека отдельно рассматривать.

– Многие молодые люди мечтают о своей дальнейшей жизни. Попробуй нарисовать социально-психологический портрет «твоей половинки», с каким человеком ты хотела бы связать свою жизнь?

– Я не та девушка, которой необходимо чувствовать «сильное мужское плечо». Хотелось бы человека «с проблемами», живого, чувствующего, а не стойкого оловянного солдатика, который все несчастья вынесет и бровью не поведет. Не признаю бесчувственность, которую выдают за «мужество».

– Допускаешь ли ты развод в своей жизни? Что может стать причиной этого?

– Допускаю. Честно говоря, я вообще не считаю себя приверженцем патриархальных ценностей, в том числе брака. В моем понимании брак — не такое уж и большое дело. Совсем необязательно идти под венец, чтобы жить долго и счастливо. Намного важнее собственная безопасность и комфорт. Если с партнером по какой-то причине становится некомфортно и тем более опасно, то развод или просто расставание — это правильный выход. Хотя я и не одобряю людей, которые женились и разводились по нескольку раз. Не стоит наделять брак волшебными свойствами и с пеной у рта доказывать важность сохранения семьи — скольким людям это поломало жизнь, — но и относиться к нему как к чему-то совершенно обыденному тоже неправильно.

– Что в тебе может спровоцировать чувство раздражения?

– И вы, Николай Алексеевич, ещё спрашиваете! – засмеялась Ксения. – Раздражает, как я только что рассказала, некомпетентность людей, когда они занимаются тем, чем не должны заниматься! Я вообще раздражительный человек. Пытаюсь с этим справляться.Но пока меня много чего просто бесит: звонки не вовремя, когда люди нарушают свои обещания, когда мне пытаются доказать очевидную вещь и еще много всего. Я стою в стороне и тихо ненавижу весь мир.А если меня еще и задеть, разлетаюсь, как фейерверк. Близкие люди знают, что в такие моменты со мной лучше даже не разговаривать. Чем больше стресса, тем я раздражительнее.

– Бывает ли у тебя чувство уныния, тоски, разочарования? Каковы причины этого? Как ты с этим справляешься?

– Бывают. Как и раздражение – часто. Я вообще не особо умею контролировать свои эмоции. Уныние, тоска наваливаются из-за любой мелочи.Когда меня, например, обидели, или я пришла в пустую квартиру после душевной встречи с друзьями, или вдруг осознала, что прожила уже почти четверть жизни, или вообще без причины. В таких случаях я сразу ложусь спать. Утро вечера мудренее, правильно ведь говорят.

– Можно ли тебя причислить к группе людей, оптимистично смотрящих на жизнь?

– Сложно сказать. В душе – да, я оптимист.Верю в лучшее, знаю, что бы ни случилось, останусь счастливым человеком.Уверена, что все, о чем я мечтаю, обязательно сбудется. Видят ли это окружающие – сомневаюсь. Для нас, россиян, пожаловаться на жизнь – святое дело. Это уже привычка.Все на всё кругом жалуются, и ты жалуйся, даже если не на что, придумай, раздуй, у всех ведь есть проблемы. Я даже эксперимент проводила с фиолетовым браслетом: надеваешь его в знак того, что 30 дней максимально убираешь из головы и речи любой негатив. Бросила затею через пять дней – тем для разговоров с друзьями не осталось. Как уж тут быть оптимистом в мире пессимизма.

– Какие чувства ты испытываешь к своим родителям?

– К маме испытываю глубокое чувство любви и благодарности. Знаю, что она очень меня любит, гордится моим малейшим достижением. Каждый раз, когда мне удаётся чего-то добиться, я спешу ей рассказать, потому что знаю, что она обрадуется. Надеюсь, что смогу достойно обеспечить ее в старости. Обязательно хочу однажды свозить в Англию: исполнить её мечту. Я очень жалею, что в нашей семье не принято говорить о любви.Не научили меня как-то. Пересиливаю себя, получается не очень. Но очень пытаюсь доказать свою любовь не словом, а делом. Папа из семьи ушел, когда я была маленькой, оставил маму одну с двумя детьми и мизерной зарплатой обычной учительницы. Осуждать не хочу, неблагодарное это дело.Да и смысла нет. Хоть иногда я и жалею, что у меня не было защитника, помощника в лице отца.Былого уже не вернешь. Думаю, он и сам раскаивается.Мы не очень близки, хотя и поддерживаем общение. Мне этого достаточно.У кого-то вообще отца нет. Ни за что не виню. Люблю как отца. Благодарна за то, что дал мне жизнь.

– Если бы произошло событие, когда тебя публично унизили ниже некуда, как бы ты поступила?

– По-моему, каждый человек сталкивался с подобным в своей жизни. Я этих случаев уже не помню, хотя точно знаю, что случалось со мной такое. Вообще, я очень острый на язык человек.Разумеется, отразила бы нападение словом, так, чтобы навсегда отбить желание вообще кого-либо унижать, а потом ходила б с короной на голове, чтобы другие думали, что я железная и мне все равно. А на самом деле бы расстраивалась, плакала, не могла заснуть, думала, почему же я такая плохая и как могу исправиться, винила бы только себя во всем. К счастью, сейчас я не представляю такой ситуации в своей жизни.Со всеми окружающими меня людьми я в хороших отношениях.

– А сейчас, пожалуйста, без излишней скромности. Опиши какой-нибудь свой поступок, за который тебе, если бы у президента страны было бы больше времени, он написал бы письмо с благодарностью.

– Я состою в национальном регистре доноров костного мозга. Я не герой и в горящий дом спасать людей вряд ли прыгну, побоюсь, как большинство, за собственную жизнь. Так что все, что я могу — это хотя бы так помочь спасти кого-то. По-моему, в нашей стране донорство действительно можно рассматривать как подвиг. Регистр очень маленький, не принято почему-то в России быть донорами. Предлагала друзьям и знакомым — боятся, не хотят. А благодарность от президента — хорошая идея. Представляете, как бы вырос регистр, если бы каждому донору присылали письмо из Кремля?

– Как ты относишься к чтению художественной литературы? Кто из героев произвёл на тебя особое впечатление?

– Отношусь прекрасно. Спасибо маме за то, что рано научила меня читать и что дома у нас прекрасная библиотека. Любимых героев у меня много, трудно всех вспомнить. В этом, по-моему, и заключается главный плюс чтения — ты видишь героя со всех ракурсов: не только его положительные стороны, как это обычно бывает в кино, когда сразу легко вычислить, кто хороший парень, а кто плохой, но и отрицательные. Но быть похожей я ни на кого из них не хотела бы. Мне кажется, искать себе идеалов в книгах, фильмах или реальной жизни — неблагодарное занятие.Потому что однажды все равно придет осознание того, что ты никогда не будешь соответствовать на все сто процентов. По интернету бродит такое изречение, с которым я полностью согласна: твои кумиры могут быть умнее, красивее, лучше, но ты никогда не будешь ими. Ведь любое человеческое качество проявляется по-разному в разных людях, и если тебя и твоего друга называют «добрыми», то это не значит, что вы одинаково проявляете свою доброту. Поэтому четко определенного идеала у меня нет, лишь представление того, какой «лучшей версией» себя я могу быть при условии, что буду совершенствоваться. Подражать легко, оставаться собой трудно.

– Немного шутки. Если бы ты нашла лампу Алладина, о чём бы ты попросила джинна?

– Сложный вопрос. Наверное, все-таки что-то важное для всего мира в целом вроде прекращения войн, терроризма, экологических проблем. Меня беспокоит сегодняшняя ситуация в мире, особенно политическая. Я имею в виду войны, религиозные конфликты, терроризм. Да, мы здесь живем в хороших условиях, и эти проблемы, казалось бы, нас не касаются. Но есть такая отличная зарубежная социальная реклама: «Это не происходит здесь, но это происходит сейчас». Я представляю себя на месте жертв. Все мы люди, все умеем сострадать. Я была бы очень рада сделать хоть что-нибудь, чтобы их жизнь стала лучше.

Сегодня Ксения Михайлова студентка Дипломатической академии при Министерстве иностранных дел Российской Федерации, будущий дипломат, специализирующийся на сербском языке. Естественно, с такой огромной суммой баллов Ксения поступила на бюджетное место МГИМО и Дипакадемию. Предпочтение отдала с оригиналами документов последней. Считает, что направление «Сербский язык» современно и это верный фарватер профессиональной самореализации. Уверен, что из нашей Ксении получится настоящий дипломат. Сегодня женщина-дипломат – большая редкость. Как говорит сама выпускница лицея: «Почему-то нас, девушек-студенток, готовят не к работе дипломатами, консулами, а ориентируют на роль жён этих дипломатов и консулов. Но это не моя история». И я с Ксюшей согласен. Уверен, её история созвучна истории Коллонтай, выдающегося советского посла.  Удачи тебе, Ксения Михайлова!