Очерк четвёртый: Арина Карнаухова

Арина Карнаухова

Арина Карнаухова: поэзия понимания

Мир трансформируется, и молодёжь меняется. Это естественные и вполне закономерные процессы. Но вот как, куда, с какой скоростью и почему? Над этими вопросами, к сожалению, мало кто задумывается. Но без ответов на них сегодня объективно невозможно проектировать будущее России. Полагаю, что, в первую очередь, это предмет интереса государства, которое должно априори защищать интересы страны, общества, каждого гражданина, его социально-психологическую, духовную безопасность. Эти ответы, несомненно, важны для формирования стратегии социальной политики региона и страны в целом, если подрастающее поколение утрачивает духовно-нравственные скрепы, обеспечивающие жизнестойкость генетической памяти «родовых корней», если молодёжь постепенно превращается в манкуртов (людей без родины, без истории своего народа). Сегодня как никогда нужно точечно работать над базовыми феноменами формирования личности.

Правы были те мудрецы, которые утверждали: хочешь погубить своих детей – отдай на воспитание врагу. И эта мудрость касается не только одной личности и конкретной семьи. На мой взгляд, это вполне относится ко всей системе воспитания подрастающего поколения в масштабах страны. Так случилось, что в нашей стране идеологами современных подходов в воспитании стали западные специалисты и их адепты. Непосредственными (прямыми) воспитателями являются отнюдь не родители детей, как это должно и являлось всегда абсолютно приоритетным. Ими стали агенты (проводники) идеологии, чуждой нашим национальным интересам, национальной педагогике, основу которой составляют соборно-коллективистские, духовно-нравственные позиции. Современное влияние на личность детей и молодёжи оказывают окопавшиеся в нашей стране прозападные СМИ, безумно-оголтелое интернет-пространство, навязывающее модель поведения и безобразные (БЕЗ ОБРАЗА) образцы для подражания. Один лишь факт суицидов в Тюмени ВОСЕМНАДЦАТИ подростков за период почти трёх месяцев криком кричит, что что-то происходит не то и не так с нашими детьми. Обмануть, обокрасть, толкнуть СВОЮ РОДНУЮ бабушку, залиться спиртным, закинуться насваем, выложить в социальных сетях свои из ряда вон выходящие фотографии. И при этом мечтать о «красивой западной жизни во вседозволенности и демократии»… А потом, сожалея о победе советской армии над фашистской Германией, этой коричневой чумой XX века, начитавшись пошлых небылиц о Зое Космодемьянской, Дмитрии Карбышеве, ерничая над участниками Бессмертного Полка, надругаться над ветераном Великой Отечественной войны… Да, план Аллена Даллеса реализуется по полной …Слава Богу, что это ПОКА зарисовки не совсем типичной российской молодёжи, тем более не лицеистов.

Не могу утверждать, объективности ради, что указанные выше черточки (от слова «черти») невозможно встретить среди лицеистов. Но есть абсолютная уверенность в том, что культурное поле лицея, наконец, весь уклад лицейской жизни детско-взрослого коллектива нравственно ЗДОРОВЫ. Педагогической системой, самоуправлением обучающихся, отдельными уникальными личностями с высочайшим нравственным потенциалом культивируются в лицее основы нравственного бытия, сопричастность и сопереживание истории нашего народа, память и понимание произошедших героических событий прошлого и настоящего.

В лицее стала традиционной Неделя Памяти, посвящённая истории Великой Отечественной войны. В её рамках проходят классные часы, встречи с ветеранами, посещение музеев, проводится поисково-исследовательская работа истории своей семьи, мною называемой «культурным древом рода». Под руководством учителя английского языка Елены Григорьевны Мироновой обучающиеся пишут эссе о своих предках, естественно, на иностранном языке, иллюстрируя текст рисунками и фотографиями семейных реликвий (письма-треугольники, снимки военного периода и т.п.), а затем размещают их на специально оборудованном стенде в холле. Эта работа побуждает ребят погружаться в историю своей семьи, взглянуть на деда или прадеда с другой, непривычной стороны. Но самое важное – молодой человек, возможно, «впервые повернётся лицом» к своему деду, будет уважать и осознавать его героическое прошлое. И неслучайно, на мой взгляд, акция «Бессмертный Полк» получила такой отклик в сердцах людей и поддержку во всём мире. Участвующая в таких мероприятиях молодёжь возвращается в СВОЮ СЕМЬЮ, оправившись от глухоты нравственного беспамятства.

…Сегодня актовый зал переполнен. В торжественной обстановке проходит мощное по своей значимости событие – встреча с подполковником запаса, бывшим сотрудником КГБ Вадимом Леонидовичем Вирченко, который пришёл к юношеству с рассказом о нашем земляке, бойце невидимого фронта Николае Кузнецове. Открыли встречу ведущие Арина Карнаухова и Егор Сёмочкин. Под искусно подобранный музыкальный фон и кадры военной хроники лицеисты читали написанную самой же Ариной «Оду о войне». Девушка читала её так проникновенно, что создавалось впечатление, как будто она сама была участницей тех событий, видела их «изнутри». Егор же наполнял зал силой и мужским обаянием, передавая слушателям понимание того, что происходило много десятков лет назад. Офицер почти незаметно для зрителей смахнул навернувшуюся на глазах слезу, подарил автору стихов букет ярко-красных гвоздик – символ героизма, почтения и доброй памяти.

ОДА ВОЙНЕ

 

Каждый проходит свой путь.

У каждого есть дорога.

Я расскажу свою суть

От боя и до порога.

 

Объявлена нам война.

Повсюду женщины плачут

И машут платками вслед

Своим мужьям уходящим.

 

Роняют слезы сестрицы,

Обнявшись с братьями смелыми.

Солдат идет вереница

С лицами грустно-белыми.

 

И тысячи стойких бойцов,

Жизней своих не жалея,

Под громкий стук поездов

Уносятся вдаль, на фронт.

 

Я был тогда молод, горяч,

И сердце мое пылало.

«Война для меня не палач!» –

Кричал я порой, бывало.

 

Дома ждала семья,

Любимая письма писала.

Я должен их защищать,

Во что бы то мне ни стало!

 

И с этими мыслями шел

Я каждый раз в наступленье

И видел, как мой батальон

Стремительно гиб в сражении.

 

Кровь закипала внутри,

Пули свистели кругом.

Я озверел, смотри,

Перед своим врагом.

 

Танки – большие жуки –

Ползают, землю кроша.

Солдаты, сжав кулаки,

Терпят, еле дыша.

 

Повсюду крики и кровь –

Символы этой войны.

Слышу я вновь и вновь

Вопли и выстрелы.

 

Все смешалось вокруг,

А на глазах пелена.

Это как замкнутый круг

Страшное слово – война.

 

Голод, хаос и разруха

В немых городах царят.

Смерть – седая старуха –

Ходит, людей не щадя.

 

Много я повидал,

Даже бывал в плену:

Кинули немцы в подвал,

Думали, что умру.

 

Но я им всем отомстил

За то, что убили жену,

Я ее так любил …

Смерти ее не прощу!

 

Подходит к концу война,

Многих не стало мужей.

Всех погубила она.

Люди стали черствей.

 

Вот я вернулся домой,

Войне наступил конец.

Не верится, что живой

Прибыл я наконец.

 

Мать обнимает меня,

Дрожит у нее рука.

Все это время жила

В сердце ее тоска.

 

Боль и грусть на душе

За всех погибших в бою.

Сложно поверить и в то,

Что перед вами стою.

 

Каждый проходит свой путь,

У каждого есть дорога.

Все, что прошло, не забудь,

В сердце храни своем долго.

Арина Карнаухова не новичок в литературном творчестве. Палитра её произведений многогранна. Не скупясь, она щедро делится с окружающими, доверяя слушателям самое сокровенное – свои переживания, мысли и чувства, заключённые в строках. Смотришь на Арину со стороны и не перестаёшь удивляться, как в такой хрупкой девушке может быть сосредоточено столько энергии позитива, любви ко всему живому. Человек состоит из одного «набора органов», у всех есть сердца и, если позволите, души. Но почему у одних они черствы, а у других, как у неё, душа открыта нараспашку, чувствительна и чувственна? На этот и другие вопросы мы решили узнать ответы у самой Арины Карнауховой.

– В детской игрушке «Калейдоскоп» вроде бы и стёклышки одинаковые, а узор, независимо от того, кто её вращает, при каждом повороте получается совершенно разный. А вот с узором качеств личности ребёнка другая история. Здесь очень важен делатель, т.е. «вращатель» жизненных событий, происходящих с ребёнком, их интерпретатор. Таким делателем могут оказаться родители, педагоги, друзья, герои книг и кинолент, компьютерных игр. Может им стать кумир-манипулятор из социальных сетей, полностью захвативший неокрепшее сознание ребёнка. Но в большей степени «вращателем» событий оказывается сам подросток. «Узор личности» зависит от его собственной энергии, самобытности, нравственного барометра. А может быть, от целевой установки, направленности, от осознания того, как он хочет и может ими распорядиться. Какие три качества стали основой твоего «узора» личности?

– Пожалуй, – чуть-чуть призадумалась девушка, а потом с уверенностью ответила. – Точно — это искренность, упорство, целеустремленность.

– Интересный узор! Откуда в тебе эти качества и в таком достаточно необычном сочетании? Кто из окружающих способствовал их формированию?

– Моя мама – самый важный человек в моей жизни, который научил меня браться за любое дело с чистым сердцем, относиться к окружающим с пониманием, искренностью и добротой. Она всегда учила меня быть верным и надежным другом для других, сопереживать людям, и тогда они так же смогут тебе помочь в сложных жизненных ситуациях, откликнуться на твою беду, как когда-то ты сделал это для них в свое время.

– Арина, какими словами мама смогла достучаться до твоего сознания? Другие мамы тоже этого хотят. Но у них как-то не задаётся, не получается, не складывается. «Узор» личности детей вырисовывается. Но не такой, о котором мечтали, к чему стремились. Взрослеющий ребёнок становится лживым, безвольным, инертным…

– Знаете, Николай Алексеевич, я не могла стать таковой по определению. Моя мама убеждённо говорила, что именно доброта и искренность делают мир лучше. У меня не было основания не верить ей, – улыбнулась девушка.

– Арина, с искренностью всё понятно. Но вот с другими качествами твоего узора не всё так просто. Мне кажется, они в большей степени характерны для представителей сильно пола, а не для такой изящной девушки, как ты.

– Вы имеете в виду упорство, целеустремленность? – улыбнулась собеседница. – В моей жизни есть два человека, которые научили меня никогда не сдаваться, – это мой отец и тренер по большому теннису. Своими примерами они укрепляли во мне веру в себя. Помогли понять необходимость стойкости и терпения в любом деле. Именно эти качества очень важны в современном мире, полном несправедливости и порой даже жестокости. И почему девушке не обладать ими? Что касается целеустремлённости, то важно научить ребёнка с детства ставить цели и находить способы их достижений. При этом важна поддержка окружающих. Мой лучший друг вот уже несколько лет верит в меня, несмотря ни на что. Своей жизнью подтверждает мысль о том, что благодаря четко поставленным целям человек может достичь невероятных высот. Его вера в мой успех и силу моей души делают меня, безусловно, целеустремленной личностью.

– Арина, в каждом человеке столько всего «намешано»! В нём может быть очень много прекрасных качеств. Но, согласись, одновременно с этим могут быть и такие, которые мешают развитию. Какие качества могут препятствовать совершенствованию, самореализации?

– Неуверенность, пессимизм (иногда), лень (свойственна любому человеку, живущему в нашей стране), чрезмерная самокритичность.

– Если ты осознаёшь, что они мешают, как ты с ними до сих пор уживаешься?

– А я с ними не в согласии! – засмеялась Арина. – Я стараюсь бороться с ними каждый день! Пытаюсь быть лучше, насколько это вообще возможно.

Арина как-то вся подобралась, сгруппировалась. Как маленькая гибкая кошка, готовая напасть на посягателя своей свободы, когда она вышла погулять сама по себе…

– Интересно, как это происходит?

– Стараюсь подавить их в себе, заставить себя сделать что-то, что позволит устранить их, пусть даже это не всегда приятно и сложно. А вам интересно мнение мамы о моих недостатках?

– Было бы интересно. Другие стараются скрывать их.

–По мнению мамы, чуток неряшливости в быту и эгоизм. Мама считает, что жизнь мне поможет их исправить. Но при этом всегда добавляет: «А если нет, то и не надо. Такое тоже может быть!»

– Я не хочу спрашивать, есть ли у тебя кумиры. Но мне интересна твоя социальная наблюдательность, твоя способность конструировать свою личность. Какие качества ты могла бы позаимствовать для своей личности, например, у В.В. Путина?

–Терпение, спокойствие, уверенность, ответственность, надежность.

– Очень много качеств от президента страны! Наверное, готовишься сама стать руководителем целого государства? И твой выбор для поступления в Санкт-Петербургский государственный университет на специальность «Юриспруденция» не случаен?

– А почему бы и нет?! – улыбнулась девушка. – Впрочем, его Владимир Владимирович и заканчивал. Но быть президентом – это неимоверная ответственность. Я, пожалуй, уступлю место в гонке за президентское кресло другому. Пока более достойному, чем я – снова улыбнулась Арина.

– Почему ты выбрала именно этот университет, насколько я знаю, направление по этому профилю есть и в ТГУ?

– Во-первых, это столичный вуз и образование в нём на несколько порядков выше, чем, не будь в обиду сказано, Тюменскому госуниверситету. А во-вторых, у меня не просто юриспруденция, а с углубленным изучением китайского языка и права КНР.

– Да, это действительно, очень перспективно. Арина, а что для тебя могло быть интересным у В.В. Жириновского? Если можно, то также не ограничивайся одним качеством.

– О, это, несомненно, харизматичность, настойчивость, и, знаете, принципиальность.

– Не хочу навязывать свою точку зрения. Но, как мне кажется, у Владимира Вольфовича есть особая способность предвидеть события. Его прогнозы во многом сбываются. Ты бы хотела обладать этим качеством?

– Несомненно. Для меня, как для начинающего литератора-поэта, важно не только описывать произошедшие события и связанные с ними переживания, но и попытаться заглянуть в будущее и доступным, понятным слогом подготовить читателя. Спасибо, Николай Алексеевич, возможно, я не смогла разглядеть этой способности у Жириновского. Наверное, — заулыбалась Арина, – недостаточно плотно общалась.

–  А у Евгения Плющенко?

– Несомненно, упорство, целеполагание, трудолюбие.

– А что скажешь про Ника Вуйчича? Что берём от этого удивительного маленького ростом Человечища?

– Вы попали в точку. Это Человечище! От Ника, однозначно, бесконечную любовь к окружающему миру, надежду и веру в лучшее, неиссякаемый оптимизм.

– Спасибо, Арина, за оценку именно этого Человека Мира, Человека Вселенского масштаба. А что для тебя интересного у Марии Шараповой?

– Эта личность очень мне близка. Я сама теннисистка. Безусловно, это терпение, стойкость, стрессоустойчивость, трудолюбие, любовь к своему делу, готовность идти до победного конца.

– А что скажешь про Дмитрия Билана? Я, например, на него взглянул совсем с другой стороны, когда увидел в качестве члена жюри в шоу «Голос». Сейчас его воспринимаю как весьма образованного человека и не только в музыкальном плане.

– Согласна. От Дмитрия – чувствительность, целеустремленность, искренность.

– Но есть ещё другой Дмитрий – Дмитрий Нагиев. Что для тебя интересного в этом нестандартном во всех отношениях человеке?

– К нему можно относиться по-разному. От него – харизматичность.

– А чем для тебя интересен «коллега» по творческому цеху Сергей Козлов?

– От Сергея, однозначно, – это творческое вдохновение, открытость, ответственность.

– Ответственность за что, перед кем?

– За всё, что я делаю. Или не делаю. Я понимаю всю меру ответственности.

– Не тяжело ли нести такой груз хрупкой девушке?

– Николай Алексеевич, – засмеялась Арина, – вы меня уже раз пять назвали хрупкой, того и гляди, что рассыплюсь. Не дождётесь! Не стану вас вызывать на турнир по армреслингу, чтобы убедить в своей прочности и силе. Но мою руку, натренированную многочасовыми ударами ракетки по мячу, нужно ещё выдержать!

– Верю. Ты как стальная пружина. Она может быть маленькой, но такой прочной! Это были персоны творческие. Посмотрим на известных людей другого профиля. Чем для тебя может быть интересен Жорес Алфёров? Что ты у него позаимствовала бы для своей личности?

– Систематичность, четкость поставленных целей, наблюдательность, убедительность.

– А от Сергея Шойгу?

– Уверенность, ответственность, надежность.

– Арина, нет пророков в своём отечестве. И это истина. К своим близким мы обычно особо критичны и не всегда следуем их предложениям. Скажи, пожалуйста, а какими бы качествами ты хотела быть генетически одаренной своими родителями?

– Я очень трепетно отношусь к ним. И не буду даже оспаривать вашу позицию по поводу того,что в человеке «много чего намешано». Но от своего папы я хотела бы получить сдержанность, ответственность, стойкость, терпение, сопереживание и понимание. А вот от мамы доброту, честность, сопереживание, открытость, мудрость, терпение и веру в лучшее. Она у меня бо-ольшая оптимистка!

– У тебя получился очень красивый «узор» человека с набором замечательных качеств. Разглядеть в другом столько позитива может только тот человек, который сам обладает таковым. И тем, что ты обозначила в других, в той или иной степени обладаешь сама.

– Я к этому стремлюсь. Но мне ещё предстоит так много работать над собой! Я нередко копаюсь в себе, устраиваю ревизию своей личности. Не ищу лёгких путей.

– Ты поэтому и поступила в лицей Тюменского индустриального университета? Чего тебе не хватило в школе, в которой заканчивала девятый класс? Переход в другое учебное заведения всегда сопровождается стрессом. Чем привлекателен для тебя оказался наш лицей, что ты решила рискнуть и воспользоваться правом выбора дальнейшего пути?

– Про лицей говорили, что здесь высокий уровень образования, безграничный профессионализм педагогов, с которыми можно хорошо подготовиться к государственным экзаменам. Ничуть не пожалела, что сделала именно этот выбор.

– Чем тебе запомнился лицей?

– Придерживаюсь того мнения, что человек человеку учитель. Каждый человек, с которым мне посчастливилось встретиться и познакомиться в лицее, стал моим учителем и наставником. Для меня большая честь учиться с интеллектуальной элитой области в одной группе, получать уроки от мудрых и понимающих учителей. В последний год обучения проводила больше времени в лицее, нежели дома, потому сложились довольно близкие отношения с некоторыми людьми.

– Появились ли у тебя новые качества за последние годы?

– Вера в себя. Она окрепла именно в лицее. Люди помогли мне понять, что нужно оставаться самой собой, несмотря ни на что. Стала немного умнее, осторожнее и внимательнее в принятии решений, – улыбнулась собеседница.

– Арина, я на первой лекции всегда студентам, будущим психологам, говорил, что на обыденном сознании в психологии есть два феномена: Его Величество случай и Его Высочество опыт. Какой опыт ты приобрела именно в лицее, поскольку тебе СЛУЧИЛОСЬ в нём учиться?

– Учителя и одногруппники в очередной раз доказали мне, что если идти к своей цели, мужественно справляться со всеми испытаниями, то можно покорить любые вершины. Нужно с открытым сердцем встречать каждый новый день, делиться с людьми своими мыслями и переживаниями.

– Какой самый яркий эпизод произошёл в жизни? Чему он тебя научил?

– Я убеждена, что жизнь состоит из маленьких ярких и не очень событий. Поэтому сложно сказать, что больше всего впечатлило в жизни. Каждый день я не перестаю удивляться многогранности жизни, которая кипит вокруг меня. Но, наверное, самое главное это то, что я нашла лучших в мире друзей, которые давно стали для меня настоящей семьей, способной поддержать и выслушать. Говорить о чем-то материальном, отвечая на этот вопрос, было бы нелепо, на мой взгляд.

– Каждый человек несёт по жизни какую-то миссию. Какую миссию несёшь ты?

– Хотелось бы остаться в памяти людей как человек искренний, верящий в силу добра. Пока у меня есть возможность, я буду убеждать людей в том, что преображать мир несложно, стоит лишь начать с себя. Для этого, возможно, я буду вдохновлять других своей историей, личным примером. Каждый человек значим. В этом я уверена. И каждый из нас способен сделать этот мир немного лучше. Через мое творчество я обращаюсь к людям, стараюсь сказать им, что есть тысячи вещей, которые могут сделать их счастливыми. Никогда не стоит сдаваться. Как говорил один из моих любимых писателей Антуан де Сент-Экзюпери: «Терпение – последний ключ, открывающий двери». Пытаюсь убеждать, что делиться своими переживаниями чрезвычайно необходимо в наше время, не стоит молчать о том, что действительно имеет значение. И я не молчу:

Нельзя словами украсить бездушного,

Нельзя дать нищему целый мир,

Нельзя богатому о деньгах слушать,

Нельзя ворам дать ключи от квартир.

Нельзя глухому о море рассказывать,

Нельзя слепому ходить в кино,

Нельзя и глупому что-то доказывать,

Нельзя матросу идти на дно.

Нельзя ребенка делить родителям,

Нельзя предателя оправдать,

Нельзя водителю быть не бдительным,

Нельзя солдату в бою отступать.

Нельзя больным отказывать в помощи,

Нельзя не похожих с тобой презирать,

Нельзя одинокому плакать до ночи —

Нужно ему помогать.

Нельзя голодному отказывать в ужине,

Нельзя влюбленному в душу плевать,

Нельзя замерзшему в лютой стуже

Теплый тулуп не дать.

 

– Кто из окружающих тебя в лицее оставил след в твоей жизни?

– Прежде всего, это мой куратор, учитель математики Лилия Владимировна Бельская. Несмотря на свою требовательность и строгость, она научила важнейшим законам не только математики, но и жизни. Мама считает, что Лилия Владимировна просто супер, что она строгая и, с другой стороны, участливая. Также Надежда Владимировна Файзулина, учитель русского языка и литературы, запомнится мне навсегда как человек чуткий, понимающий и добрый. Наталья Анатольевна Слинкина, учитель физики, научила встречать каждый день с улыбкой и позитивным настроем. Я приходила в пролицей к ней просто учиться. А она сумела так меня заворожить физикой, что я сидела с открытым ртом. И в лицей пришла именно к ней. Все мои одногруппники два года подавали мне пример успешного человека, успешного во всем: спорте, учебе, научной деятельности и других сферах.

– В лицее проходят не только учебные занятия, но и многое другое. Какое событие, встреча, мероприятие подтолкнуло тебя всмотреться в себя, о чём-то задуматься?

– Лицейский конкурс «ЛицАрт». Мне посчастливилось выступить со своим творчеством. Стоя на лицейской сцене, испытываешь непередаваемые ощущения. Видишь полный зал, который искренне переживает за тебя и поддерживает. Это невероятное ощущение поддержки со стороны такой большой аудитории. И все дальнейшие мои выступления на лицейской сцене проходили именно в такой волшебной атмосфере, которая навсегда останется в моей памяти. Благодаря этим встречам я смогла в дальнейшем представлять свое творчество на различных площадках города.

– Чем лицей отличается от школы? Если бы у тебя спросил младший брат или сестра, друг, сын или дочь приятелей семьи, стоит ли поступать в лицей, чтобы ты ответила и почему?

– В лицее дисциплина намного жестче, нежели в школе. Да и требования к учебе более высокие. Подход к образовательному процессу значительно отличается от обычной школы. Безусловно, я бы посоветовала лицей школьникам. Лицей действительно образовательный бренд, идеальное учебное заведение для реализации своих возможностей.

– Каким ты видишьтвоё будущее? Если бы тебе предложили эмигрировать, то ты воспользовалась бы таким шансом?

– Хочется верить в то, что меня ждет успешное будущее. Будет любимая работа, любимое дело, любящие люди рядом, уверенность в завтрашнем дне. Я люблю Россию, русская душа удивительна. Люблю наш великий и могучий русский язык. Нашу страну с такой молодежью, как выпускники лицея, ждет прекрасное будущее. В этом я ни на минуту не сомневаюсь. А эмигрировать я бы не хотела.

– Что тебе симпатизирует в твоих ровесниках?

– Активная жизненная позиция и максимализм, присущий людям моего возраста, креативные идеи и целеустремленность. Но зачастую я общаюсь с людьми много старше меня, перенимая их опыт.

– Какое качество в человеке тебе представляется наиболее ценным?

– Больше всего в людях я ценю их душевную щедрость. Она восхищает меня, вдохновляет на написание новых работ. Несколько лет назад я познакомилась со своей лучшей подругой, которая является для меня воплощением душевной красоты и преданности. Так вышло, что мы живем в разных городах. Но, несмотря на извечные расстояния, она всегда рядом со мной, что бы ни произошло. Именно она научила меня терпению, чуткости и вниманию к окружающим. Говорят, что наши друзья – это семья, которую мы выбираем сами. Так вот, у меня лучшая семья. В одном из моих стихотворений есть строки, на которые меня вдохновила именно моя лучшая подруга:

«Берегите того, кто в сердце

Поселился у вас навсегда,

И дарите ему простые,

Искренние

Слова».

– Что тебя в нашей молодёжи раздражает, вызывает другие негативные чувства?

– Легкомысленность и безответственность, неумение контролировать себя и свои эмоции, наличие вредных привычек.

– А из каких качеств могбы состоять психологический портрет «твоей половинки», с каким человеком ты хотела бы связать свою жизнь?

– Этот человек, безусловно, должен быть мне опорой и поддержкой. Должен быть сильным и чутким, готовым ради меня на все, отдающийся мне полностью, без остатка, как это делаю иногда я.

– Допускаешь ли ты развод в своей жизни? Что может стать причиной этого?

– Увы, в жизни может сложиться всякое. Я не потерплю предательства со стороны моей второй половинки.

– Что в тебе может спровоцировать чувство раздражения?

– Определенные поступки людей. Чаще всего это безнравственные поступки, противоречащие нормам морали и этики.

– Бывает ли у тебя чувство уныния, тоски, разочарования? Каковы причины этого?

– Да, разумеется, такое случается. Иногда получается так, что все идет не так, как планировала. Это выбивает из колеи. Есть разные причины, заставляющие меня грустить, одной из них также является поведение людей.

– Можно ли тебя причислить к группе людей, оптимистично смотрящих на жизнь?

– Нет, я, скорее, реалист. Трезво стараюсь смотреть на все. Ну, насколько это возможно.

– Какие чувства ты испытываешь к своим родителям?

– Я испытываю чувство глубокого уважения и гордости за то, что мои родители именно такие, какие они есть. Думаю, каждый ребенок испытывает безграничную любовь к своим родителям.

– Кто в основном занимался твоим воспитанием в семье? Назови несколько ценностей, сформированных семьёй. Может быть, есть какая-то «прикольная» фраза, постоянно звучащая в семье? И она стала прорывной в формировании твоей личности.

– Моим воспитанием в семье в основном занималась мама, хотя и отцовский вклад в мое развитие чрезвычайно важен. В семье мне привили преданность, ответственность, чуткость и внимание к просьбам людей. Прикольная фраза нашей семьи: «В любой непонятной ситуации черти косинус». Моя мама так говорит, потому что не любит математику и разбирается в ней так же плохо, как и я. И однажды я, готовясь к экзаменам, чертила график, она подошла и спросила, мол, что это такое? Я ответила, что это график косинуса. Она была очень удивлена, что косинус вообще можно начертить. И мама считает, что раз человек может начертить косинус, то он может все на свете! Своей жизнью мама меня в этом убедила.

– Каким образом?

– У моих родителей не банальные отношения. Они, прежде всего, соучастники в воспитании дочери. Я видела замечательных людей рядом и поняла, что мои дорогие родители при всех сложностях жизни могут быть друзьями.

– Арина, к сожалению, супруги в сложных жизненных ситуациях нередко становятся, как минимум, неприятелями, разрушая детско-родительские отношения. Почему твои родители составили скорее исключение, чем правило?

– Однажды я спросила у мамы, почему? Моя мамочка ответила, что она росла без отца и это на ней, безусловно, отразилось. Я благодарна родителям. Я поняла их, приняла их решение. Я довольна такой семьёй. И мне ничего не хочется менять.

– Если бы произошло событие, когда тебя публично унизили ниже некуда, как бы ты поступила?

– Умею постоять за себя и отстоять свою точку зрения. Люди, которые способны унизить, очень несчастны в глубине души, потому вызывают у меня лишь чувство жалости.

– А сейчас, пожалуйста, без лишней скромности. Опиши какой-нибудь свой поступок, за который тебепрезидент страны, если бы у него было  больше времени, написал бы письмо с благодарностью.

– Очень интересный вопрос. Но, думаю, такой поступок у меня еще впереди. Обязательно сообщу Вам, когда его совершу. Я, правда, не сделала в своей жизни ничего особенного. Но стремлюсь к этому. У каждого из нас есть какая-то цель в жизни. И у всех она разная: у кого-то это что-то материальное, будь то большая квартира или машина, кто-то стремится преуспеть в карьере, но что же касается меня, то пока я не стремлюсь к чему-то материальному, а наоборот, хочу быть счастливой и делать счастливыми людей вокруг. Ведь что может быть прекраснее, чем идти к такой великой цели, которая способна изменить наш мир к лучшему? К тому же я искренне верю в то, что если ты сегодня помог человеку, то завтра он уже поможет тебе. Верю и всегда верила в добро. В одном из моих стихотворений даже есть такие строки:

 

Я бы хотел обнять из них каждого,

Остаться в их памяти навсегда

Как человек, верящий в значимость

И в силу людского добра.

 

Именно в них ярко выражена моя жизненная позиция. Ведь нужно начать с себя, чтобы другие так же смогли дарить добро миру и людям. И сами люди, и их жизненные истории служат для меня источником вдохновения.

Конечно же, не всегда может быть все гладко в жизни. Есть очень много трудностей и испытаний. Но они нужны лишь для того, чтобы сделать нас сильнее и выносливее. У меня есть друг, который столкнулся с, казалось бы, безвыходной ситуацией в жизни — болезнь матери. Ради этого он бросил учебу, чтобы обеспечивать семью, в которой он является единственным мужчиной и защитником. Вскоре все немного наладилось, и он нашел свое предназначение в служении Богу. Никогда не перестану восхищаться этим человеком, ибо он своим примером доказал мне, что никогда не нужно сдаваться, что бы ни случилось. В свою очередь, я всегда поддерживала своего друга, находилась с ним рядом, разделяла его беду вместе с ним. Ведь для того, чтобы помочь человеку, иногда просто достаточно не оставлять его, относиться к нему с пониманием, сопереживать.

– За что ты благодарна своей судьбе?

– Я очень благодарный человек, привыкла говорить «спасибо» всем тем, кто был в моей жизни, и тем, кто в ней остался. Стараюсь всегда открываться людям, относиться к ним с доверием. Взамен на их заботу обо мне я готова подарить им свое сердце. В одном из моих стихотворений говорится об этом:

«Бери мое сердце, мне ведь не жалко,

Бери и не думай, что будет мне больно.

Оно для тебя горит огнем ярко,

Оно для тебя ведь бьется невольно».

 

Безусловно, были в моей жизни моменты, когда я абсолютно разочаровывалась в людях, считала некоторые их поступки жестокими и безнравственными. К сожалению, мы живем в мире контрастов. Где есть добро, непременно появляется зло. В стихотворении «Жертвы» говорится о человеческой жестокости и несправедливости.

Наши души вспаханы, граблями перехожены.

На глазах белесая пелена.

Ты уже не видишь, насколько больно,

Словно проглочена мной блесна.

 

Я, будто рыба со ртом открытым,

Немыми губами глотаю воздух.

Мое сердце липкой слизью покрыто,

Давно испускает последний дух.

 

Вытащив тело мое на берег,

Мне оторвут плавники.

Недаром я знал и той мысли был верен,

Что рыбы и люди — враги.

 

Выкинул кто-то меня на конвейер

В рыбном огромном цеху.

Я до последнего в лучшее верил,

Думал, что выживу.

 

Большая машина стальными ножами

Кромсает собратьев моих.

Мне очень жаль, что мы с ними стали

Жертвами для «чужих».

– Ты пишешь на очень серьёзные темы. Смогут ли их правильно понять? Не боишься остаться не услышанной своими современниками?

–Совсем нет. Однажды я была на творческом вечере и прочла несколько своих стихов. Было много народа. Люди вынуждены были сидеть на полу. Когда я читала, то обратила внимание на одну девушку. Она сильно плакала. А в перерыве она подошла ко мне и сказала: «Спасибо». Её душа откликнулась на мои строки. Я читала про одиночество. В тот момент я поняла, что могу быть услышанной. Скажу откровенно, мне это понравилось…

– Как ты относишься к чтению художественной литературы? Кто из героев произвёл на тебя особое впечатление?

– Обожаю книги. Могу читать везде, стараюсь не упускать возможности, когда могу провести свое свободное время наедине с интересной книгой. Знаете, есть очень много персонажей, которые меня вдохновляют и впечатляют. Моя жизнь неразрывно связана с замечательной сказкой «Маленький принц». И мне часто говорят о том, что я являюсь воплощением Лиса. Думаю, у нас с ним много общего.

– Немного шутки. Если бы ты нашла лампу Алладина, о чём бы ты попросила джинна?

– Очень забавный вопрос. На самом деле. Но прежде всего, я бы попросила крепкого здоровья для моих родных и близких, а также бесконечного счастья для них и себя в том числе, радости жизни.

– Почему?

– Потому что только счастливый и здоровый физически и морально человек способен пройти через все испытания, которые уготовала ему жизнь.

– А что может стать подушкой безопасности во всех испытаниях, горьких «сюрпризах» жизни?

– Это любовь. Я придерживаюсь того мнения, что любовь способна изменить человека к лучшему. Ко всем и всему нужно относиться с любовью. Именно поэтому в моем творчестве преобладает любовная лирика.

У тебя глаза – два океана,

Два бездонных пространства, в них тону, белый флаг не успев поднять.

Ты смеешься и смотришь полуустало,

Так хотелось тебе мое сердце взять.

Твои руки холоднее арктических льдов,

А стихи мои падки на недосравнения,

Ты сильнее стаи голодных львов,

Пусть присутствует хрупкость в твоих движениях.

Молча куришь, и голос твой, словно ток,

Пробирает до самых костей изувеченных.

Я сбежал бы, если бы только мог,

Но любовь твоя держит в районе предплечья.

Показал тебе звезды, которых нет,

Говорил много слов, придуманных невпопад,

Подарил прошлогодний счастливый билет.

И не нужно мне больше других наград,

Кроме радости жить на одной планете

С той, что прощалась со мной вчера

В тот холодный декабрьский вечер

У подъезда

В 9:02.

 

 

***

Ты становишься дальше, тише,

Как и все, кто был рядом со мной.

Я тебя уже больше не слышу

Ни в дожди, ни в июльский зной.

 

Твои слезы не вытереть мне,

Не смахнуть их касанием пальцев.

Как тогда, в зимы белизне

Не заставить тебя мне смеяться.

 

Если будешь меня вспоминать,

Я прошу, не пиши мне писем,

От них больно очень дышать,

На щеках от них слезный бисер.

 

Твоя жизнь еще дней полна,

Проживи их достойно и честно.

Я любовь твою навсегда

Сохраню в своем рваном сердце.

 

– Арина, а когда ты почувствовала, что в тебе есть ДАР СЛОВА?

– С детства. Всегда любила литературу, рано начала читать, любила слушать чтение мамы.

– А какая книга запомнилась первой?

– О, первой книгой, мне кажется, была книга Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон».

– Чему ты могла научиться у героев этой книги?

– Я всегда ищу смысл книги, нахожу то, чему хочу научиться. От Карлсона осваиваю способность позитивно настраиваться, быть беззаботной. Учусь умению радоваться каждому, быть верным другом.

– Замечательно. И как твои успехи?

– Я стараюсь делать это искренне. Наверное, это покажется нескромным, но у меня получается. Не получается стать такой аппетитно-пухленькой внешне, – засмеялась Арина. – А копировать модель его поведения получается точно. С детства меня учили быть верным другом.

– Как это?

– Просто я перед глазами видела пример взаимоотношений моих родителей, их друзей. Мне всегда хотелось, чтобы у меня были такие же друзья. И у меня они есть. Это люди, которые меня понимают и поддерживают.

– А ты-то их понимаешь?

– Да. Это бывает порой сложно. К каждому нужно суметь подобрать ключик, но мне было легче, потому что друзья похожи на меня. Никогда не возникало непреодолимых проблем в общении.

– Были ли случаи, когда вдруг осознавала, что вы будете жить параллельно и ваши пути-дороги должны разойтись? – Мой вопрос слегка смутил девушку. Я понял, что Арине непросто об этом вспоминать. – Если не хочешь, можешь оставить мой вопрос без ответа и комментария.

– Всё нормально. Да, произошло предательство с его стороны, и нам пришлось разойтись…

– Сверим словари. Какое событие ты расцениваешь как предательство?

– Предательство – это когда тебя заменяют другим человеком. Это непризнание твоих взглядов, принципов и при этом использование в своих целях.

– Ты не смогла его простить?

– Нет. Я его простила. Нужно же отпускать людей, которые стали тяжёлым грузом. Я много времени пыталась ему помочь. У него другая жизнь. Я думаю, что у него всё хорошо, и я этому искренне рада.

–А если всё было бы иначе, ты продолжала бы выстраивать отношения?

– Нет, это произошло бы неизбежно. Рано или поздно это бы произошло.

– Арина, если бы у тебя была возможность обратиться к Тому, Кто смог бы изменить человечество, о чём бы ты Его просила?

– А можно я обращусь строками моих стихов?

– Поэту можно…

–Пусть будут люди на этой земле

Добрыми, честными, смелыми.

Пусть будем счастливы с вами мы все

В детстве, юности, зрелости.

Пусть будут открыты нам все пути,

Пусть каждому свыше придет подмога.

Пусть солнце направит свои лучи

На наши с вами дороги.

– Арина, где можно погрузиться в твоё поэтическое творчество?

– Я буду ждать вас по адресу: https://m.vk.com/shepotheart.