Очерк пятый: Инна Ганатова

Ганатова Инна

Ганатова Инна: духовность, доброта, творчество

В лицее Тюменского индустриального университета проходит много творческих конкурсов, инновационных проектов, интеллектуальных баталий и спортивных соревнований – этакое разноплановое пространство самореализации учащейся молодёжи.

Сегодня завершает свою работу выставка творческих работ лицеистов и сотрудников «Творчество, вдохновение, труд». Какое изобилие представленных экспонатов! От живописных работ до прикладного творчества: вышивка, резьба по дереву, керамика, картины, написанные маслом, акварель…

Поразила всех зрителей изысканность живописи юной художницы – Инны Ганатовой, ученицы 11 класса картинаинформационно-технологического профиля,направления «бизнес-информатика».Все годы обучения в лицее девушка удивляла, очаровывала, восхищала представленными работами на творческих конкурсах, щедро одаривая своим творчеством учителей и одногруппников. В лицее редко встретишь кабинеты, которые не были бы украшены работами Инны.

– Николай Алексеевич, а эту картину я писала специально для вас. – Протягивая одну из самых крупных своих выставочных экспонатов, тихо сказала художница.

Когда я впервые на экспозиции увидел эту картину, она сразу же привлекла моё внимание. И не удивительно,  совершенно необычное полотно. На первый взгляд сюжет воспринимается весьма мрачно, возможно, даже мистически… На картине написан фрагмент ночи на Кавказе. Густые заросли кустов и деревьев опускают свои ветви в горное ущелье, по которому стремительно несётся горная река. Ярко светит луна. Её отблески отражаются в тёмном водном потоке. И, несомненно, притягивает и не отпускает взгляд зрителя, искусно написанный маслом матёрый волк, стоящий на скале, подняв свою голову на блестящий круг луны. Зверь будто живой. Ещё мгновение и он повернёт свою голову, устремив свой цепкий взгляд на смотрящего.

– Инна, какая мрачная картина. Но всё равно такая живая… Создаётся впечатление, что тебе удалось мастерски прописать не только объекты, но даже звуки кавказской ночи: вот-вот и мы услышим цикад, перетрескивающихся друг с другом, одинокий волк протяжно взвоет на луну…

–Это часть моей Родины, я много пишу по воспоминаниям из детства, из поездок к бабушке, другим родственникам. У меня много светлых, очень сочных, тёплых работ. А в этой решила написать сумеречный сюжет, очень важный для меня в определённый момент моей жизни. И он связан с вами. – Девушка блеснула белоснежной улыбкой.

– Интересный поворот. Ты действительно эту картину посвятила мне?

Инна кивнула головой, хитро бросив взгляд ярко очерченныхглаз чёрными пушистыми ресницами.

– Николай Алексеевич, эта картина вам.

Я только сейчас сообразил, что девушка до сих пор держит тяжёлую картину в раме в своих изящных, очень музыкальных руках.

– Спасибо Инна, мне очень приятно. Сюжет, честно сказать, неожиданный. Ты говоришь, что её посвятила мне,значит, она как-то связана со мной?

– Да, это так – снова искренноулыбнулась красивая девушка: ничего лишнего, правильные черты, разлёт бровей на аристократически бледномлице.

Прислонив картину к стене, пытаюсь мысленно сопоставить её сюжет со своей личностью. Может быть что-то связано с луной? – бросаю взгляд на один из значимых фрагментов полотна. Возможно, лицеистка видит, что ребята ко мне как мотыльки слетаются  на свет. А вдруг я представляюсь ей горной рекой, энергично сбрасывающая свой поток. А не скала ли? Этакое незыблемое для кого-то основание. Возможно, это отблеск луны в потоке реки?И я отражаю всегда увиденное? Мой взгляд пытается выцепить что-то на картине, ведомое только самой художнице. –Но не волк же я – такой величественный, матёрый, грозный. (Интересно, грозный – это же название столичного города Чечни, как молния пронеслось у меня в голове). Какой из меня волк, так, в лучшем случае, – щенок. Может действительно скала для этого зверя мощное основание, человек-то я очень ответственный, обязательный. Рой мыслей мечется у меня в голове. Ну подарок, загадка, ребус, которые нужно обязательно разгадать.

– Инна, а какое моё место на картине? – с интересом спрашиваю у девушки. – Не в кустах ли сижу где-нибудь на вершине горы? – пытаюсь как-то шуткой разрядить своё напряжение.

– Николай Алексеевич, – снова засмеялась художница – как вы не догадываетесь? Вот это вы и есть – показывает пальчиком на волка.

– Очень неожиданно. Я кем угодно мог допустить твоё образное представление меня, но не в образе зверя. –А у самого снова мелькают мысли: значит, она меня представляет хищным, злым и одиноким, очень опасным, коварным. Во доработался, что дети воспринимают меня таким зверюгой! Такое откровение на этапе педагогической зрелости…– А почему волка-то? – любопытство и привычка исследователя докопаться до сути берут верх.

–Для чеченского народа волк – символ мужества, лидерства, героизма, это тотем – носитель ответственности. Я вас, Николай Алексеевич, таким и считаю. Руководить лицеем, в котором такие разные, но по-своему талантливые дети, коллектив педагогов особенный, чаще привыкший управлять другими, чем подчиняться не под силу каждому. У вас есть идея, за ней следуют. При всей своей интеллигентной мягкости, у вас – смеётся – не забалуешь. Такое впечатление, что вы видите всех и каждого насквозь.

–Спасибо, Инна. А давай поговорим о тебе, ты человек незаурядный, что называется со своим лицом.

– Николай Алексеевич, мне очень интересно, а с каким образом я у вас ассоциируюсь?

– Княжна, чеченская княжна – не задумываясь, ответил я. – Твоя стать, поступь, благородство не только очертаний, но и характера. А самое главное – в тебе чувствуется духовное начало и глубокое осмысление того, что с тобой и другими происходит.

Девушка скромно опустила глаза. Вспыхнувший румянец засвидетельствовал её переживания.

– Мне кажется, ты редко ошибаешься.

– Может быть. Несомненно, я обдумываю, прежде чем ответить, а тем более сделать. Раньше моя медлительность воспринималась и родителями, и учителями как недостаток. Но я его сумела превратить в достоинство. Сейчас медлительность мне помогает. Я их называю паузами долга. Меня воспитывали как дочь чеченского народа. Я не имею права нарушить свой долг, поэтому в паузе сверяю свои побуждения с внутренним кодексом. Вы же сами на лекциях многократно учили «Сверим словари», чтобы было однозначно всеми понято. И я научилась постоянно сверять мысли с положениями принятого мною чувства долга.

– Инна, сегодня не часто можно встретить молодых людей с пониманием очень серьёзных вещей, о которых ты сейчас говоришь. Долг – базовое нравственное понятие. К сожалению, современная молодёжь, напичканная западными ценностями мнимой свободы и либерализма, чаще рассуждает иначе. Они никому ничего не должны: ни Родине, ни народу, ни своей семье, ни-ко-му! Значительная часть российской молодёжи освободила себя от каких бы то ни было обязательств. Я рад тому, что это прошло мимо тебя. Уверен, что другого не могло и быть. Откуда в тебе это? Какие семейные (духовные) скрепы твоей личности, из чего состоитстержень, духовный фундамент? Если можно, назови три своих ключевых качества.

– Чеченка я, и это значит много!

Достоинство и честь – мои друзья.

Быть дочерью столь славного народа,

Награды нету лучше для меня!

Горда и величаво хожу я по земле,

Дороже и милее нет места мне нигде.

Чечня моя родная, Чечня моя душа!

Я девушка–Чеченка, и этим я горда!

Я стремлюсь к тому, чтобы таковыми качествами стали: достоинство, честь, скромность. И этот небольшой стишок я привела в пример не для того, чтобы спровоцировать межнациональную рознь, а чтобы обозначить, почему в моем лексиконе так часто звучат слова честь и достоинство. Я люблю традиции и обычаи моего народа, именно в них заложены жизненно необходимые понятия, которые позволяют мне не чернеть лицом. Наверное, это потому, мои родители и брат и вся наша родня своим образом жизни привили мне любовь к нашим национальным чеченским адатам. Адат – это нравственный свод законов, который представляет с собой некий кодекс чести. У нас, у чеченцев, очень строгие законы. И многим представителям других национальностей их сложно понять. И, тем не менее, нами многие восхищаются как людьми духовно развитыми. В Чечне нет детских домов и домов для престарелых. И никогда не было и точно не будет, потому что у чеченцев всегда найдется родственник, который позаботится о сироте и о престарелом. Другого не может быть по определению.

– Каждый человек несёт по жизни какую-то миссию. Какую, на твой взгляд, миссию несёшь ты. Почему ты так думаешь?

–  Моя миссия, как бы это не звучало высокопарно, – сделать мир чище, светлее. А для этого нужно делать добро, своими поступками утверждать основы духовной морали. Я не говорю о том, что это будет какое-то воспроизведение нотаций по отношению к обществу. Своим образом жизни, своей оболочкой я ненавязчиво показываю окружающим, что жить по доброте, по устоям морали есть настоящее счастье, к которому так стремятся многие, но им почему-то не дается постичь этой радости. Почему? Это первый вопрос, который должен задать себе человек, стремящийся познать смысл жизни.

– Можно ли тебя причислить к группе людей, оптимистично смотрящих на жизнь? Почему?

– Конечно же, я оптимистка – засмеялась девушка. – Да, меня точно можно отнести к людям, оптимистично смотрящим на жизнь. Я очень люблю улыбаться, мне кажется, улыбаясь, я  притягиваю к себе позитив и хороших людей. А вообще в священной книге для мусульман «Коране» сказано, что улыбаться – это сунна. Сунна – образец правильной жизни для мусульман. Насколько я знаю, у христиан, уныние тоже считается грехом. У нас очень много общего. И задача людей не искать противоположности, противоречия, а найти нечто объединяющее, то, что может соединять, не навредить, сделать мир безопаснее. Я знаю точно, что ни я, ни мои родственники никогда не выйдут замуж и не женятся, например, на иноверцах. Но точно знаю, что национальность, вероисповедание не станут препятствием добрым, уважительным отношениям. У нас много друзей, близких по душевным качествам людей не из круга чеченцев.

–   А сейчас, пожалуйста, без излишней скромности опиши какой-нибудь свой поступок, за который тебе, если бы у президента страны было бы больше времени, написал письмо с благодарностью.

– Мне кажется, что хорошие поступки я совершаю каждый день.Но по- настоящему героических не было точно. Иногда мы даже не задумываемся о ценности поступков, это стало или традицией, или привычкой, чем-то само собой разумеющимся. Например, в моей семье хлеб никогда не выкидывают, мы кладем его на подоконник, чтобы его могли съесть птички. Остатки еды мы кладем в отдельный пакет, и приносим его к мусорным контейнерам, чтобы бездомные животные могли поесть. Кто-то подумает, что это банальные вещи, а для меня это важно. Еще ребенком я часто тратила свои карманные деньги на еду бездомным животным. Возвращаясь из лицея домой я частенько встречаю на своем пути попрошаек. Вместо того, чтобы этим несчастным подать деньги, я захожу в ближайший продуктовый магазин и покупаю им воду с каким-нибудь мучным изделием. Мне кажется это более правильным. Как-то на лекции вы говорили, что не стоит осуждать, рассуждать, куда человек, оказавшийся в таком трудном положении, потратит деньги, которые мы подадим. У нас всегда есть выбор – подать ему милостыню или пройти мимо. И я запомнила ваши слова: «Было бы лучшим, если бы мы этого человека хоть на мгновение чуть-чуть сделали счастливым». Но мне бы не хотелось, чтобы переданные мною деньги были потрачены на алкоголь. Года два назад, выкидывая мусор, я обнаружила рядом с мусорным контейнером молодого человека, который, по всей видимости, был, как-бы некрасиво это звучало,  «бомжом». Но меня поразило то, что он читал книгу…Когда я рассказала о нем маме, она тут же отправила меня к нему с пакетом еды и деньгами. При этом  предостерегла меня, чтобы я не подходила к нему, а лишь поставила пакет неподалеку от него и ушла. Когда я выполнила поручение мамы, этот молодой человек выразил мне огромную благодарность. И я подумала, что мы его сделали чуть счастливее, скрасив его бедственное положение своим вниманием. Очень жаль, что в России есть детские дома, дома для престарелых и бомжи. Я была бы безмерно благодарна нашему президенту, если бы он проявил диктаторскую позицию в решении этой по нечеловечески безобразной проблеме.

– Инна, ты создаёшь впечатление человека очень мягкого, доброго. Это было для тебя присущим с детства?

– О, Николай Алексеевич, наверное, это ошибочно. Кто меня знает более близко, тот видел меня и с искрами в глазах! – засмеялась девушка. – С детства я была девочкой с боевым характером. Сделать мне больно было равносильно самоубийству для моего «собеседника». – Вдруг сделавшись очень серьёзной, продолжила девушка – Когда я стала взрослеть, то в моем сознании произошли значительные перемены. Я стала осознавать, что люди обижают других не от хорошей жизни. Знаете, это как проржавевший электрический провод. Пока он был цел и прочен, он был безобиден. А вот потом… И я поняла, что отвечать обидчику грубостью было бы не очень гуманно с моей стороны. Сдержанность – это та ценность, к которой я пришла через долгие годы. Сдержать себя в гневе, есть великая мудрость. Унизить человека – это плохо и не позволительно для уважающего себя человека.  Благородство, по мне, это умение поставить себя на место другого человека, убрать свое я, и позаботиться о благополучии окружающих. Делать добро, дарить любовь людям, есть истинное счастье.

Смотришь в чистые глаза этому совсем ещё юному человеку и начинаешь верить в искренность всего услышанного.

– Инна, кто заложил в твоём сознании эти истинно гуманистические установки?

– Значимую лепту в формирование моего отношение к миру и его обитателям, естественно, внесла моя семья. В моей семье никогда не было какого-то навязчивого объяснения правильной жизни. Я росла, духовно развивалась, наблюдая за своими дорогими сердцу родителями и братом.

– Инна, я сразу почувствовал гармоничность твоих с братом отношений, когда ты впервые представила своё творчество на конкурсе «Лицарт». Ты исполняла песню, а старший брат страстно танцевал чеченский танец. Мне кажется, не часто встречается такая включённость во внутренний мир и жизнь сестры. Защитить её от наглых, дерзких посягательств, некорректного поведения от хулиганов – это да. А вот собственным танцем на сцене в творчестве поддержать младшую сестру – это для большинства парней из ряда вон выходящее. Я очень рад, что у тебя есть старший брат и он настоящий.

– Вы попали в точку. Я горжусь своим братом, он действительно настоящий, честный, очень мужественный.

– Немного шутки. Если бы ты нашла лампу Алладина, о чём бы ты попросила джина?

– На шутку отвечу шуткой. Отнесла бы эту лампу к муле(религиозному деятелю) с просьбой уверовать джина во Всемогущество Всевышнего. Каждый день я благодарю Всевышнего за то, что имею и прошу его о благополучии людей всего земного шара. Не бывает злых людей, бывают несчастные глупцы.

– Почему?

– Почему? Потому что джин тоже существо и потому, мне жалко его,ведь если он не уверует во Всемогущество Всевышнего, то его ожидает гиена огненная.

– Очень необычно. Типично на этот вопрос люди просят что-то для себя и своих близких. А ты думаешь другими масштабами. Интересно, а что в тебе может спровоцировать чувство раздражения? Как это проявляется?

– Вот уж точно чувство раздражения во мне может спровоцировать лицемерие. Я остерегаюсь общество неискренних лживых людей. Проявляется это в том, что я держусь от них подальше.

–  Бывает ли у тебя чувство уныния, тоски, разочарования? Каковы причины этому? Как ты с этим справляешься?

– Да, бывает…Я хочу, чтобы все люди были добрыми, чистыми сердцем…Мне грустно от того, что в нашем мире люди все чаще ищут счастье в материальном достатке, нежели в духовном богатстве. Чувство уныния, тоски, разочарования во мне вызывают люди, в которых нет человека…Мне сложно однозначно ответить, как я с этим справляюсь, но приблизительно так: часа два плачу, затем отрываю окно и дышу свежим воздухом, а потом совершаю молитву и прошу Всевышнего о том, чтобы он очистил сердца людей от черствости и прошу, чтобы остерег мою душу от плохого, безнравственного.

– Какие чувства ты испытываешь к своим родителям?

– Я безумно люблю и уважаю своих родителей. Мне посчастливилось родиться в семье, где высоко ценится кодекс чести и достоинства.

– Какими качествами они наделили именно тебя?

– Вопрос очень серьёзный. И надо на него ответить как можно правдивее. Мы же с вами честно говорим обо всём. Наверное, от папы: хитрость (на этом слове искорки забегали в глазах девушки), спокойствие, коммуникабельность. А вот от мамы: искренность, хозяйственность, мягкосердечность.

– В чём основное воспитательное кредо твоих родителей?

– Я бы сказала, это ненавязчивый контроль. Родители старались делать это в мягкой форме. Друзей я выбирала сама и мама с папой всегда знали о появлении нового персонажа в моей жизни. Они часто беседовали со мной по поводу новых знакомых, друзей, зачастую инициатором разговора была я сама. Ненавязчивость прослеживалась во всём. Например, для меня с детства была характерной вспыльчивость. На обиду, причиненную мне со стороны собеседника,я отвечала агрессией. Знаете, была очень своенравной и переубедить меня в чем-то было сложно, постоянно требовала ответ:«А почему так, а не по-другому?». Признаться, родителям было нелегко проявлять терпение и объяснять на их взгляд, какие-то глупые, вопросы по сто раз. Родители ненавязчиво приучали меня к спокойствию.Мама объясняла мне, что девочка должна быть нежной, скромной, сдержанной… Зачастую подтрунивала надо мной, изображая какой страшной выгляжу, когда проявляю несдержанность. И это весьма благоприятно сказывалось на мне. Мне совсем не хотелось так выглядеть. Я маме очень благодарна за её такой артистизм. Я не хотела, чтобы меня другие видели такой смешной и глупой.

– Видят ли в тебе недостатки твои родители?

– Естественно, например, мама считает, что я постоянно кушаю, словно торнадо сметая все со стола.

–  Если бы произошло событие, когда тебя публично унизили ниже некуда, как бы ты поступила?

Ненадолго задумавшись, девушка ответила:

– В течение двух  минут стояла бы молча, выпуская из себя весь навалившийся на меня негатив. Затем, попыталась бы проанализировать, сложившуюся ситуацию. Ну, а после, достойно держала бы ответ, и с высоко поднятой головой, покинула бы общество данного человека, оставив его со своей совестью.

– Инна, почему ты поступила в лицей, он же изначально позиционировался как технический? Честно сказать, непросто тебя воспринимать «технически».

– Потому что страстно желала в нем обучаться. Я и мои родители много слышали позитивного о лицее,о педагогах и ребятах, которые в нём обучаются. И мне показалось, что поступив туда, я получу возможность дальнейшего совершенствования. А для меня это важно. Я должна стать более полезной семье, стране, своему народы и у меня появился шанс. Я не могла его не использовать.

– Что привнесли в твою жизнь два года обучения в лицее?

– Бурю положительных эмоций! За два года обучения в лицее я приобрела множество хороших знакомых и друзей. В лицее я нашла мою родственную душу Александру Олохову. Этот замечательный человечек постоянно заряжает меня позитивом, ее можно сравнить с солнышком, лучики которого всегда согреют.Обучаясь в лицее, я стала получать удовольствие от учебы, от общения с педагогами, ребятами. В лицее даже гардеробщицы и уборщица служебных помещений заряжают меня позитивной энергией, потому что всегда согреют теплой улыбкой и красивыми словами. Лицей помог духовно расти, ведь мудростью и чистотой сердец здесь обладают не только педагоги, но и многие лицеисты. Интеллектуальный экзамен, как мне кажется, очень даже помогает отобрать в лицей достойных человечков. С первых дней стала чувствовать себя в комфортной среде, потому что все здесь построено на взаимоуважении и доброте.

– Инна, а какие свои качества ты целенаправленно развивала, оттачивала, шлифовала?

– Не знаю можно ли назвать это совершенствованием качества, может быть, это уже было во мне заложено, просто не было случая воспользоваться этим. Это борьба до последнего вздоха. Наверное, это прозвучит смешно, но боролась я за баллы. Набрать необходимые баллы не так уж просто, в лицее никто не будет бегать за учеником, напоминая о необходимости сдать какую-то работу, тут ребенок сам предоставлен себе, это побуждает взрослеть, стимулирует становиться самостоятельным. И это закаляет, развивает чувство ответственности, дает некий адреналин.

– Инна, тебя послушаешь, и возникает мысль, что учиться в лицее сверхтрудно.

– Нет, что вы! В лицее обучаться не сложно, а очень даже интересно. Когда я поступала в лицей, действительно, испытывала чувство страха, поскольку боялась, что здесь из меня будут пытаться сделать ботаника и из девушки превращать в нечто, напоминающее компьютер. Оказалось, наоборот, в лицее, главная цель педагогического коллектива заключается не в том, чтобы сделать из детей нафаршированную рыбу, не умеющую плавать, а цель директора и его команды – это формирование истинных лидеров, готовых к подаркам этой непростой, но интересной жизни.

– Кто оставил значимый след в твоей жизни из окружающих тебя в лицее людей? Как это произошло? Почему?

– Конечно же это вы, Николай Алексеевич, – улыбаясь, Инна взглядом показала на прислонённую к стене подаренную картину– Благодаря вам, я нашла ответы на многие вопросы, волновавшие меня. Вам удалось привить у меня интерес ко всем жизненно важным проблемам, над которыми бьются многие люди. Вы ненавязчиво, очень осторожно побудили меня заглянуть в себя и понять, что я могу изменить мир к лучшему, потому что умею искренне любить все живое на этой Земле. Но это и преподавательский состав, техничка и лицеисты, ставшие моими друзьями.Педагоги лицея очень внимательно относятся к обучающимся. Абсолютно каждый преподаватель умеет подобрать ключик к сердцу лицеиста. Это люди, которые обучают не только по конкретным предметам, но и дают мудрые, жизненно важные советы. С ними всегда бывает, о чем поговорить, им удается заряжать окружающих людей оптимизмом, уверовать в светлое будущее. Они определенно оставили след в моей жизни, я никогда не забуду их теплые напутственные слова. Ещё у нас в лицее работает очень добрая, светлая, мудрая техничка. Каждый день, который я проводила в лицее, я слышала от нее красивые, жизненно важные слова. Это женщина в очень зрелом возрасте.Она определенно прошла через многое, немало повидала в своей жизни, но ей удалось сохранить в себе достойного человека, который умеет радоваться абсолютно любым мелочам. Она напоминает мне, моих бабушек, которые, к сожалению, живут далеко от меня.Рядом с ней я погружаюсь в теплую милую родную обстановку. Нина Михайловна определенно оставила след в моей жизни, очень красивый и дорогой моему сердцу след. Я никогда ее не забуду, и мне очень хочется, чтобы на нашей Земле было, как можно больше таких славных, как она людей.

– Как ты думаешь, как состоится твоё будущее? Какое будущее у России? Если бы тебе предложили иммигрировать, то ты воспользовался бы этим шансом?

– Я верю в лучшее, думаю, у меня будет счастливое будущее в окружении любимых сердцу мне людей,  и все жизненные трудности я буду встречать с улыбкой на лице. Дай Всевышний россиянам духовно богатеть и тогда у нас будет очень счастливая страна. Зачем мне иммигрировать? Здесь моя родина, мое детство, любимые моему сердцу люди.