Очерк восьмой: Али Ильясов

Али Ильясов

Али Ильясов: по стопам отца…

Подростковая среда – явление нестандартное. Она может быть враждебно-холодной, равнодушной или молодецки-разухабистой, рискованной – без тормозов, а может быть очень ранимой и нежной, романтичной. Совершенно особая подростковая среда в элитарных учебных заведениях, например, суворовских или кадетских, нахимовских училищах, школах олимпийского резерва, гимназиях и лицеях при вузах, где воспитанники прошли достаточно жёсткий отбор со сложными вступительными испытаниями. Туда зачисляют лучших, там формируется научная, военная, инженерная элита. Но в процессе получения образования, к сожалению, не все могут справиться с неимоверно высокой учебной, эмоциональной, физической нагрузкой. Вполне подготовленные академически к овладению программой повышенного уровня сложности лицея Тюменского индустриального университета, но не готовые социально даже в случае серьёзной помощи и сопровождения педагогов из-за своей неспособности управлять собственным временем вынуждены отчисляться. Некоторым из ребят не легко интегрироваться в педагогическую систему лицея, в каком-то смысле копию обучения в вузе: пары, ряд сложных дополнительных дисциплин, которые читают доценты и профессора кафедр, балльно-рейтинговая система вместо привычных школьных оценок, необходимость ориентироваться в графике контрольных точек (период сдачи тематических зачётов), чтобы не выходить на экзаменационную сессию. Они, к сожалению, не привыкли работать самостоятельно, планировать собственный день, при высокой загруженности рационально распределять время. Возможно, они научились ставить цели, но ещё не способны находить ресурсы для их достижения, определять приоритеты своей деятельности;встречаясь со множеством трудностей и не справляясь с ними, окончательно утрачивают учебную мотивацию. Зато они не упускают шанс погружения в романтические отношения, мир собственных увлечений. Каждый случай отчисления из лицея воспринимается администрацией и учителями как своё педагогическое поражение, профессиональное несовершенство – не получилось выстроить образовательную траекторию ребёнка с учётом его предела возможностей и уровнем самостоятельности, не смогли взрослые найти и запустить у подростка резервные механизмы самопомощи.Возможно, вернувшись в обычной школе к привычному для себя режиму, молодому человеку проще подготовиться к ЕГЭ и завершить ступень общего образования.

Среда лицея нестандартна ещё и тем, что в основном здесь обучаются мальчики – до 70%. Естественно, при таком раскладе среда становится априори конкурентной. Незначительное количество представительниц прекрасного пола стимулирует парней к проявлению лучших качеств. Естественно, с их собственных позиций. И здесь игра мышцами не в приоритете. Для самих талантливых, высоко мотивированных девушек предпочтительны молодые люди умные, сообразительные, находчивые, способные дипломатично договариваться и решать возникшие проблемы, выдержанные, собранные и целеустремлённые, для которых честь и достоинство – не пустые слова.

Несомненно, и в лицейской среде могут появиться приколисты, шутки которых не всегда корректны и несут позитивно-дружеский смысл. Это характерно для периода вхождения ребят в лицейскую жизнь на адаптационной смене (традиционный трёхдневный выезд в загородный лагерь «Алые паруса») после зачисления. Правила группы ещё не сформированы, и новички борются за место под солнцем теми стратегиями и тактиками поведения, которые воспринимались ранее эффективными, вполне приемлемыми в ситуациях знакомства и вхождения в новый коллектив. Раньше-то они срабатывали, и с помощью юмора эти ребята завоёвывали комфортную позицию, выстраивали отношения, иногда даже становясь лидерами в подростковой среде. Иной разв группе попадался пересмешник со жгучим юмором, провоцируя выпады в сторону слабых, незащищённых ребят. И в этом случае важна роль куратора группы и нравственных ориентиров одноклассников. При попустительстве взрослых группы «залипают» на кажущихся им искромётными весёлых приколах, оставаясь равнодушными к переживаниям задетых за живое, впечатлительных ребят независимо от их пола. Несомненно, жертвы таких шуток своим поведением сами провоцируют очередные выпады шутников. В таких случаях приходится администрации вмешиваться и направлять таких подростков на «рельсы красивого взросления».

В группе, в которой появился Али Ильясов, такого не могло быть по определению. Парень как-то незаметно, но сразу обозначил свою позицию, что никого не даст в обиду. При нём ли, без него ли в группе этого никогда не будет. Особенно это касается девушек. Возможно, в этом особую роль сыграла куратор группы Наталья Анатольевна Слинкина, которая своею душевностью, тёплыми, именно тёплыми, поддерживающими шутками подбадривала подростков. И очень расстраивалась, когда в группе появлялись какие-то напряжённые ситуации. Али сразу проникся к учителю безграничным уважением и сыновнею любовью. Н.А. Слинкина сразу заприметила этого красивого парня с благородной (не искусственно напыщенной) осанкой. Он отличался от многих сверстников своей юной мужественностью, физической силой и выраженной сдержанностью (наверное, некоторые могли это качество неправильно истолковать как холодность). Парень воистину старается жить по принципу «семь раз отмерь, один отрежь». Хотя бывали ситуации, когда кавказская горячность вскипала в молодом человеке, но это было чрезвычайно редко и для него совершенно не характерно. Вулкан и тот «оживает», и из его кратера вырывается огненная лава.

Однажды такой случай произошёл с самой Натальей Анатольевной в кабинете физики. После четвёртой пары Али консультировался по сложной теме. Понимая, что парень к этому времени проголодался, учительница предложила перед занятием выпить по чашке чая. Как настоящий горец, парень побежал в соседнее с лицеем здание, где располагался магазин «Весна».Там всегда продавали свежую и очень вкусную выпечку. Через несколько минут Али уже раскладывал на столе приятно пахнущую пиццу. И вдруг он заметил, что его любимая учительница не притрагивается к принесённому угощению. Совершенно неожиданно для Натальи Анатольевны парень вскипел и каким-то сдавленным от волнения голосом сказал:

– Вы не едите пиццу, потому что вас угощает чеченец?– серые, всегда такие внимательные глаза парня стали вдруг стальными, взгляд напряжённо острым.

У Натальи Анатольевны итак огромные глаза, а в этот момент они расширились до половины лица.

– Да ты что, Али, – быстро–быстро захлопав ресницами,пробормотала женщина. – Я очень уважаю чеченцев, просто подумала, что ты голоден, а я обойдусь печеньем и конфетами. Ты же мужчина, – уже взяв себя в руки, спокойно сказала учительница. – Тебе же нужно становиться ещё крепче, на тебе ответственность не только за себя, свою семью, но и за весь род Ильясовых.

Парень сразу расслабился. Его молчание означало согласие, мол, это так…

Фамилия Ильясовых достаточно известная не только в Чечне, Тюменской области, но и в России. Среди её носителей много известных специалистов: офицеров, сотрудников УВД (сейчас полиции), военных, врачей, инженеров-строителей, общественных и государственных деятелей.

У чеченского народа мощная генетическая память. Вот почему авторитет рода, складывающийся многими годами по крупицам, бережно хранится и наращивается из поколения в поколение, становясь так называемым родовым репутационным капиталом. И в случае его состоятельности (авторитетности) фамилия становится не просто визитной карточкой её носителя, но и безоговорочным пропуском в сферу доверия других родов и сообществ. Поэтому родственники, земляки бережно хранят память о предках, передавая культ доверия следующим поколениям.

– Али, какой эпизод в жизни рода Ильясовых особенно значим для твоих родственников и памятен для земляков?

– Я даже не знаю, с чего начать. Таких эпизодов множество,– растерялся молодой человек.

– А ты расскажи то, что сразу всплыло в памяти. Это и есть изюминка, знаешь, этакое родовое сокровище. Это словно какая-то семейная реликвия. Например, у кого-то икона святого, которая охраняет семью, какой-то оберег, а у другого – это старинная ценность. Я знаю одну девушку-чеченку, у которой есть очень старинный национальный пояс-украшение. И она его надевает в каких-то значимых для себя ситуациях. А у некоторых это что-то из категории духовных скреп – история события, произошедшего с близким родственником. Например, для тебя и твоих родителей какое событие оказалось таковым?

–  А вы знаете, действительно, нет-нет, да и всплывёт одно событие в истории нашей семьи, – задумался парень, –  оно вспоминается не только нашими родственниками. Когда мы приезжаем в родное селение родителей, то при встрече обязательно от кого-нибудь услышишь, мол, это же внук самого Ахмеда Ильясова!

– Интересно. А почему с таким почтением вспоминается твой дедушка?

– История этого события очень тесно связана с трагедией чеченского народа – фактом переселения чеченцев в степи Казахстана. Знаете, какая-то генетическая связь, такая органичная, что при воспоминаниях об этих событиях даже мурашки начинают бегать по коже, хотя меня, естественно, там не было. Представляете, стариков, женщин, детей очень долго везли в товарных составах для транспортировки скота в неизвестном направлении. Переселенцам оставалось же только молиться. И вот поезд остановился в бескрайней степи. Зима, лютый пронизывающий до самых костей ветер… Военные дали команду выгружаться. Бросив лопаты, кирки со словами: «Выживете, будете жить», – оставили несчастных, но гордых людей. А сами под протяжный гудок паровоза, воспринятый как насмешка, уехали. – При этих словах молодой человек напрягся как струна. – Для южных людей, привыкших к солнечному свету и теплу, а в горах спасающихся тёплой одеждой из натуральной овчины, оказаться зимой в голой, без снега промёрзшей степи — смерти подобно.  Людей от голода и холода, непрекращающихся болезней погибло очень много. Не хочется ворошить те давние события, но приходится… Николай Алексеевич, я почему их вспомнил – всё ваш вопрос, – заулыбался парень. – А самое главное, у нас дедушка Ахмед, отец моего отца, был умелым портным. Для чеченца это довольно-таки непривычное, редкое умение. А он мог ещё и шить головные уборы из сукна —   такие военные фуражки, — кожаные сапоги. И это умение оказалось в той трагической ситуации просто спасением для многих людей, таким даром Божиим. Знаете, скольким землякам он помог выжить, сколько спас людей от верной гибели? И это никогда не забывается. Я даже предполагаю, что внуки и правнуки участников тех событий могут и не помнить факт соучастия нашего дедушки в судьбе их семьи, а уважение, оно какое-то безоговорочное, передаётся на нас, Ильясовых. Дед такую лепту внёс в копилку уважения своего рода! Мой отец всегда напоминает мне и моим братьям, своим многочисленным племянникам о том, что мы должны бережно хранить эту память, чтобы никак и ничем её не омрачить, чтобы дед мог нами гордиться.

– Я понимаю тебя, Али. Ты говоришь об очень серьёзных вещах. Твой рассказ не пустые слова. В глубокой истории нашей страны и истории современной произошло много событий. Они разные: и героические, и трагические. Несомненно,задача современных поколений не допустить повторения болезненного прошлого, исправить трагические ошибки, справиться с искушениями. Знаешь, Али, я уверен, что нам, всем россиянам, есть чему поучиться друг у друга. Кстати, русских всегда восхищал, а иногда и раздражал тот факт, что все кавказцы оказывались родственниками, поддерживая друг друга, всегда были готовы незамедлительно отреагировать защитой своего земляка или просто представителя своего этноса. Особенно это заметно в армии. У славян тоже есть феномен землячества. Но, к сожалению, он даже в армии теряет свою значимость, социокультурную ценность.

Был проведён очень интересный социальный эксперимент. По его замыслу создавалась ситуация «приставания» к девушке славянской внешности и девушке – представительнице кавказского этноса – молодыми людьми «противоположной» национальности. Эксперимент проходил в крупном торговом центре, где обычно встречаются люди разных национальностей. В ходе эксперимента было многократно зафиксировано, мягко выражаясь, игнорирование проходящими мимо людьми ситуации, когда к девушке славянской национальности «пристаёт» молодой человек с Кавказа. Но стоило разыграть иной сценарий события, когда к девушке из южного региона пристаёт славянин, то в этом случае  как из-под земли незамедлительно вырастал парень-кавказец и достаточно жёстко, напористо вступался за девушку. И что было интересным. Когда ему задавался вопрос, мол, тебе-то какое дело, он,не задумываясь, утверждал, что это его сестра. Ненавязчиво возникает вывод – что-то не то и не так происходит в славянской системе воспитания. И нам однозначно есть, чему поучиться, например, у чеченцев.

– Али, попробуй объяснить обнаруженный в эксперименте феномен. Почему парни с Кавказа так реагировали? Какой, на твой взгляд, есть секрет воспитания кавказской молодёжи?

–  Нас с раннего детства учат уважению к старшим. Это не означает, что к старшим относятся только взрослые – родители, тёти, дяди и тем более дедушки и бабушки. Старший – это тот, кто просто оказался волею судьбы старшим по возрасту, например, мой старший брат Лом-али или сестра Медина. У нас очень чётко действует «табель о рангах», к старшему по возрасту брату я должен всегда показывать, вернее, чувствовать уважение, почитание, независимо от его успешности или наоборот. И это происходит как очевидное и само собой разумеющееся.

– Не понимаю, почему этого не происходит, например, в русских семьях?

– Во-первых, ребёнок не слепой и видит отношения среди окружающих его людей. Он просто считывает «рисунок» взаимодействий и переносит на свои отношения с окружающими. Более того, взрослые устанавливают порядок, своеобразный уклад в семье. Например, возникла у кого-то из моих младших братьев-близнецов или у меня самого проблемная ситуация. Ребёнок приходит к маме, а она ему говорит: «Иди к старшему брату, спроси, он поможет». И это система. Ты начинаешь понимать, что старший брат более опытен, что ему доверяют родители.И это знание становится для ребёнка нормой. Николай Алексеевич, вы же сами говорили на лекциях: «Принято как данность». Вот эта данность и формируется в чеченских семьях.

– Али, а как бы ты поступил, если бы сам попал в ситуацию того эксперимента?

Парень, не задумываясь, ответил:

– Точно также.

– Почему?

– Потому что та девушка мне как сестра. Пройти мимо я точно не смогу. Я бы никогда не дал бы её в обиду. Даже если бы я её вообще раньше никогда не встречал. Если бы я поступил иначе, то оказался трусом. Но это не про меня.

– Хорошо. А если бы ты проходил мимо и ситуация была бы той, когда к русской девушке пристаёт парень с Кавказа? Как бы ты поступил в этом случае? Это могло бы остаться для тебя незамеченным?

– Конечно, нет. Если бы я понял, что ситуация переходит какие-то границы, рамки приличия и русская девушка просит о помощи, я бы точно вмешался и попытался вразумить, охладить горячность земляка. Мой другой дедушка Майрбек всегда говорил: «Мимо горя другого человека не проходи. Беды чужой не бывает. У неё нет национальности. Сегодня ты кому-то помог, завтра мимо твоей беды не пройдут». Дедушка почти 50 лет проработал простым учителем в школе. Ему предлагали должности, но он всегда отказывался, не мог, как говорил, изменить детям, которые тянулись к нему всем сердцем. Не хотел дедушка менять душевное общение на формуляры и циркуляры. Есть много известных русских учителей: Сухомлинский, Макаренко. Амонашвили – грузин. Недавно слушал его выступление по телевизору. Просто зажигает своей речью. Я далёк от педагогики, но всё-таки прислушался к тому, о чём он так жарко говорил. Невозможно было переключить канал. Об этих учителях, наверное, написано много книг. И про нашего деда – чеченского учителя Майрбека, – заулыбался внук, – тоже можно писать. Он смог преподавать такие сложные предметы, как физика и математика так, что их понимали и любили дети. Его очень любили ученики, и он их уважал и любил. Сейчас дедушка на пенсии, но его дом без детей никогда не бывает. Не думаю, что воспитанники деда были бы равнодушны к тем ситуациям, о которых вы спрашиваете.

– Но меня немного напрягает, вернее, очень даже много, когда парни с Кавказа могут игнорировать ситуации, когда по отношению к девушкам-славянкам некорректно поступают их соплеменники. Как будто бы эти девушки сделаны из другого теста.

– Из другого, – заулыбался Али. – Я не могу даже представить, чтобы чеченка могла позволить что-то лишнее. Извините, Николай Алексеевич, мне даже как-то неловко об этом с Вами говорить. Но девушки не чеченки, действительно, ведут себя иногда сами провокационно. Я не уважаю наших парней, которые всех русских девушек гребут под одну гребёнку. Я их позиции не разделяю. У нас в лицее учились очень умные, сдержанные, честные, порядочные девушки. Но были, честно сказать, и иные. Как бы это помягче сказать. Были какие-то дерзковатые, очень свободные в словах и поступках. Мне такие не нравятся,– нахмурив брови, сказал Али. – На мой взгляд, девушка должна быть сдержанной, всегда думать, что, когда и как сказать, а тем более делать. Для меня образцом в этом является моя мама. Она очень умная, с тонким юмором. Человек очень современный, водит машину, разбирается во многих серьёзных вещах. И очень сдержанна. Я иногда замечаю какую-то едва уловимую эмоцию, как бы это сказать, эмоцию несогласия с отцом, но она никогда этого не скажет, не покажет. Тут же эту эмоцию погасит, сгладит. Мама знает своё место. Это место достойной женщины своего народа, жены, матери, дочери. Моя сестра очень похожа на маму. Смотрю на жену старшего брата и в ней тоже вижу многое от нашей мамы. Мне кажется, что мама воспитывает свою сноху правильной женой её старшего сына.

– Али, ты постоянно вспоминаешь своего старшего брата Лом-али. А чем бы ты на него хотел быть похожим?

– Он отзывчивый. В решении любой проблемы он может мне помочь. И я этому хочу у него научиться.

– А что бы ты хотел скопировать для своей личности от своего отца?

– Мужество. Целеустремлённость. Доброта и надёжность.

– Али, помечтаем? Ты можешь себя представить лет так через 15?

– Конечно, могу. Я пойду по стопам своего отца. Я буду строителем и, возможно, как и его, меня когда-нибудь наградят званием «Почётный строитель Российской Федерации». Он классный строитель, руководитель крупной строительной компании. В каких только уголках нашей страны, на севере, в Кургане его компанией «Имани» (кстати, носящей имя нашей бабушки – матери-героини,  воспитавшей в тяжелейших условиях десять детей) построены здания больниц, школ и детских садов. Какими только наградами не был отмечен его труд! Для отца удовлетворение от труда – это видеть счастливые, довольные лица людей, для которых построенные им здания стали настоящим домом. И я хочу испытывать эти же чувства. Но для этого надо очень много трудиться. Нужно многое сделать для того, чтобы состояться в профессии, строительный — то рынок переполнен. Нужно быть конкурентоспособным, а для этого профессиональных знаний недостаточно. Нужно быть честным, смелым человеком, по-восточному мудрым.

Когда парень говорил о своём отце, становилось ясно, что он к нему испытывает глубочайшее чувство уважения и гордости.

– Али, интересная мысль – «по-восточному мудрым». Расскажи подробнее, как ты понимаешь эту мудрость?

– Отец очень сдержанный человек. Уверен, он никогда не скажет лишнего, не сделает того, о чём пожалеет. Меня всегда поражало его умение выстраивать отношения с людьми.Он очень уважительно ко всем относится, сразу же запоминая имя и отчество того человека, с которым вступает в какие-то отношения. Меня всегда это поражало. Честно сказать, у меня с этим есть пока проблемы. Когда я поступил в лицей, то никак не мог запомнить имена сразу всех своих одноклассников. И укорял сам себя, мол, отец бы точно запомнил всех и сразу. Когда слушал ваши лекции по психологии, то очень часто приходила мысль, что мой отец не психолог и никогда не слушал ваши лекции, но имеет врождённые психологические навыки, которые ему всегда помогают.

– Али, какое качество твоего отца является базовым, определяющим его социальный почерк?

– Очень трудно выделить из такого многообразия положительного что-то единственное основательное, – улыбнулся  парень. – Наверное, ответственность, смелость, основательность во всём. Знаете, это мужество. – Али задумался. – Точно мужество,– более уверенно сказал молодой человек. – Руслан Ахмедович у нас офицер, подполковник в отставке. А офицеров бывших не бывает.

– Али, а как он стал строителем?

– О, это длинная история, – заулыбался парень. – Отец окончил Тюменский строительный институт, был активным комсомольцем и по общественной линии его пригласили работать в органы. Представляете, его даже избирали секретарём партийной организации отдела милиции. А когда папа вышел на пенсию, вернулся в свою строительную стихию. И «офицерское» отношение к делу он перенёс на свою компанию.

– А что ты делаешь для того, чтобы уверенно пойти по отцовским стопам?

– Отец в своё время получил хорошее образование. И первое, что я сделал,– поступил в лицей, где очень серьёзная подготовка по физике и математике, преподаётся техническое черчение. Не может быть хорошего инженера-строителя без серьёзной базы по этим дисциплинам. А после окончания лицея я, естественно, поступил в наш индустриальный университет на специальность «Промышленная теплоэнергетика и теплотехника», где, кстати,  до сих пор работают преподаватели моего отца. Я этот факт воспринимаю как гарантию качественного строительного образования и возможность успешно продолжить его бизнес.

…Мы ещё долго разговаривали с молодым человеком. Он интересный собеседник. Думающий. И у него по всем признакам есть шанс пойти по стопам отца…

У Али есть золотое качество. Он умеет говорить тихо, но все его слышат. Никого не унижая, обладая каким-то внутренним магнетизмом, направляет эмоционально напряжённые события в нужное русло. Но больше всего в этом молодом человеке поражала и очаровывала всех педагогов лицея его воспитанность. В отличие от большинства (если не сказать всех) ребят Али, как только в его диапазон внимания попадал взрослый, подошедший к нему или обратившийся с какого-то расстояния, тут же вставал с места. Это у него в крови. И сколько бы в самом начале его лицейской жизни ребята ни подтрунивали над ним по-доброму (по-другому по определению было невозможно), он оставался по-прежнему галантен, априори демонстрируя взрослым своё уважение. Правильные слова: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку; посеешь привычку – пожнёшь характер; пожнёшь характер – пожнёшь судьбу». Внимательность, предупредительность, уважительное отношение к старшим у парня в крови. И это, кстати, характерно для всей чеченской молодёжи, которая учится или училась в лицее.