Очерк десятый: Ян Курочкин

Ян Курочкин: я буду летать, как отец

Курочкин Ян

Сегодня общество всё жёстче диктует требования к личности, её интеллектуальным, физическим и творческим способностям. Конкуренция зашкаливает, стресс ограничения во времени давно принял хроническую форму. Состязательность чуть ли не с пелёнок! Соревнуются за место в группе детского сада, за друзей в школе и место за партой в классе, за внимание учителя, а в старших классах за соответствие установленным нормам подростковой субкультуры, популярность и количество полученных лайков в социальной сети. Наконец, состязаются в гонке за малое количество бюджетных мест в вузе, престижность выбранной профессии, а по окончании учебного заведения за больший шанс профессиональной самореализации. Нарастание безработицы усиливает соревновательность среди большой численности соискателей малому количеству вакантных рабочих мест. Мы уже не говорим про конкуренцию на мировой арене за недра земли, за пресную воду, за мировое господство…

Конкуренция создаёт ситуацию напряжения во всех сферах жизни человека, держа человечество непрестанно в тонусе. Несомненно, конкуренция априори связана с молодостью, с перспективами, проектами, прожектами. Некоторые молодые люди стараются выживать за счёт других, используя не совсем корректные стратегии поведения. Принцип естественного отбора «выживает сильнейший» в его современной трактовке требует уточнения. Сегодня сильнейшими иногда становятся не физически развитые атлетики, не высокие интеллектуалы, а изощрённо хитрые молодые люди без принципов морали, для которых честь и достоинство давно стали замшелым анахронизмом. И совесть их замолчала, охрипши от безуспешности быть услышанной.

– Как ты к этому относишься?– этот вопрос мы задали Яну Курочкину, курсанту Ульяновского института гражданской авиации, будущему лётчику, выпускнику 2013 года физико-математического профиля лицея Тюменского государственного нефтегазового университета, ныне Тюменского индустриального университета.

– Категорично. Не принимаю. Однако, конкуренция и в Африке конкуренция! В моём окружении: семье и кругу друзей принята честная конкуренция, здоровый соревновательный дух. Жизнь – штука серьёзная. Такое бывает, что иногда приходится сходить с дистанции, уступая более сильнейшему. И это, согласитесь, нормально. Ходить же по головам других к своей цели – это не в моих правилах.

– Как ты поступаешь, когда понимаешь, что где-то, что-то не дотягиваешь? Тихо отходишь?

–Знаете, работаю головой. Думаю. Лучше конечно, предупредить такие ситуации, заранее взвесить все шансы. Для того, чтобы стать конкурентоспособным нужно постоянно развиваться, совершенствоваться. Особенно в значимых, жизненно важных для тебя вещах, как например, состоятельность в будущей профессии. Мечтать не вредно, вредно не мечтать! На примере своего отца я точно осознал, что для того, чтобы мечта стала реальностью нужно много работать, преодолевать себя, свои недостатки, немощи, чтобы стать МОЩНЫМ, доказать себе и другим свою состоятельность.

– Назови три своих качества, которые помогают тебе наращивать свою состоятельность, становиться человеком успешным, конкурентоспособным?

– Это целеустремленность. Я точно знаю, чего хочу и какими путями следует достичь свои цели, – немного подумав, Ян, улыбнувшись, продолжил. – Я немного ленивый и поэтому постоянно «пинаю» себя. Конкурентность не в лени, а в моей способности заставлять себя работать даже тогда, когда этого совсем не хочется делать. Мой опыт показывает, что сегодня это проблема современных молодых людей, инертность, ленность сковала молодёжь. И, наверное, самое позитивное моё качество – умение правильно расставлять приоритеты, распределять свои ресурсы – силы и время.

– Интересный букет качеств! Ян, кто из окружающих тебя людей стал социальным флористом и внёс значимую лепту в его составление.

–Неожиданный поворот. Флорист – это же тот человек, который составляет букет! Моя целеустремлённость, несомненно, от отца. Я, всегда смотрев на него, и сколько себя помню, хотел быть таким, как он. Целеустремлённым, разумным, деловым. Отец на примере своей жизни, отношением к делу и людям показывает мне, как стать и быть успешным и порядочным человеком. Я видел его в разных ситуациях. Мне никогда не было за него неловко. Что касается «пинков», то это качество сформировал самостоятельно. Я вовремя понял, что нельзя поддаваться лени. Если хочешь достигать своих целей, то нужно бороться с собой и со своей ленью, преодолевать препятствия. А вот умение правильно расставлять приоритеты, распределять силы и время – заслуга моей будущей профессии. Это лётная ментальность. С первых шагов в институте мы осознаём, что авиация не прощает ошибок. Пилот обязан правильно расставлять приоритеты в той или иной ситуации. Подумай, проанализируй, только потом оперативно делай. Ведь на кону благополучие, комфорт, да что там рассуждать, скажу прямо – жизнь сотен людей за твоей спиной, которые находятся в салоне самолёта. Их жизнь, благополучие их близких зависят от тебя, твоего профессионализма, личных качеств, твоей ответственности.

– Ян, ты рассуждаешь правильно. Это неоспоримый факт. А какие качества становятся препятствием для успешной самореализации и совершенствования в профессии? – парень неожиданно для меня задумался.Этот вопрос для него оказался непростым.

– Наверное, таких качеств у меня немало. Но производным, от которого происходят все остальные – это упёртость. Это качество я называю«синдром барана» – улыбнулся парень.

– И как тык нему относишься?

–Даже не знаю. Всё же, это часть меня, и его нужно принимать —  снова заулыбался парень.

– Ян, ты же сам отметил упёртость, как мешающее твоему развитию качество. И если допустимость её принятия превышает границы толерантности, и ты осознаёшь, что этот «синдром»не очень умного животного становится помехой реализации планов, что в этом случае всё-таки предпринимаешь?

– Стараюсь рассматривать различные точки зрения со всех сторон. Анализирую и пытаюсь принимать верные решения.

– А по конкретнее?

– Наступаю себе на горло. Здравый смысл побеждает. И я начинаю делать то, что полезно не только для меня, но и для других. Например, поступил в лицей. Честно сказать, я о нём раньше и не думал. Мне было достаточно комфортно в гимназии, в которой я учился, у меня было много друзей, и я ничего менять не хотел.

– Что же тебя побудило принять решение, отказаться от «упёртости», отстаивания права остаться в гимназии и начать жизнь в лицее с чистого листа – в новой педагогической реальности, абсолютно отличной от школы с новыми учителями и, наконец, новыми одноклассниками?

–По совету моей семьи, а если поконкретнее — по настоянию бабушки, она большой авторитет в образовании и знает лицей изнутри. Поступление в лицей — это было необходимо для меня, чтобы подготовиться к сдаче физики и математики. Мои близкие всегда знали, что я должен быть в технической сфере. А гимназия была, естественно, гуманитарная и физика в ней была не в приоритете, да и учителя физики менялись как перчатки. Хотя внутренняя жизнь гимназии, учителя были мне очень близки и по-настоящему родными. Это же история моего детства. И она мне нравится!

– Ты не сожалел о своём решении поступить в лицей, где ребятам со слабой базой знаний по физике очень сложно учиться, 7-8 часов по этому предмету в неделю – это не сказки изучать.

– Ни в коем случае. Я по настоящему понял физику, начал в ней разбираться. В лицее было много математики, техническое черчение. Многие преподаватели – доценты и профессора кафедр университета читали такие сложные дисциплины, как «комплексные числа», «параметры в математике», «магнитные волны и колебания». Это действительно сложно! Но я сумел перековаться из гуманитария в технари. И это, поверьте, мне давалось не просто. Но было чрезвычайно важно. Гимназия, при всём моём уважению к педагогам, меня бы так к ЕГЭ по физике не подготовила. Да и ЕГЭ – это не самое главное, важнее то, что во мне проснулся интерес к точным наукам. Это дало шанс подойти к реализации своей мечты.

– Что привнесли в твою жизнь два года обучения в лицее?

– Смену обстановки. Людей, которые со мной до сих пор. Лицейская система удивительно способствует приобщению ребят друг к другу. Плотность нашего общения и в учебной деятельности и во внеаудиторной работе расширяет взгляд на окружающих, учит вбирать в себя лучшее от каждого. Мы действительно становимся братьями. Лицейское братство – это не шутка. Это реальность! Когда я прилетаю в Тюмень на каникулы, не будь в обиду моим родным, я много времени провожу со своими одногруппниками по лицею. Наша дружба стала ещё плотнее и искренней.

– Какие новые качества у тебя появились за годы обучения в лицее?

– Сложно сказать. – Ян, увидев на моём лице улыбку, как-то внутренне напрягся. – Нет, на самом деле сложно. Уже прошёл достаточно большой этап, как я закончил лицей, – более 2 лет! Наверное, всё-таки – это терпение и усидчивость. В гимназии я в этом отношении «хромал на обе ноги». Четыре пары в день развили эти качества. И по сравнению с выпускниками школ, когда мы приступили к обучению в институте, для меня было легко адаптироваться к обучению в высшей школе. Практически учебный режим тот же. Для большинства наших курсантов он был невыносим. Мне же всё легко давалось. Кстати, это отмечают все наши ребята – выпускники лицея.

– Какие твои качества в лицейской среде стали более совершенными? Как это произошло?

– Целеустремленность. Мне ясно дали понять, что я должен добиваться того, чего хочу и этому нужно напряжённо учиться.

– Какой самый яркий эпизод произошёл в жизни? Чему он тебя научил?

– Конечно же, это мой первый полет. Каждый курсант нашего института мечтает об этом дне. Не научил, а, скорее, дал ещё больше уверенности в том, что я на правильном пути. Я хочу летать, как летает мой отец. Так же, я подтвердился на 100%, что хочу отдать этой профессии всю свою жизнь.

– Каждый человек несёт по жизни какую-то миссию. Какую, на твой взгляд, миссию несёшь ты?

– Сложно сказать. Мне всего 21 год. И, возможно, я ещё не понял свою миссию в этой жизни. Знаю одно – хочу заниматься любимым делом — летать всю жизнь. Возможно, с этим моя миссия и связана.

– Кто оставил след в твоей жизни из окружающих тебя в лицее людей?

– Все, кто окружал меня в лицее, оставили своеобразный след в моей жизни. Ведь нас воспитывает окружение, в котором мы находимся.

– Кто в основном занимался твоим воспитанием в семье? Назови несколько ценностей, сформированных семьёй. Может быть, есть «какая-то прикольная» фраза (девиз, мудрость) постоянно звучащая в семье?

– Не могу кого-то выделить по-особому. Все в семье занимались моим воспитанием. Отдыхать мне не давал никто. Есть не то что девиз, а фраза, упрощающая жизнь: «Решаем проблемы по мере их поступлений». Она помогает не выдумывать лишних проблем и не «париться».

– Чем лицей отличается от школы? Если бы у тебя спросил друг, сын или дочь друзей семьи, стоит ли поступать в лицей, чтобы ты ответил и почему?

– Естественно, отличается нагрузкой. В лицее больше требуют, чем в школе. Да и вместо уроков пары. Непросто быстро перестроиться после обычных-то уроков.  Ответил бы, что конечно стоит. Ни разу не пожалел, что окончил лицей.

– Как ты думаешь, как состоится твоё будущее? Какое будущее у России? Если бы тебе предложили иммигрировать, то ты воспользовался бы этим шансом?

– Ну, как говорится, все в моих руках. Я сам строю своё будущее. И я сделаю все возможное, чтобы оно было хорошим, успешным и достаточным. Будущее у России? Конечно же оно есть. Наша страна в процессе своего становления, ведь она ещё очень даже молодая. И «у руля» очень влиятельный, умный и жесткий человек, который полным ходом ведёт нашу страну к успеху. Иммигрировать на всю жизнь – ни за что. Я очень люблю свою страну. Иммигрировать на время, для работы –да. Хочу, в будущем поработать какое-то время в другой стране. В планах поработать в авиакомпании «Emirates» или «FlyDubai». Компании, принадлежащие Арабским Эмиратам. Почему именно там? В первую очередь это парк самолётов. Они эксплуатируют новейшие самолёты, на которых я мечтаю работать: Airbus 380 или Boeing 777.

— Чтобы реализовать свою мечту и летать на международных авиалиниях, суднах компаний «Emirates» или «FlyDubai» недостаточно знать лётное дело, нужно знать английский язык в совершенстве. Как у тебя с языком востребованных профессионалов?

— Сейчас с английским языком проблем нет. В институте английский один из профильных предметов, потому что без него не принимают на работу не только зарубежные, но и российские авиакомпании. В день у нас может быть по 3 – 4 пары английского, причём разного: технический, авиационный, разговорный и фразеология радиообмена на английском языке (фразеология между диспетчерами и пилотами). Английский – это язык современной авиации. В апреле готовлюсь сдавать экзамен на получение уровня. Планирую получить не ниже четвёртого – ICAO (рабочего уровня). В идеале получить пятый уровень, по крайней мере рассчитываю на него.

– Легко ли тебе давался язык?

– Не скажу, что легко, но и не сказал бы, что очень сложно. В гимназии с английским были большие проблемы. Скорее из-за того, что я просто не понимал, зачем мне это нужно и позволял себе лениться. В лицее не позволяла расслабляться Елена Григорьевна, учитель английского языка. Когда на торжественном мероприятии, посвящённом началу учебного года, я услышал, что этот учитель такой маститый и имеет высокие награды, сразу понял, что попал-то я в хорошие руки! Елена Григорьевна постоянно давала понять, что без английского будет сложно сделать карьеру, не быть просто наплаву, а стать лидером во всех сферах деятельности. Она была очень убедительно, постоянно находила какие-то аргументы. И мы не могли с ней не согласиться! Но все равно, время от времени я находил возможности полениться… – заулыбался мой собеседник. – Но в 11 же классе, после того, как я окончательно принял решение поступать в лётный, я стал заниматься усерднее. Я осознал, что это чрезвычайно необходимо для меня в будущей моей профессии. Это становилось смыслом моей жизни. Признаюсь честно, это было непросто. Требования высокие. Одногруппники способные, приходилось морщиться, но не отступать от намеченного. А с другой стороны, мой отец постоянно поддерживал меня и своим примером показывал, что в изучении языка проблем нет никаких, особенно в моем возрасте.Папа-то выучил английский в 40 лет! Это было сложно, но он это сделал. Мне и в этом хочется «наступить ему на пятки»!

– Многие молодые люди мечтают о своей дальнейшей жизни. Попробуй нарисовать психологический портрет «твоей будущей половинки», с какой девушкой ты хотел бы связать свою жизнь?

– Могу попробовать. Но, если честно, я пока не знаю, какой человек мне нужен. Возможно, я его ещё просто не встретил. А вообще- то, это добрая, кто же не любит доброту, целеустремленная, чтобы хотела развиваться вместе со мной, плечом к плечу идти вперёд к новым достижениям, вернее, летать, набирая большую высоту.

– В качестве стюардессы?

– А почему бы и нет. Хотя не имел в виду буквально.

– Допускаешь ли ты развод в своей жизни?

– Я о свадьбе-то ещё не думал, что там говорить о разводе! – засмеялся Ян.

– Что в тебе может спровоцировать чувство раздражения?

– Назойливость. Не люблю приставучих и назойливых людей. А вообще, я не раздражительный человек, очень терпеливый ко многим вещам.

– Бывает ли у тебя чувство уныния, тоски, разочарования? Каковы причины этому?

– Каждого человека постигало чувство разочарования. Это неизбежно, ведь мы строим в голове идеальный мир, который, увы, чаще всего не совпадает с реальностью. А тоску и уныние вызывает наличие слишком многого свободного времени. Я полностью погружён в процесс учебы, полётов и стараюсь как можно больше впитать знаний, которые будут нужны мне в моей профессии. А с другой стороны, меня окружают замечательные люди, с которыми тоска и уныние вообще ни к месту.

– Можно ли тебя причислить к группе людей, оптимистично смотрящих на жизнь?

–Да, безусловно. Не понимаю пессимистов. Нужно смотреть на мир с позитивной стороны. Не бывает худа без добра.

–Какие чувства ты испытываешь к своим родителям?

–Безусловно, любовь, уважение. Я учусь в другом городе и очень скучаю по родителям. Мои родители в разводе, но это абсолютно никак не повлияло на меня с негативной стороны. Оба родителя мне уделяли достаточно времени и занимались моим воспитанием.

– Что бы ты хотел изменить в отношениях со своими детьми в отличие от отношений к тебе твоих близких?

– Исключил бы излишнюю заботу. Я понимаю, они переживают, волнуются, стараются уберечь советом, наставлением, но, иногда, одно и то же наставление может повторяться по 1000 раз на дню. И это недопустимо. Не хочу раздражать своей любовью своих детей. Я буду учиться соблюдать, как вы, Николай Алексеевич, учили нас, меру. Мера нужна во всём. И в любви тоже. Я до сих пор вспоминаю случай из вашей лекции про муху, которая села на мёд, и чем больше она трепыхалась, тем больше погружалась в эту сладко-приторную массу. Конечно, этот образ не очень симпатичен, но сама суть понятна.

– Когда ты говоришь об излишней заботе родственников, надеюсь, ты не имеешь в виду отца?

– Естественно. Мой отец – настоящий мужик. И он мне доверяет. Никогда не сюсюкал. Был твёрд – засмеялся молодой человек – характер нордический! А вот что касается, милых дам, прекрасной половины человечества – моей мамы и бабушки, то их внимательности хватит на экипаж современного лётного судна!

– Если бы произошло событие, когда тебя публично унизили ниже некуда, как бы ты поступил?

–Вряд ли бы такое произошло. Во-первых, я бы такого просто не допустил. Во-вторых, я не конфликтный человек и у меня нет врагов. Это просто некому делать и абсолютно незачем.

– А сейчас, пожалуйста, без излишней скромности. Опиши какой-нибудь свой поступок, за который тебе, если бы у президента страны было бы больше времени, написал письмо с благодарностью.

–Даже и не знаю. Все мои великие поступки ещё в будущем, пока что я не сделал ничего такого выдающегося. Скромность из меня все-таки не убрать.

– Как ты относишься к чтению художественной литературы? Кто из героев произвёл на тебя особое впечатление? Чем бы ты на него хотел быть похожим?

–К чтению нельзя относиться плохо. Это наше развитие, в первую очередь. Мой любимый писатель Антуан де сент Экзюпери. Он написал много замечательных книг и, прежде всего, небезызвестный всем «Маленький принц», конечно же. Но мои любимые произведения у него это те, которые связаны с авиацией. Такие как «Военный лётчик» и «Ночной полет». И больше впечатления на меня производят не герои, а сам автор. Эти рассказы, по большей части, о его жизни, они автобиографичны. Великий человек, рассудительный идействительно, первоклассный лётчик.

– Немного шутки. Если бы ты поймал Золотую рыбку, о чём бы ты её попросил?

– Однозначно попросил бы увеличить количество часов в сутках. – – Почему?

– Стал ловить себя на мысли, что для меня 24 часов в сутках недостаточно. Иногда бывает, что не успеваю сделать все, что планировал на этот день.

Несомненно, о таком желании может задумываться только цельная личность, целеустремлённая в небо. Лети, Ян, лети… Пусть твоя мечта взлететь на современном лайнере, как отец, обязательно сбудется. У тебя для этого есть всё…