Геннадий Щербаков: Последствия потепления климата не обойдут стороной Тюменскую область

02.04.2018

23 марта в Тюменском индустриальном университете состоялась XX юбилейная научно-практическая конференция «Северный морской путь, водные и сухопутные транспортные коридоры как основа развития Сибири и Арктики в XXI веке», традиционно приуроченная Всемирному Дню воды. С одним из ключевых докладов на пленарном заседании выступил кандидат социологических наук, заведующий кафедрой Сервисного инжиниринга и правового обеспечения в жилищно-коммунальном и строительном комплексе ТИУ Геннадий Щербаков.

«Глобальные изменения климата, рост народонаселения, увеличение потребности в энергоресурсах, удовлетворение нужд населения в безопасном продовольствии привели к неизбежному росту потребления воды на всех континентах. Тенденция мирового вододефицита остается актуальной и даже усугубляется», — сказал Геннадий Щербаков в начале своего доклада.

По его словам, проблема водных ресурсов уже сегодня становится не только социальной, экологической, научной, технологической или организационно-хозяйственной, но в большей степени политической.

Согласно некоторым расчётам, представленным в докладе, к середине этого века питьевая вода естественного происхождения в большинстве регионов мира превратится в самый дефицитный продукт. Снабжение чистой водой будет обеспечиваться за счёт ввоза (в том числе из арктической и антарктической зон), а также за счёт дорогостоящих технологий опреснения и очистки.

«Еще более сложное положение может сложиться с водой для технических нужд, предназначенной для целей промышленности, ЖКХ и орошения в сельском хозяйстве. Ситуация водообеспечения уже сейчас является критической для многих аграрных и некоторых густонаселённых индустриальных зон мира», — отметил зав. кафедрой СИиПОСК.

Более подробно он остановился на последствиях климатических изме­нений, приводящих к увеличению числа и масштабов опасных явлений, связанных с водными объектами — павод­ков (половодий), засух и маловодий.

«Современные изменения криосферы наиболее проявились в площади распространения морских полярных льдов, минимальная величина которой в Северном полушарии, по данным спутниковых наблюдений NOAA (Национальное управление океанических и атмосферных исследований – ред.), в период 1978-2017 гг. уменьшалась в среднем на 13-14% каждые 10 лет», — сообщил Геннадий Щербаков.

По его словам, таяние ледников и, как следствие, подъем уровня Мирового океана могут поставить под угрозу условия жизни почти трети населения Земли. Одновременно таяние ледников может сделать непригодными для жизни обширные территории, вклю­чая крупные города, расположенные в предгорьях или на равнинах и получающие основную массу потребляемых водных ресурсов, включая питьевую воду, с гор.

В основании равнины Западной Сибири лежит Западносибирская плита, имеющая форму ступенчатого амфитеатра, от­крытого к Северному Ледовитому океану через Карское море. «В её пределах отчётливо прослеживаются три высотных уровня. Максимальные амплитуды поднятий достигают 100-150 метров в периферических частях равнины, а в центре и на севере они сменяются снижениями до 100-150 метров, — уточнил учёный. В пределах Западной Сибири выделяется ряд низменностей и возвышенностей, соизмеримых по площади и схожих по рельефу с территорией Русской равнины».

Западная Сибирь отличается континентальным климатом, пояснил докладчик, который формируется под воздействием воздушных масс преимущественно арктического происхождения. К примеру, более 90% территории Тюменской области – это Западносибирская равнина, и только на северо-западе поднимаются горные хребты восточного склона Северного, Приполярного и Полярного Урала.

«Именно этими обстоятельствами определяются особенности тюменского климата: с севера далеко вглубь области беспрепятственно проникает холодное дыхание Арктики, с юга – горячие, сухие ветры Казахстана. Эти ветры местные климатологи условно называют «Афганец». Они дуют около 200 дней в году вдоль восточных склонов Урала, способствуя более раннему весеннему таянию снега на них», — сказал Геннадий Щербаков. По его словам, ещё 40 лет назад эти ветра редко доходили до Ханты-Мансийска, а уже сегодня они устойчиво препятствуют арктическим холодным ветрам в районе Салехарда. В недавние времена «Афганец» охлаждался и ослабевал над полноводным Аралом и, пройдя по Тургайской низменности, угасал под напором арктических холодных воздушных потоков.

«На всей территории Тюменской области и Западной Сибири за последние 35-40 лет отмечается существенное потепление», — констатировал докладчик.

Он также отметил, что за последние 50 лет толщина морских арктических льдов уменьшилась до полутора метров, то есть почти вдвое, а чем тоньше лед, тем короче ледовый период. «Теперь льды весной начинают таять раньше, осенью покрывают поверхность воды позже, в том числе и на северных реках, — рассказал Геннадий Щербаков. — Расчеты показывают, что Северный морской путь будет открыт не 20-30 дней в году, как это было не так давно, а до 80-100 дней, уже к 2070 году. Арктика к концу века может полностью лишиться северной ледяной шапки».

Последствия потепления климата не обойдут стороной и Тюменскую область с входящими в ее состав Ханты-Мансийским – Югрой и Ямало-Ненецким автономными округами, считает учёный. Его версию подтверждает также прогноз возможных изменений на территории ХМАО, несколько лет назад опубликованный  Научно-аналитическим центром рационального недропользования им. В.И. Шпильмана.

На территории Югры при потеплении климата на 3-4 °С ожидается значительное повышение уровня рек к 2100 году (до 10 м), а в период половодья – до 20 м. При прогнозном повышении уровня может произойти затопление многих населенных пунктов.

«Уменьшение зоны многолетнемерзлых пород на всей территории  Югры приведет к увеличению заболоченных площадей до 60% (в настоящее время – 38,5%). Это повлечет за собой изменение биологических сообществ, распространение ареалов природно-очаговых заболеваний», —  привёл неутешительную статистику Геннадий Щербаков.

По его мнению, изменение климата существенно повлияет на социально-экономическую деятельность области и автономных округов, включая водные ресурсы, пользование землей и недрами, рыбоводство, лесное хозяйство, условия проживания и здоровье населения. «Вынужденная адаптация к последствиям, прогнозируемым в будущем, потребует колоссальных финансовых затрат на строительство дамб, новых инженерных коммуникаций, расходов на здравоохранение. Наихудший сценарий развития изменения климата на территории Югры может быть связан с повышением уровня Мирового океана», — сказал зав. кафедрой СИиПОСК.

Один из путей решения проблемы, по мнению учёного, состоит в том, чтобы вернуться к незаслуженно забытому проекту сброса части вод ежегодного весеннего паводка из бассейна рек Обь и Иртыш к южной границе Сибири (сельскохозяйственные районы Тюменской, Курганской, Челябинской, Свердловской и Омской областей), где испытывается острая нехватка воды, в первую очередь, питьевой.

«У этого проекта есть перспектива дальнейшего продолжения, в случае необходимости, продлив транспортную водную магистраль на территорию сопредельных государств Центральной Азии, для которых решение проблемы острейшего дефицита воды стало определяющим», — говорит Геннадий Щербаков.

Таким образом, проект приобретает глобальный характер, определяя необходимость возрождения к жизни значительных территорий, появление там плодородных сельскохозяйственных угодий, эффективное использование которых позволит в перспективе накормить значительную часть евразийского континента.

«По своему потенциалу пахотные земли, пастбища, водные ресурсы Западной Сибири могут внести в экспорт не меньший вклад, чем ТЭК, особенно с учетом неизбежного обострения мировой продовольственной проблемы, недостатка пресной воды в ближайшие десятилетия и возможного ухудшения конъюнктуры на рынке нефти и природного газа», — резюмировал зав. кафедрой СИиПОСК.

Пресс-служба ТИУ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *