Магистратура – в центре внимания образовательной элиты России

23.04.2018

Сегодня практически каждый вуз России имеет уникальные магистерские программы, созданные совместно с крупными компаниями-партнёрами. По ним готовят специалистов, востребованных на рынке труда, инженеров, способных изменить мир будущего. Но до сих пор многих волнуют актуальные вопросы — кто такие магистры, чем они отличаются от бакалавров и кому нужна такая система обучения.

На прошлой неделе эту тему детально обсуждали в Казани, на Всероссийской конференции «Пространство магистратуры: глобальное в локальном», направленной на распространение лучших образовательных практик, моделей сетевого сотрудничества университетов. В конференции приняли участие более 280 человек из 45 городов РФ.

Организаторами мероприятия выступили: Благотворительный фонд Владимира Потанина, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева – КАИ и Национальный фонд подготовки кадров (НФПК).

В ходе конференции были рассмотрены темы: современный магистрант; пространство магистратуры; магистратура для будущего; взаимодействие с социальной сферой; корпоративные магистерские программы и др.

В работе конференции и пленарной дискуссии приняли участие: директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Александр Соболев, исполнительный директор НФПК Ирина Аржанова, заместитель премьер-министра  – министр образования республики Татарстан Рафис Бурганов, генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина Оксана Орачева, а также ведущие эксперты в области магистратуры, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, бизнеса и общественных организаций, представители руководства вузов, в том числе победителей грантового конкурса Стипендиальной программы Владимира Потанина 2017/18 и опорных университетов России, разрабатывающие новые образовательные продукты – магистерские программы, учебные и онлайн-курсы, методы и технологии обучения. С докладом  выступила проректор по образовательной деятельности Тюменского индустриального университета Людмила Габышева.

В рамках конференции прошли пленарная дискуссия, тематические секции, постерная сессия, круглый стол, деловая игра и интерактивная викторина. На тематических сессиях обсуждались модели взаимодействия на примере магистратур вузов и организаций социальной и культурной сфер, корпоративные магистерские программы, ценность этого формата обучения для студентов и потенциал расширения пространства магистратуры от реального до виртуального.

Что такое магистратура?

Магистратура — второй уровень высшего образования. Если до 2011 года «вышка» была «сплошной» (5 лет, и вы — дипломированный специалист), то после Россия перешла на двухуровневую, или так называемую Болонскую систему. Студенты сначала учатся 4 года на бакалавриате, а потом при желании поступают в магистратуру (ещё 2 года). При этом направление магистерской программы может отличаться от того, по которому студент учился на бакалавриате.

«В момент перехода на двухуровневую систему образования в академическом сообществе была дискуссия: зачем нам это нужно? Но сегодня повестка в этом диалоге изменилась, так как без двухуровневой системы образования мы уже не обойдёмся. Магистратура стала понятна и востребована», — цитирует Агентство новостей «Между строк» слова первого заместителя министра образования и науки Татарстана Андрея Поминова.

Сергей Рощин, проректор НИУ «Высшая школа экономики»: «Магистратура — важнейшая ступень профессиональной подготовки, абсолютно несвязанная с продолжением научно-исследовательской деятельности и аспирантурой. Это секторальный, нишевой образовательный продукт, часто предлагающий более широкие знания в определённом сегменте рынка труда. Статистика показывает, что студенты необязательно идут в магистратуру своего университета, при этом 40% меняют направление, стремясь сформировать дополнительные профессиональные компетенции».

 Чем бакалавр отличается от магистра?

Бакалавр — человек, который работает по уже существующим технологиям, а магистр — тот, кто должен разрабатывать новые технологии, считает ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов.

«Допустим, вертолётный завод закупил какую-то технологическую линию выкладки чего-то там. Она отработана, нужно просто внимательно прочитать инструкцию. Но поскольку технологии высокие, необходимо высшее образование, на работу принимают бакалавра — он с задачей вполне справится. Но если завод захочет разработать какую-то новую модель вертолёта, это сможет сделать только человек как минимум с магистерским образованием», — отмечает Альберт Гильмутдинов.

Владислав Потанин, директор НТИ УрФУ: «Вообще сейчас требуются три уровня специалистов. Первый — тот, который обслуживает технику после колледжа и понимает техпроцесс. Второй — линейный инженер, который может в общем выстроить производственную линию. Третий — инженер-конструктор. Он создаёт новые, уникальные продукты, технологические процессы или делает какие-то открытия. Вы понимаете, что магистратура без науки невозможна».

 Как крупные компании борются за будущие кадры?

Сегодня на рынке труда существует острый дефицит ряда специалистов (особенно в сфере IT), которых не готовит ни один российский вуз. Чтобы воспитать нужные кадры, многие компании совместно с вузами создают так называемые корпоративные программы.

«Магистерская программа Тюменского индустриального университета и ПАО «Газпром нефть» — «Промышленное и гражданское строительство на объектах нефтедобычи» — ежегодно набирает, как минимум, 20 обучающихся, — рассказала проректор по образовательной деятельности опорного университета Людмила Габышева. — Для студентов учреждаются корпоративные стипендии на весь период обучения; оплачиваются все расходы, связанные с прохождением практики (проезд, проживание, питание); организовано официальное трудоустройство и выплата зарплаты во время практики. Также магистрантам оплачивают участие в конференциях и публикацию статей в журналах ВАК и SCOPUS».

Кто ещё поддерживает студентов и преподавателей магистратур в России?

Благотворительный фонд бизнесмена Владимира Потанина — один из первых частных фондов в России, созданный в 1999 году для реализации программ в сфере образования и культуры. Фонд проводит долгосрочные стипендиальные и грантовые программы, адресованные среди прочих студентам и преподавателям магистратур ведущих российских вузов. Преподавателям гранты предоставляются по четырём направлениям: создание новой магистерской программы, разработка учебного курса в рамках действующей программы, а также создание дистанционных курсов, методических материалов. По словам гендиректора Фонда Оксаны Орачевой, в последние годы в России растёт интерес к конкурсным процедурам.

 Пресс-служба ТИУ

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *