Прогноз ТИУ: половина тюменцев к 2030 году пересядет на общественный транспорт

13.07.2018

Промежуточный отчёт о ходе выполнения научно-исследовательской работы по проекту «Разработка концепции управления транспортным спросом на территории города Тюмени» за полгода представили на этой неделе в Тюменском индустриальном университете.

В заседании комиссии по вопросу подготовки и реализации проекта единого парковочного пространства (ЕПП) приняли участие временно исполняющий полномочия главы Администрации города Тюмени Руслан Кухарук, его заместитель Максим Афанасьев.

О целях и задачах исследования рассказал руководитель стратегического проекта Smart City, заведующий кафедрой Автомобильного транспорта, строительных и дорожных машин (АТСиДМ), доктор технических наук, профессор Олег Данилов.

По его словам, основная цель работы состоит в повышении эффективности транспортной системы Тюмени путём определения оптимальной структуры перемещений и способов её достижения посредством стимулирования использования населением общественного транспорта, комплексной системы единого городского парковочного пространства, вело- и пешеходных перемещений.

В настоящее время, отмечают специалисты, общественный транспорт Тюмени по степени привлекательности занимает достаточно высокие позиции. 40% горожан выбирают его в качестве основного средства передвижения. Эксперты считают, тем не менее, оптимальным увеличение данного показателя к 2030 году ещё на 10%, а также снижение количества индивидуального транспорта на дорогах Тюмени с 41% до 25%.

По приблизительным расчётам, количество пешеходных перемещений в этот период вырастет на 3,5%, а велосипедных на 1,5%.

Как отметил руководитель проекта Smart City, основные задачи Стратегии городской мобильности Тюмени состоят в том, чтобы улучшить пешеходную и велосипедную инфраструктуру; инвестировать в систему общественного транспорта с целью увеличения его энергоэффективности и перехода на более безопасное для окружающей среды топливо; стимулировать использование электротранспорта и средств передвижения на экологически чистом топливе; сократить количество уличного парковочного пространства и автомобильных полос на дорогах в пользу выделенных полос для общественного транспорта и электромобилей; совершенствовать ценовое управление спросом и предложением на уличное парковочное пространство для оптимизации городского движения.

Воплотить стратегию в жизнь учёные ТИУ предлагают в два этапа, которые включают в себя сначала перевод всех парковок в зоне ЕПП Тюмени в платный режим, а затем и сокращение числа парковочных мест в центре города.

Отметим также, что данная стратегия развития городской мобильности была положена в основу Концепции единого парковочного пространства города Тюмени, о проектировании которой участникам встречи подробно рассказал ведущий специалист Центра интеллектуальных систем ТИУ Алексей Осипенко.

В первую очередь, всё парковочное пространство города решено разделить на три кластера — парковки в центре города, спальные микрорайоны, загородные районы (за пределами города).

Основные центры притяжения людских и автомобильных потоков определили типологию парковочного пространства, было выделено три типа — рядом с социальным учреждением, рядом с административным центром, рядом с торговым центром.

По словам профессора Данилова, разработка Концепции единого парковочного пространства города Тюмени, в целом, предусматривает следующую последовательность действий. Первое — формирование принципов и начальных условий функционирования. Далее следуют разработка математической модели; определение начальной (пилотной) стоимости; «запуск» проекта с незначительной пилотной стоимостью; сбор экспериментальных данных; расчет на модели текущего значения цены в соответствии с оценкой рынка для каждой парковки; анализ полученных значений цены и принятие решения о её значении на последующий календарный период; разработка АРМ «Парковщик».

В ходе исследования было выделено девять принципов расстановки паркоматов, главные  из которых — минимальное общее время подхода, количество парковочных мест на один паркомат не более 60, на плоскостных парковках — не менее одного паркомата на 60 мест.

Были представлены карты расстановки паркоматов на первом и втором этапах реализации проекта, включая точки безотлагательного внедрения зоны единого парковочного пространства (например, Набережная). Именно они, по мнению большинства участников встречи, должны быть оборудованы в первую очередь — до конца 2018 года. Охватить паркоматами весь центр города планируется к середине 2019 года.

Согласно характеристикам, озвученным в докладе, количество парковочных мест на первом этапе составит 1457 (2 этап – 4533); парковочных мест на плоскостных парковках – 327 (2 этап – 2332); парковочных зон — 95 (2 этап – 238). На первом этапе предусмотрено 37 паркоматов  (2 этап – 100), среднее количество парковочных мест на одном паркомате – 35 (2 этап – 45, всего по ЕПП – 42). Среднее время подхода к паркомату – 30-45 сек. Общая протяженность улично-дорожной сети на первом этапе 7,74 км, 2 этап – 34,92 км, всего по ЕПП – 42,66 км. Концепция единого парковочного пространства Тюмени также предусматривает 17 станций велопроката.

По поводу готовности первого этапа к реализации, сообщил, что Тюменским индустриальным университетом на данный момент разработаны проекты и получены условия на техприсоединение. Проекты переданы на согласование с собственниками сетей (согласовано 40%), подготовлена сметная документация. Стоимость оборудования ЕПП на первом этапе, согласно планируемым расчётам, составит 25 млн. руб., пуско-наладочных работ – порядка 630 тыс.руб., технического присоединения и благоустройства — 36 млн. рублей.

Также на мероприятии состоялась презентация концепции бренда «Тюменский транспорт», разработкой которого по заказу ТИУ занимаются специалисты ООО Сraft/group. Комиссией была рассмотрена его бренд-стратегия и логотип.

Напомним, договор на подготовку и реализацию проекта единого парковочного пространства в городе Тюмени был заключён между Администрацией города Тюмени и Тюменским индустриальным университетом в декабре 2017 года. Научно-исследовательская работа по проекту «Разработка концепции управления транспортным спросом на территории города Тюмени» проводится в рамках стратегического проекта ТИУ Smart City (входит в Программу развития  опорного вуза).

Проект охватывает более 20 направлений — «Умный город», «Умная дорога», «Умное производство», «Умный дом», проекты в области ЖКХ, экологии, образования, медицины и др. В числе его разработчиков сегодня — 15 кафедр опорного вуза (ведущая – АТСиДМ), Многопрофильный колледж ТИУ.

Антонина Борисович,

пресс-служба ТИУ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *