Дмитрий Новицкий: «Современный выпускник кроме основной специализации должен обладать предпринимательскими навыками»

27.04.2019

С 2017 года в Тюменском индустриальном университете активно развивается стратегический проект «Инженерный StartUp». Например, появилась Студенческая инновационная платформа (СИП), а вместе с ней конкурс поддержки бизнес-проектов «СИП-АП». Почему предпринимательство важно для студентов опорного вуза, и как оно внедряется в образовательный процесс, рассказал директор департамента внеучебной деятельности Дмитрий Новицкий.

— Дмитрий Владимирович, проект «Инженерный StartUp» предполагает механизм внедрения инновационных проектов в учебные модули студентов. В каком формате это осуществляется, и каких студентов по итогу будет выпускать вуз?

– В процессе создания проекта «Инженерный StartUp» наша команда разработчиков закладывала в основу проекта важнейшую в современном мире функцию – трансформационную. Трансформироваться как с позиции существования проекта с постоянным учетом новых трендов и тенденций, так и способствовать трансформации университета. Последний аспект имеет первостепенную важность в условиях стремительного развития цифровой экономики, наблюдаемых технологических изменений, изменения структуры рынка труда, преобразования самой системы образования.

Нынешнее и будущее десятилетие специалисты характеризуют аббревиатурой VUCA — volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). В таких условиях требования к выпускнику университета многократно возрастают, а становление такого выпускника требует новых подходов и серьезных ресурсов.

Начиная со второго потока СИП, то есть начала 2018 года, мы апробируем формат технологического предпринимательства и считаем, что при окончании университета наш выпускник кроме знаний по своей основной специализации должен обладать предпринимательскими навыками и сформированным предпринимательским мышлением.

Важно заметить, что само понятие «предпринимательство» является многозначным, в том числе предпринимать какое-либо действие, направленное на изменение существующих процессов, и получение выгоды или прибыли при реализации этого изменения. Наша команда симпатизирует определению предпринимательства профессора Гарвардской школы бизнеса Говарда Стивенсона: «Предпринимательство — это поиски возможностей за пределами контролируемых ресурсов». При такой трактовке предпринимательские навыки и предпринимательское мышление востребовано не только предпринимателями в рамках бизнеса, но выпускниками университетов, наемными работниками при построении карьеры, чиновниками и менеджерами в процессах управления, даже в личной жизни.

Мы можем наблюдать уже наступившие изменения в области форм, инструментов и механизмов вовлечения в предпринимательскую и инновационную деятельность, в том числе закрепленное законодательством право и возможность защитить свои выпускные квалификационные работы в виде стартапа. Такая форма защиты ВКР позволяет получить объективную и независимую оценку бизнес-гипотезы, привлечь ресурсы, партнеров и инвесторов для дальнейшего развития проекта, в конечном итоге самореализоваться в той же области инженерии, по которой обучающийся получает специализацию, но заняв другую позицию в системе распределения труда, а именно не наемного рабочего на предприятии, а позицию поставщика изменений этому же предприятию через новых идеи, решения и технологии.

– То есть выпускник не только в теории рассмотрит свой проект, но и максимально приблизит его к реализации?

– Абсолютно верно. Сегодня обучающийся может определиться с интересующей его областью инженерии, исследовать ее на предмет трансформации и потенциальных улучшений, проверить свои гипотезы и получить положительные результаты НИРа или НИОКРа. Однако дальнейшего внедрения полученных результатов не происходит, в результате чего индустрии недополучают необходимых изменений, а обучающийся и университет не могут излечить выгоду из полученных результатов.

Осенью 2018 года СИП заключил соглашение с Российской венчурной компанией (РВК) о реализации курса «Инновационная экономика и технологическое предпринимательство», разработанного РВК совместно с Санкт-Петербургским национальным исследовательским университетом информационных технологий, механики и оптики («Университет ИТМО») и Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова. Мы получили портфель методических рекомендаций и проанализировали опыт применения данного курса на других университетских площадках. К настоящему времени мы адаптировали курс под наш университет, наши цели и задачи, сделав упор на командную проектную работу, применение таких форм и методов, как case-study, контекстное обучение и междисциплинарность. Отдельный акцент — знакомство обучающихся с фронтирными исследованиями, трендами и технологиями в сфере индустрии 4.0 и цифрововизацией с возможностями их применения. Курс реализуется на трех образовательных программах нашего университета, как уровня бакалавриата, так и магистратуры. Созданные и сформированные проекты попадут на конкурс бизнес-проектов «СИП-АП», где смогут получить оценку, обратную связь и условия для дальнейшего развития.

– Получается, вуз поможет студентам реализовать задумки?

– Да, начиная со стадии знакомства с последними технологическими новшествами и формирующимися рынками, далее через генерацию идей, постановку бизнес-гипотезы, ее проверку и апробацию. Конечная стадия – упаковка проекта с финансовыми, маркетинговыми и правовыми инструментами и выход на рынок.

– Значит, студент окончит университет не просто магистром по какой-либо дисциплине, а ещё и предпринимателем?

– Да, наш выпускник будет инженером-предпринимателем, обладающий инженерным мышлением и предпринимательскими компетенциями, способный не только увидеть новые возможности, но и воспользоваться ими.

– Дмитрий Владимирович, как бы Вы оценили результаты внеучебной деятельности ТИУ в 2018 году и, в частности, потоков СИП прошлого года? Что получилось, чем гордитесь?

– Учитывая скорость наступающих изменений и необходимость им соответствовать, о какой-либо гордости говорить преждевременно. 2018 год был насыщенным, мы апробировали новые форматы создания и формирования бизнес-проектов; увеличили в два раза количество участников конкурса бизнес-проектов «СИП-АП»; диверсифицировали направления работы, дополнив основное направление – технологические предпринимательство еще инженерным и традиционным; укрепились в статусе региональной площадки, получив заявки не только от других образовательных учреждений нашей области, но и с других регионов; заключили соглашение с РВК и адаптировали курс. Это лишь малая часть огромной проделанной работы.

Не менее значимым я считаю появление «историй успеха» — кейсов, которые можно презентовать и тиражировать. Например, у нас были проекты, зашедшие на первый поток СИПа, но не сумевшие получить необходимые ресурсы из-за недостаточно глубокой проработки и отсутствия части компетенций. Авторы не сложили руки, посвятили себя и все свободное время на улучшение своих продуктов, самообразованию, участию в наших профильных образовательных мероприятиях и на последующих потоках стали победителями, презентовав свои прототипы и MVP (прим. минимальный жизнеспособный продукт). Теперь наша задача – создать необходимые условия для их благополучного выхода на рынок.

Также мы имеет положительный опыт проведения первого в регионе мероприятия в формате Study Group (исследовательских сессий) — многодневного трека по решению кейсов индустриального партнера — компании «Траснефть-Сибирь», в честь которого назвали мероприятие «Study Group Transneft». Благодаря ему один студенческий проект на втором «СИП-АП» стал абсолютным победителем. То есть за счёт того, что на «Study Group» ребята решали конкретные проблемы конкретного предприятия.

Я думаю, «Study Group» для профессоров, доцентов, молодых учёных должен быть как «Клавиши весны» для творческих людей. Внерабочей, внеаудиторной деятельностью, которая разгоняет мозговую активность, заставляет быть в курсе актуальной проблематики и разрабатывать востребованные решения.

Пока могу гордиться только своей командой. Вопросы генераций идей, формирования проектов, создания необходимых условий для их динамичного развития, дальнейшая упаковка результатов в презентабельный вид, воспринимаемый рынком – это кропотливый труд.

– Сколько потоков СИП планируется в 2019 году?

– Традиционно мы проводим каждый год по два полугодовых потока, заканчивающихся конкурсом бизнес-проектов «СИП-АП», в котором может принять участие любой желающий, соответствующий определенным требованиям. Как уже было сказано ранее, мы работаем по трем направлениям: технологическое, инженерное и традиционное предпринимательство, где в каждом направлении мы привлекаем профильных экспертов, в том числе эксперты из «Опоры России», представители общества рационализаторов и другие.

– Появятся ли в вузе новые направления внеучебной деятельности?

– Внеучебная деятельность должна происходить от инициативы студентов. Они должны сами увидеть свою заинтересованность, свой конечный результат. Наша задача — подвести их к этому. Они должны понять, насколько им нужно и важно самоопределиться и сделать эти проекты. Это задача студенческих проектных офисов и наша в том числе.

В любом случае все традиционные мероприятия сохраняются. Мы – вуз, который любит традиции. Нашему фестивалю «На клавишах весны» уже практически пятьдесят пять лет. Это один из старейших фестивалей в регионе. Многие выпускники, которые стали известными бизнесменами, проходили через него. Поэтому менять и отменять его мы пока не планируем. Всё остальное у нас – ожидание инициатив от обучающихся. Наша функция – создать условия, чтобы у ребят рождались идеи.

Яна Гринфельд,

пресс-служба ТИУ

2 комментария на «“Дмитрий Новицкий: «Современный выпускник кроме основной специализации должен обладать предпринимательскими навыками»”»

  1. Борис:

    Добрый день! Хочу иметь портфель методических рекомендаций.(Национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики и университет им. Баумана).
    доц. каф.ТУР Б.Елькин.

    • Дмитрий:

      Добрый день. Приглашаю на встречу, где проговорим цели и задачи которые хотите решить с помощью этих методических рекомендаций. Возможно мы предложим вам более интересные варианты взаимодействия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *