Космический взлёт проекта «Высшая инженерная школа EG»

26.04.2019

12 апреля 2018 года был подписан приказ о создании в Тюменском индустриальном университете Высшей инженерной школы. Сегодня уже можно говорить о том, что проект стартовал успешно: было сформировано новое образовательное пространство, обучение студентов проходит с внедрением современных трендов в образовании, таких как геймификация и проектная деятельность, формируются личностные траектории обучающихся, ребята становятся победителями научных конференций и конкурсов. В 2019 году планируется увеличение цифр приема. Об итогах работы за год и перспективах развития рассказал руководитель проектного офиса Высшей инженерной школы Алексей Пимнев.

— Алексей Леонидович, 1 сентября 2018 года к обучению в Высшей инженерной школе приступили 240 ребят. Чем отличается обучение в ВИШ от классического университетского образования?

— Ребята изучают свою будущую профессию не просто теоретически, а через проектную деятельность. Причём погрузились они в неё ещё до начала учебного года, когда в рамках «PREкурс Assembly EG» сконструировали плавательные средства, которые затем испытали в бассейне спорткомплекса «Зодчий». С сентября студенты перешли к выполнению серьёзных инженерных проектов: «Машины Голдберга», которые научили их работать в команде, «Арктический ветер», где они сконструировали ветрогенераторы для Арктики, «Oil and Gas industry», в рамках которого они построили свой первый геологический разрез, «нашли нефть», подсчитали запасы. Через проектную деятельность обучающиеся начинают понимать то, что они учили в теории.  Пожалуй, это главное отличие нашего образования от традиционного.

— То есть ребята изучают традиционные дисциплины и дополнительно занимаются проектной деятельностью?

— Да! И кроме этого, они ещё много времени уделяют внеучебной деятельности и тоже показывают очень хорошие результаты. Наши студенты первые в спорте, и это воспитывает в них стремление идти к цели, упорно достигать результатов. У них хорошие показатели в научной деятельности, например, после выступления на конференции в МГУ им. М.В. Ломоносова студентку ВИШ Алёну Бопкову пригласили поступать в магистратуру, а она ещё только на первом курсе учится. Хорошие результаты у них в творчестве, в общественной деятельности.

— Вы готовите инженеров будущего, способных адаптироваться к изменениям технологий и профессиональной среды, умеющих встраиваться в систему разделения труда будущего… Какие они?

— Будущее быстро наступает. Технологии, которые сейчас реализуются на предприятиях, очень быстро меняются, и сегодня искать инженерное решение только в своей отрасли — это уже не актуально, можно отстать от всего мира. Такие технологии, как большие данные (BigData), нейронные сети, цифровые технологии – сквозные и применяются везде. Наша задача научить ребят владеть ими, пользоваться и применять на практике. Возможно, они решат те проблемы, о которых сейчас ещё никто не задумывается. И в этом плане наши студенты уже сейчас конструируют своё будущее и будущее той отрасли, где они станут работать.

— Ещё одна особенность Школы – новая роль преподавателя: от лектора-транслятора знаний к академическому наставнику – навигатору образовательной траектории, что это значит?

— Наши преподаватели и руководство Школы всегда открыты к общению с обучающимися, они могут подойти к нам с любым вопросом, связанным как с учебной, проектной деятельностью, так и с внеучебной. Но студент должен сам понять, что ему необходимо для того, чтобы получить больше знаний, увеличить научный потенциал или расширить кругозор. Отмечу, что сделать результаты проектной работы более успешными помогает не только преподаватель, но и другие студенты, потому что они работают в команде. Например, в проекте «Oil&Gas Industry» все обучающиеся разбиты на УБР (Управление буровых работ), от вклада каждого в общий результат зависит, насколько он будет успешным, и ребята уже сами начинают взвешивать вклад каждого человека. По итогам реализации проекта они получают баллы, то есть оценки, но каждый член команды может также поставить баллы другому участнику, и таким образом помочь скорректировать его успеваемость.

— Что будут уметь ребята после окончания Высшей инженерной школы, какими знаниями, навыками и компетенциями обладать?

— Общий портрет нашего выпускника – специалист нефтегазового дела. Однако он отличается тем, что ребята будут иметь представление обо всех технологических процессах, начиная от бурения и заканчивая транспортом углеводородных ресурсов, а также навыки сквозных технологий, такие как прототипирование, цифровое моделирование, они будут уметь ставить командные и индивидуальные цели, что поможет им стать лидером в своей сфере деятельности.

— Получается, что каждый выпускник сможет создать свою компанию?

— Да, если у него будет такая цель, и мы учим её правильно формулировать. Проект «Oil&Gas Industry» проходит с элементами геймификации. В ходе игры ребята могут «примерить» на себя различные профессиональные позиции, в том числе и управленческие, попробовать разные варианты решений задач и, проанализировав результат, выбрать наиболее верное. Я думаю, что уже по окончанию проекта, появятся те команды, которые будут готовы создать свою компанию или сделать свой первый учебный патент.

— Образовательное пространство Высшей инженерной школы создано согласно новым тенденциям и требованиям времени, расскажите, как оно изменилось за год?

— Мы начинали практически с нуля. Рассматривали различные дизайнерские решения. Образовательное пространство создавали вместе со студентами. Теперь все аудитории и пространства оснащены мебелью, которая легко трансформируется благодаря мобильным партам и стульям. Компьютерные классы оснащены программным обеспечением, которое позволяет ребятам решать достаточно серьезные задачи по моделированию. Трансформируется и та часть Школы, где ребята создают свои инженерные проекты, работают с инструментами. В рамках областной Студенческой весны на нашей площадке прошел Мейкертон, в котором приняли участие представители других вузов Тюменской области. Но работа не останавливается. Ребята выступили с идеей организации коворкинга. Также следующим шагом станет создание инжинирингового центра при Школе, где будут реализованы студенческие разработки. В Центре они смогут готовиться к таким мероприятиям, как Битва роботов, которая будет проходить осенью в ТИУ.

— В Высшей инженерной школе реализуется и магистерская программа «Цифровая трансформация региона» — новое, перспективное и очень востребованное направление, есть ли здесь какие-то результаты?

— Действительно, направление уникальное. Программа реализуется совместно с преподавателями Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Вся тема – это трансформация региона: индустрия 4.0, современные технологии, наука о данных. На эту программу мы ждём абитуриентов, которые уже имеют опыт работы, а магистратура по цифровизации им нужна для того, чтобы продвинуться карьерно или решить какую-то технологическую проблему. Наши магистранты – это успешные, целеустремленные люди, уверенные в себе и далеко смотрящие в будущее, которым нужны не теоретические знания, а конкретные результаты. Если говорить об итогах, то проект «Разработка и реализация модели Высшей инженерной школы как базового центра подготовки кадров для цифровой экономики региона» рекомендован к присвоению статуса ФИП (Федеральной инновационной площадки) в период с 2018 по 2023 годы.

— В ВИШ есть свой талисман – ёж, которого подарила и.о. ректора ТИУ Вероника Ефремова? Что обозначает этот символ?

— Ёж, потому что Высшая инженерная школа EG. Он живёт в нашем проектном офисе и напоминает студентам, что инженеры всегда должны думать не только о технике, но и об окружающем мире, принимая какие-либо решения.

— Как попасть в Высшую инженерную школу?

— По результатам ЕГЭ. Но проходной балл, судя по прошлому году, будет очень высоким. В 2018 году он был 227, это общий балл по трём предметам: математика, физика и русский язык. Практически все ребята очень сильные и конкуренция высокая, но учиться у нас очень интересно и результаты превышают все ожидания. Поэтому приглашаем тех, кто видит себя в будущем инженером и мечтает построить профессиональную карьеру, к нам в Высшую инженерную школу.

— Алексей Леонидович, спасибо за интервью! 

Беседовала Инна Кальва,

пресс-служба ТИУ

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *