76 лет Великой Победы: рядовой артиллерийской дивизии прорыва Степан Кокарев

13.04.2021

Историю участника снятия блокады Ленинграда, артиллериста дивизии прорыва резерва Верховного Главнокомандования, сибиряка Степана Кокарева рассказала ведущий специалист Отдел медиа и внешних коммуникаций Юлия Янушевичене.

Мой дед Степан Павлович (Поликарпович) Кокарев не вернулся с Великой Отечественной войны. Похоронка пришла в 1944-ом. Это единственное, что я знала о деде с детства. Спустя десятилетия после Великой Победы, когда были рассекречены архивы Красной Армии, нашей семье удалось узнать, как погиб артиллерист, рядовой Степан Кокарев.

Дед, отец моего отца, был родом из деревни Новая Сокрая Здвинского района Новосибирской области. Родился в 1910 году, точной даты не сохранилось. Служил на железнодорожной станции Барабинск Транссибирской магистрали. Когда началась война, на фронт ушел не сразу — железнодорожники были нужны в тылу. Осенью 1941 года в адрес руководства Барабинского паровозного депо пришла телеграмма Государственного комитета обороны. В ней ставилась задача: одеть в броню паровоз, оборудовать платформы для установки пушек, пулеметов, зенитного оружия и для перевозки верхнего строения пути. Железнодорожники работали по 12 часов в сутки и более. Массовый трудовой героизм позволил к 23 февраля 1942 года полностью закончить работы. Бронепоезд  назвали «Сибиряк-барабинец».

Вскоре Степан Кокарев был призван на фронт Барабинским РВК. Перед тем, как уйти на войну, перевез жену Веру Алексеевну, четырехлетнего сына Сашу и годовалую дочку Томочку в деревню Кармакла на берегу озера Сартлан, богатого рыбой. По воспоминаниям бабушки, это и помогло пережить голодные военные годы.

По записям Именного списка безвозвратных потерь сержантского и рядового состава, последнее место службы Степана Павловича — 23 артиллерийская Красносельская Краснознаменная дивизия прорыва резерва Верховного Главнокомандования (23 адп РГК), 252 минометный полк. Как рассказывал один из бойцов на сайте «Я помню»: «Нас не бросали, как простые ИПТАПы (истребительно-противотанковые артиллерийские полки) каждую неделю на прямую наводку, под гусеницы немецких танков. Дивизия прорыва РГК имела специфические задачи и использовалась в основном в период наступления или для уплотнения обороны. Потом мы «зализывали раны» во втором эшелоне».

Первые артиллерийские дивизии прорыва были сформированы осенью 1942 года, боевое крещение получили в контрнаступлении под Сталинградом, являясь мощным огневым средством Красной Армии. Что касается истории 23 адп РГК, то сохранился журнал её боевых действий, где описан период  с 5 июля 1943 по 9 мая 1945.

В начале 1944-го дивизия стояла в районе Пулково и готовилась принять участие в решающем наступлении, которое должно было окончательно освободить Ленинград от фашистской блокады. Рядовой Степан Кокарев был орудийным номером — военнослужащим, входящим в состав орудийного расчёта и выполняющим определенные обязанности по обслуживанию артиллерийского орудия, подготовке и ведению стрельбы.

15 января войска Ленинградского фронта начали наступление из района Пулковских высот. В журнале боевых действий 23 адп РГК говорится: «В 9.20 началась мощная артподготовка. Работала вся артиллерия, минометы, «катюши», «иваны». Начала работать авиация. Стоял сплошной гул». Следующая фраза военного летописца поражает. «Началась исполняться величественная симфония «Смерть немецким оккупантам», — записал он. Содействуя наступлению войск Ленинградского фронта, сокрушительный удар по всей линии передовых укреплений противника и его тылам нанесла и артиллерия Краснознаменного Балтийского флота.

Этот решающий бой за освобождение Ленинграда стал последним для сибиряка Степана Кокарева. Вместе с другими бойцами он стоял насмерть и навсегда остался лежать на Пулковских высотах, где с 12 сентября 1941 года до 15 января 1944 года пролегала передовая линия фронта.

Сегодня на месте боев — братские могилы Пулковского военного кладбища. На центральном обелиске выбита надпись: «Доблестным советским воинам, павшим в боях за свободу и независимость нашей родины. 1941-1945». Имена героев увековечены на надгробиях, среди которых уже в начале 2000-х мы нашли и имя деда — Степана Павловича Кокарева.

Отдел медиа и внешних коммуникаций

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *