76 лет Великой Победы: старший матрос-минёр Игорь Бронин

27.04.2021

Игорь Леонидович Бронин родился 24 ноября 1926 года в с. Ново-Александровка Высоковского района Калининской области. Призван в Советскую Армию Волоколамским РВК Московской области 14 ноября 1943 года. Службу начал краснофлотцем. Завершил 26 сентября 1950 года в звании старшего инженер-лейтенанта.

Официальный документ о награждении медалью содержит следующие сведения: «Акт. «11» июня 1947 г. мною, капитаном 1 ранга Поповым Михаилом Степановичем в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от «9» мая 1945 г. произведено вручение медалей «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 -1945 гг.» по личному составу Охраны Водного района КМОР БФ. … Бронин Игорь Леонидович, старший матрос минер 2 класса МО-538  7ЦДМО. Удостоверение И- 0438448…»

В свои неполные 17 лет Игорь Бронин получил специальность минёр и был отправлен на службу в Балтийском море. Город Кронштадт, где многие годы прослужил Игорь Леонидович, находился в такой же блокаде, как и Ленинград: также подвергался усиленным бомбежкам немецких самолетов, также, будучи оторванным от большой земли, не имел достаточного продовольствия. В городе-крепости базировались боевые корабли и вели отражающий и наступательный огонь. Держали под прицелом фарватер Финского залива, не пропуская немецкий флот к городу на Неве. Также огонь корабельных пушек поражал укрепления фашистов в городах Петергофе, Стрельне, Орниенбауме, все Южное побережье Финского залива.

Предлагаем прочесть воспоминания героя о тех событиях: «Я, Бронин Игорь Леонидович, родился 24 ноября 1926 года в селе Ново-Александровка Высоковского района Тверской области в семье служащего. В 1941 году окончил 7 классов Волоколамской неполной средней школы. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Отец был призван в армию. Мать работала телеграфисткой на станции Волоколамск и была в курсе событий на фронте. Немцы приближались к нашему городу. В связи с болезнью матери мы не смогли эвакуироваться и остались на оккупированной немцами территории. Было очень тяжело, питались скудно. В конце декабря 1941 года немецкие войска были отброшены от Москвы, «блицкриг» не получился. Немцы заняли оборону в полутора километрах от того места, где мы жили, и практически находились на передовой под артобстрелами. В конце января 1942 года немцы отступили до г. Ржева, где они создали довольно мощную оборону и находились там до осени 1942 года.

Летом 1942 года я устроился на работу на станцию Волоколамск слесарем. В 1943 году окончил курсы трактористов при Волоколамской МТС, работал трактористом, пахал и сеял в колхозе. 10 ноября 1943 года в возрасте 17 неполных лет был призван служить на Балтийский флот. В Ленинград ехали по северной дороге, так как основная дорога Москва — Ленинград была отрезана немцами. Ехали в товарных вагонах с двухъярусными нарами и легкой буржуйкой. После г. Тихвина эшелон двигался только ночью, т.к. уже близко была линия фронта. В районе Синявских высот фронт находился в 1,5 км, немцы занимали господствующие высоты и вели прицельный обстрел по проходившим поездам. Была дана команда загасить буржуйки, всем лечь на пол вагона и ночью на полном ходу наш эшелон благополучно проскочил этот опасный участок дороги. Утром наш эшелон прибыл в освобожденный Ленинград на Финляндский вокзал, и мы пешим строем двинулись вдоль Невы в Рузовские казармы.

Был тихий солнечный день, немцы не стреляли по городу. У них был заведен порядок: артобстрел города вести вечером или ночью, когда люди возвращались с работы. В течение двух недель находился на карантине в Рузовских казармах. Медкомиссию проходил в одном из госпиталей г. Ленинграда, там же определили военную специальность — минёр. Потом был переведен в Балтийский флотский экипаж. Ночью пешим строем отправили нас на Лисий нос (пирс для отправки плавучих средств в г. Кронштадт). Поселили нас в учебный отряд — школа оружия им. Сладкова, где обучались командиры, пулеметчики и минёры. Сначала двухмесячная общевойсковая подготовка, затем занятия по специальности в минных классах.

14 января 1944 г. немцы были отброшены с Пулковских высот и Петергофа. 24.01.1944 года блокада Ленинграда была снята. Все вздохнули свободно.

После окончания курса в мае 1944 года произошло распределение на корабли флота и я попал на катер «Морской охотник», начались фронтовые будни. Мы несли дозорную службу на подступах к Кронштадту. Вместе с торпедными катерами вели боевую охрану тральщиков, которые вели траление в Нарвском заливе и в районе г. Выборга. Немецкие и финские корабли пытались этому мешать, и нам приходилось отражать атаки противника.

В июле 1944 года был освобожден г. Выборг и весь Карельский перешеек, а 7 сентября 1944 года финны прекратили военные действия. Во второй половине октября 1944 года получили приказ сопровождать две подводные лодки, идущие на боевое задание в Балтийском море на перехват военных транспортов противника. Лодки шли в надводном положении. К вечеру разыгрался сильный шторм, волны перекатывались через палубу катера, снижая скорость хода. С лодок передали, что они уходят без сопровождения и скрылись в наступившей темноте. Второй катер ушел в море, а наш командир принял решение переждать шторм у берега, т.е. войти в финские шхеры, не зная фарватера. Подошли к берегу, бросили якорь, но якорь не держал, по-видимому, дно было каменистое, и волны нас прибили к берегу. И вдруг под днищем заскрежетало, мы сели на мель. Волны поднимали катер и били о камни, трудно было устоять на палубе. Молодой командир растерялся, сел на палубу и схватился за голову. В команде катера были одни старики, которые не растерялись и приняли командование на себя. Перетащили боезапас из кормового кубрика на нос и перекатили глубинные бомбы. В результате корма поднялась, и нам удалось сняться с камней. Попробовали дать ход, но оказалось бесполезно, т.к. ходовые валы были погнуты, а винты срублены. Все же нам удалось отойти от опасного места на вспомогательном двигателе. Рулевое управление тоже вышло из строя, но на наше счастье шторм утих, и нам удалось встать на якорь. Так мы и простояли в финских шхерах до обеда. Кругом островки из скал, финны наблюдают за нами из биноклей, но уже не стреляют. В это время на горизонте показался силуэт нашего тральщика. Наш сигнальщик стал выпускать ракеты и сигналить прожектором. Нас заметили, подошли, взяли катер на буксир и отбуксировали нас в Кронштадт. На этом наша военная деятельность закончилась.

Утром проснулись – в кубрике вода и плавает наша обувь, значит, были мелкие пробоины в корпусе. Потом катер отбуксировали в Ленинград на завод, где мы и встретили конец войны. В мае 1945 года после ремонта нас направили в Пиллау, ныне Балтийск, где находился наш дивизион морских охотников. Там произошел такой трагический случай. В июле 1945 года мы несли брандвахту, т.е. охраняли вход в канал в ночное время. Утром входили в канал и вставали на якорь. В обеденное время мимо нас прошел катер нашего дивизиона, уходящий в море. Все свободные от вахты стояли на палубе и махали друг другу. При выходе катера из канала раздался взрыв, поднялся столб огня и дыма. Мы вручную выбрали якорь, и подошли к месту взрыва. На поверхности воды поле горящего авиационного бензина и плавающие в огне люди, Спасти удалось 3-х человек из 24, которых выбросила взрывная волна за пределы горящего бензина. Сработала донная магнитная мина. По-видимому, у этого катера магнитное поле было больше, чем у нашего катера или сработал счетчик, установленный на определенное число.

Осенью 1945 года наш дивизион был расформирован, одно звено катеров передали в морскую погранохрану, а нас передали в отряд учебных кораблей и мы пришли снова в Кронштадт. В 1947 году я был списан на новостроящиеся корабли в г. Ленинграде. В 1949 году был построен наш тральщик «Павлин Виноградов» и мы пришли в порт приписки  —  г. Таллин.

В 1950 году демобилизовался и приехал в г. Ногинск Московской области, где жили мои родители, устроился работать на фабрику слесарем, одновременно учился в школе рабочей молодежи. В 1952 году получил аттестат зрелости и поступил в Московский нефтяной институт им. Губкина. В 1957 году окончил институт, получил звание горного инженера по специальности «Бурение нефтяных и газовых скважин». Учась в институте, проходил военную подготовку и получил воинское звание инженер-лейтенант. В том же году женился. По распределению был направлен в Объединение «Куйбышевнефть», а оттуда был направлен в Похвистинвскую контору бурения треста «Первомайбурнефть». Начинал помощником бурильщика, бурильщиком, буровым мастером, инженером участка, старшим инженером, диспетчером. В 1965 году в связи с сокращением объема работ наша контора была ликвидирована. В 1958 году родился сын Олег. В 1965 году переехал в г.Тюмень. Супруга не захотела ехать на Север, и я устроился работать в институт «Гипротюменьнефтегаз», где и работал до 1988 года. С этого года и до 2001 г. работал учебным мастером в Тюменском нефтегазовом университете.  В 2001 году был вынужден уволиться в связи с тяжелой болезнью жены. Тюменский городской военкомат присвоил мне очередное звание «капитан в отставке».

Имею следующие правительственные награды: орден Отечественной войны II степени; медали — «За Победу над Германией», «За оборону Ленинграда», «300 лет Российскому флоту», «Имени Маршала Жукова», юбилейные медали Победы, юбилейные медали вооруженных сил; трудовые медали: «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири», Ветеран труда, знак «Отличник нефтяной промышленности».

По материалам, предоставленным Музеем истории науки и техники Зауралья

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *