76 лет Великой Победы: старший техник-лейтенант Дерегузов Алексей Александрович

27.04.2021

Алексей Александрович Дерегузов родился в 1919 в Сталинграде. Учился в Сталинградском механическом институте. Призван в Красную Армию в 1941 г. Тракторозаводским РВК г. Сталинграда.

После окончания войны 28 апреля 1955 г. приказом Минстройдормаша СССР был назначен директором Тюменского машиностроительного техникума. В 1964 г. по личной просьбе был освобожден от занимаемой должности директора и переведен заведующим заочным отделением техникума, где работал до ухода на пенсию в 1983 г. Все годы работы в техникуме вел предмет «Допуски, посадки, технические измерения» участвовал в общественной жизни коллектива и города – избирался членом партбюро и секретарем партийной организации, председателем комиссии по контролю за административно-хозяйственной деятельностью, членом бюро райкома КПСС, депутатом горсовета. Награды мирного времени: медали: «За освоение целинных земель» (1957 г.), «За доблестный труд» (1970 г.), «Ветеран труда» (1980 г.), нагрудный знак    «Отличник социалистического соревнования Минстройдормаша»  (1967 г.), Почетные грамоты Минстройдормаша (1968 г.) и Обкома КПСС (1967 г.), занесен в Книгу Почета машиностроительного техникума.

Как участник Великой Отечественной войны получил награды: два ордена «Красная звезда» (август 1944г. и май 1945г.), медали: «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» (1945г.), орден «Отечественной войны» II степени (май 1985г.), юбилейные медали: 30,40,50 лет Победы в Великой Отечественной войне, нагрудный знак «Ветеран 10-й Сталинградской четырежды орденоносной дивизии в память о Великой Отечественной войне 1941 — 1945гг.» (1984г).

О совершенных Алексеем Дерегузовым подвигах сообщают краткие строки Наградных листов.

«В наступательных боях с немецко-фашистскими захватчиками в районе местечка Рожице, Пустомыты-Куты Волынской области и форсировании реки Буг с 23 февраля по 30 июля 1944 года непосредственно на огневых позициях под минометным огнем противника проводил сложные ремонтные работы по восстановлению орудий. На своем счету имеет 4 орудия восстановленных в строй, отремонтировал 56 винтовок, 15 ППШ, 2 прицельных приспособления. На огневых позициях производил сложный ремонт пробоин наружных цилиндров одного орудия, требовавшего заводского ремонта. Обладая качеством работы высокой точности и большой интенсивности труда, сумел восстановить орудия, выбывшие из строя, своими силами. За проявленные мужество и отвагу, и умелое руководство по восстановлению матчасти в строй боевых порядков достоин награждения орденом Красной Звезды. Командир 375 артполка гвардии полковник Ильютович. Командующий артполка 181 СД полковник Сапаров. 4 августа 1944 г.».

Ремонтом орудий, боевого снаряжения занимался лейтенант Дерегузов все годы нахождения в действующей Армии. Вряд ли знал и он сам, сколько вернулось в строй техники, им восстановленной. И только уже в последние годы войны полковые командиры отметили его заслуги, его знания и труд на боевых позициях.

В Наградном листе 1945 года отмечена малая часть вклада в Победу нашего преподавателя Алексея Александровича Дерегузова. « В боях по уничтожению окруженного гарнизона противника в городе Браслау тов. Дерегузов проявил мужество и отвагу. Под сильным пулеметным огнем противника непосредственно на открытых позициях им отлично организован был ремонт орудий, выведенных из строя огнем противника. За период боев с 12 марта по апрель 1945 года под его непосредственным руководством отремонтировано орудий текущего ремонта 11, карабинов 32, пистолетов 6, ревнаганов   12. В результате умелой организации  ремонта материальной части полк всегда мог вести огонь без задержки и противнику нанесены большие потери в живой силе и технике.

Своей самоотверженной работой способствовал выполнению боевых заданий командования поставленных перед артиллерийским полком. За хороший и своевременный ремонт матчасти полка и проявленное личное мужество и отвагу достоин награждения орденом Отечественной войны второй степени. Командир 375 полка полковник Молчанов. Мая 1945 г.»

В сохранившихся воспоминаниях Алексея Александровича некоторые моменты жизни позволяют читателю прочувствовать и понять особенности  военной и гражданской жизни.

Марш к курской дуге

Был жаркий июньский день. Ярко светило солнце, и ничто не предвещало грозу, никто не мог и подумать, что может нагрянуть беда. Но беда пришла и нарушила мирное течение жизни. Началась война. Одних она застала за работой, других за беззаботным, приятным отдыхом, а меня и моих сокурсников за подготовкой к экзамену. Но для всех война явилась полной неожиданностью, она легла непосильной тяжестью на плечи каждого. И каждый с тревогой думал – что же будет?

Я учился на 4 курсе Сталинградского механического института (факультет артиллерийского производства) и должен был сдавать последний экзамен. Тяжело было сдавать — каждый думал о войне. После сдачи экзаменов, сразу же без каникул начались занятия на 5 курсе. Во внеурочное время усиленно занимались в отрядах ополчения, которые были созданы в институте на второй день войны. По утрам с тревогой слушали сводки Совинформбюро и с горечью отмечали на карте продвижение фашистских полчищ по нашей родной земле. В конце июля 1941г. наша учебная группа в полном составе была призвана в армию и направлена в артиллерийскую академию им. Дзержинского на последний курс факультета артвооружения. В августе 1942г. мы прослушали теоретический курс, но обстановка складывалась так, что нам готовить дипломный проект не пришлось — все были направлены в действующую армию. Я получил назначение на должность командира взвода боепитания артдивизиона 375 челябинского артиллерийского полка 10-й Сталинградской дивизии войск НКВД, которая находилась на переформировании в г. Челябинске. После укомплектования людьми и вооружением дивизия 2 февраля 1943г. выехала на фронт, а 15 февраля выгрузилась на станции Елец (Курская дуга) и двинулась к линии фронта.

Мне очень запомнился этот марш. Путь предстоял не легкий — надо было преодолеть около 300 км. Тяжесть марша и его изнурительность заключались в том, что надо было не только пройти это расстояние, но и вынести на руках все военное имущество, а главное протащить все орудия и боеприпасы к ним. Зима была очень снежная. Все дороги забиты застрявшими в снегу машинами. Преодолевая снежные заносы, обходя колонны машин, солдаты тянули орудия, везли на санях боеприпасы и все имущество. Так нескончаемым потоком двигались по заснеженным просторам Курской дуги войска 5 армии. Обозы с продовольствием остались позади, они застряли в снегу. Фронт требовал подкреплений, и части армии спешили выйти на исходные рубежи. Отдыхать было некогда, обогреться негде — по пути все деревни и села сожжены фашистами дотла, и только печи, как безмолвные памятники человеческого жилья каким-то чудом оставались целы. Ночи коротали на снегу у костра, но и это не всегда удавалось из-за авиации противника. «Раз, два, взяли!» — изо дня в день раздавалось со всех сторон — и все двигалось вперед. Питались лишь картофелем, из уцелевших погребов, сожженных домов. Без хлеба, без соли ели картошку в мундире. От изнурительного марша и истощения солдаты буквально валились с ног, а тут еще появилась на нашу беду странная болезнь «куриная слепота» (падение зрения, вызванное истощением, к вечеру, когда солнце уходит за горизонт, солдаты теряют зрение). Чтобы не сбиться с пути они держатся друг за друга, а впереди идет тот, кто еще не потерял зрение. Часто над колоннами появлялись немецкие самолеты, сбрасывали бомбы, обстреливали из пулеметов и пушек. Но войска двигались вперед, и никакая сила не в состоянии была остановить это движение. И вот этот продолжительный и тяжелый марш закончен. Наша дивизия заняла оборону на самом пике Курской дуги. Впереди, как на ладони, виден город Севск. Там окопались немцы. Сколько еще будет на нашем пути таких городов, сел, деревень, которые надо освобождать в упорных, кровопролитных боях, сколько еще надо сил, чтобы изгнать фашистскую нечисть с нашей земли. Трехсоткилометровый марш          запомнился мне потому, что          в нем проявилась выносливость нашего простого русского солдата, твердость его духа, решимость и непоколебимая вера в нашу победу над врагом.

Таким было начало моей фронтовой жизни. Помимо битвы на Курской дуге участвовал в боях на Сандомирском плацдарме, в разгроме     Бреславской группировки. После окончания войны  служил в оккупационных войсках в Германии (май — июнь 1945г.) и Австрии (июнь­ — декабрь 1945г.). В период службы в рядах Советской Армии занимал должности — командир взвода боеприпасов, арттехник дивизиона, начальник артмастерской. Демобилизовался в августе 1946г. в звании старшего техника-лейтенанта.

После демобилизации возвратился в институт, окончил в 1948г. технологический факультет, квалификация инженер-­механик и получил назначение на Саратовский завод «Строймаш» заместителем начальника технического отдела.

 Алексей Александрович Дерегузов скончался 13 июня 1996 г. в Тюмени в возрасте 78 лет.

При подготовке статьи использовались документы сайта Министерства обороны РФ «Память народа».

По материалам, предоставленным Музеем истории науки и техники Зауралья

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *