Тюмень в годы Великой Отечественной войны: Тюменские планёры. Завод № 241

01.04.2021

Завод № 241 создан на базе эвакуированного оборудования завода № 241 и ОКБ 31 Тушинского завода авиационной промышленности. Располагался в корпусах молочного и мясного рынка, здании педагогического техникума, помещении гвоздильного цеха, мастерских «Красногвардеец», гараже горисполкома и на складе аптекоуправления по улице Республики, 21. Главной продукцией этого завода стали лёгкие десантные планёры А-7 конструктора Олега Константиновича Антонова.

Планёр был построен как увеличенная версия спортивного планёра Рот Фронт-7. Сборочные цехи расположились в недостроенных корпусах крытого рынка на Базарной площади Тюмени. С января 1942 года начался планомерный выпуск планёров.

 

Планёр А-7 представлял собой свободнонесущий моноплан деревянной конструкции с верхним расположением крыла. Для управления планёром при буксировке и в свободном планировании в кабине пилота были размещены рычаги ручного и ножного управления. Приборная доска оборудовалась минимально необходимым комплектом приборов: указателями скорости и поворота, вариометром, компасом и высотомером. Буксировался планёр за самолётами СБ, ДБ-3 и Ил-4. Для отцепки в кабине пилота-планериста слева на панели управления триммерами была установлена ручка замка. Отделившись от буксирующего самолёта, планёр продолжал управляемый полёт на десятки километров и бесшумно приземлялся на небольшие грунтовые площадки.

Очень хорошо зарекомендовали себя планёры для снабжения партизан. Они запускались на оккупированную территорию, садились на партизанских «аэродромах», там же и сжигались. Доставляли всё: оружие, боеприпасы, смазочные материалы, антифриз для танковых частей и т. д. Известно, что за всю войну ни одного советского планёра не сбили, т.к. обнаружить десантный планёр крайне сложно, особенно когда он беззвучно летит ночью, а сбить — совсем непосильная задача.

Завод, работая в тесном контакте с коллективом Тюменского фанерного комбината, построил за три года нахождения в эвакуации свыше 600 планёров.

В 1941 году авиаконструкторы О. Антонов и А. Эскин разработали оригинальный гибрид танка и десантного планёра «Крылья танка-60» (КТ-60). Изобретение представляло собой танк Т-60 с прикрепленными к нему в четырёх местах деревянными крыльями. Вся конструкция поднималась в воздух при помощи буксировочного самолёта, а затем отцеплялась в воздухе. Танк планировал до места посадки, а приземлившись, сбрасывал деревянные крылья и практически сразу мог вступать в бой с противником. В конце 1942 года изготовление опытного образца заводом № 241 было завершено, и его отправили на аэродром Лётно-испытательного института в Подмосковье.

Первый испытательный полёт оказался и последним. Мощности двигателя самолёта не хватило для разгона и взлёта крылатого танка. Было принято решение о прекращении выпуска «летающего танка».

В 1944 году завод был переведён в Саратов и в Рязань.

Материал подготовлен специалистом Музея истории науки и техники Зауралья Натальей Дубовской

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *