«Цифровой ТИУ»: как в вузе внедряют IT-решения для высшего образования

06.09.2021

Образование в российских вузах постепенно переходит на цифровые рельсы. Цифровая трансформация затрагивает все уровни управления: от управления бюджетом университета до управления образовательной траекторией конкретного студента, меняет роль вузов, их инструменты, в конце концов, и сам образ высшей школы. О том, какие цифровые изменения происходят в Тюменском индустриальном университете и как новые IT-технологии модифицируют вуз, мы спросили проректора по цифровой трансформации ТИУ Юрия Фролова.

 

Юрий Николаевич, расскажите, пожалуйста, какие цифровые сервисы для абитуриентов, студентов, преподавателей, сотрудников вуза сегодня развиваются в Тюменском индустриальном университете?

— В настоящее время в вузе ведется разработка личного кабинета для студента с возможностью просмотра расписания учебных занятий и получения справок. Ресурс позволит кратно сократить время на посещение экономистов, методистов, других необходимых специалистов. Разрабатывается и мобильное приложение документооборота для сотрудников университета, что позволит ускорить выполнение некоторых задач и повысить качество услуг.

— Есть ли в университете собственные разработки в области информационных систем?

— В вузе внедрено много информационных систем для упрощения работы сотрудников в различных областях. В частности, существенно доработана система документооборота, которая позволяет минимизировать время на выполняемые операции, тем самым экономить время сотрудников при работе с документами. В целях оптимизации трудозатрат и сокращения времени на «хождение» по кабинетам организации настроена интеграция информационных систем. Например, оформить перемещение или списание основного средства материально ответственное лицо теперь может без отрыва от рабочего места и подписания бумажной документации.

— Какие информационные системы находятся в разработке? Может, есть какие-то разработки, которых нет еще ни у кого?

— Трудно сказать, есть ли у нас что-то такое, чего нет ни у кого. Сегодня многие университеты держат курс на расширение применения цифровых платформенных сервисов от различных интеграторов, а также самостоятельных разработок программного обеспечения и развитие методов управления перспективными формами организации деятельности вуза.

ТИУ всегда находится в авангарде новых технологий. Мы одними из первых присоединились к пилотному проекту Минобрнауки «Суперсервис» и в настоящее время ведём интеграцию с федеральной информационной системой от Госуслуг «Поступай правильно». Благодаря этому ресурсу абитуриент может без посещения образовательных организаций поступить в большинство университетов страны. Помимо этой федеральной площадки, вуз интегрирован с другими системами, необходимыми для осуществления своей деятельности.

Или, к примеру, чтобы автоматизировать процесс планирования и бюджетирования финансово-хозяйственной деятельности индустриального университета, в настоящее время мы прорабатываем внедрение программы «Управление ФХД ТИУ».

— Высшие учебные заведения сегодня используют различные системы поддержки учебного процесса. Расскажите о преимуществах системы EDUCON, которую разработали и  используют в ТИУ, чем она отличается от других?

— Многие вузы в качестве электронной информационно-образовательной среды используют LMS Moodle. Система поддержки учебного процесса EDUCON построена на основе вышеупомянутой системы, однако доработана с учетом требований нашего университета. Назову пять преимуществ.

Во-первых, в системе Moodle отсутствует модуль портфолио, а это необходимый элемент электронной информационно-образовательной среды. Наши специалисты разработали в соответствии с локальной нормативной документацией модуль и внедрили его в EDUCON.

Во-вторых, регистрация пользователей в нашей системе происходит автоматически, так как EDUCON интегрирован в другие системы: домен ТИУ и Тандем. Обучающиеся автоматически появляются в EDUCON после зачисления в ТИУ, сотрудники же появляются сразу после устройства на работу. Многие вузы вынуждены писать отдельные сервисы для автоматизации процесса регистрации пользователей.

В-третьих, в системе есть модуль прокторинга (надзора за процессом сдачи экзамена). При выставлении соответствующей настройки он автоматически производит запись процесса экзамена.

Четвёртый неоспоримый плюс в том, что в нашу систему внедрены виртуальные лабораторные работы, разработанные специалистами ТИУ.

Еще одним преимуществом можно считать бесшовный переход между ресурсами электронной библиотеки.

— Сколько в настоящее время на цифровой платформе ТИУ представлено собственного образовательного контента?

— На нашей платформе размещено более 20 000 курсов. Это и курсы по образовательным дисциплинам высшего образования (в ТИУ созданы курсы по всем дисциплинам), и курсы по программам дополнительного образования. Особенно выросло количество курсов в период пандемии. Также за последние полтора года почти в три раза увеличились и размеры «хранилища» в системе. Это связано с тем, что обучение было переведено в дистанционный формат.

— Помогла ли цифровизация преодолеть университету сложности приемной кампании прошлого года, которая проходила в дистанционном режиме?

— Безусловно. Благодаря слаженной работе команды разработчиков и администраторов в короткие сроки была развернута система прокторинга, а также доработан личный кабинет абитуриента. Развернутые системы позволили абитуриентам без посещения приёмной комиссии не только подать заявления онлайн, но и сдать удаленно все вступительные испытания, поступить в университет, минимизировав риски заражения COVID-19.

— В оценке управления организациями исследователи всё чаще используют термин «цифровая зрелость». Скажите, можем ли мы говорить о цифровой зрелости ТИУ?

— Цифровая зрелость – это то, с чего нужно начинать цифровизацию всех основных процессов университета, это в первую очередь, способность управлять изменениями, готовность совершенствовать существующие модели управления, мыслить стратегически. Сейчас мы приступили к первому этапу исследования, оцениваем вуз по семи направлениям: цифровая культура, кадровый потенциал, процессы управления, оптимизации и автоматизации, цифровые сервисы, модели, данные, инфраструктура и инструменты. Результаты оценки станут основой для создания целевой программы цифровой трансформации университета, над которой мы сейчас работаем. Она охватит все базовые процессы образовательного, научно-исследовательского, других направлений деятельности университета, а также  его управления.

Кроме того, в новой Программе развития Тюменского индустриального университета, с которой вуз участвует в конкурсном отборе по Программе поддержки российских университетов «Приоритет 2030», цифровая трансформация значится одним из ключевых принципов развития ТИУ.

Отдел медиа и внешних коммуникаций

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *