Люди, посвятившие себя университету: профессор Владимир Бакштановский

08.02.2023

В истории Тюменского индустриального университета есть страницы, написанные уникальными людьми, всецело посвятившими себя любимому делу. Более полувека назад в вуз пришел молодой преподаватель, ставший основателем отечественной научной школы прикладной этики. Сегодня, в День российской науки, профессор Владимир Бакштановский делится воспоминаниями и отвечает на наши вопросы.

Досье.

Владимир Иосифович Бакштановский – директор Научно-исследовательского института прикладной этики, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, почетный работник науки и образования Тюменской области. Основатель научного направления «инновационная парадигма прикладной этики». Создатель первого в России специализированного научного журнала «Ведомости прикладной этики» (1995). Входит в редколлегию журналов «Этическая мысль» (издается Институтом философии РАН), «Философия. Журнал высшей школы экономики». Подготовил 13 кандидатов и докторов наук. Под руководством профессора в ТИУ осуществляется исследовательский проект «Профессиональная этика инженера как обязательная образовательная дисциплина».

Владимир Иосифович, в прошлом году Вы отметили 80-летний юбилей и продолжаете оставаться на своем посту. С чего начинался Ваш путь в Тюменском индустриальном университете?

Когда в Тюмени открылся индустриальный институт, ректор Анатолий Косухин послал его представителей по стране искать кадры и приглашать их на работу. Так я появился в вузе в 1968 году, приехал в Тюмень из Томска, где окончил классический, существовавший с царских времен университет. Можно сказать, манил молодой дух индустриального института, пафос нефтяных открытий, да и возможность карьерного роста. Здесь была начинающая кафедра философии, которой заведовал приглашенный из Томска доцент Федор Селиванов. Благодаря ему я увлекся этикой, стал вникать в эту дисциплину, читал лекции первым студентам ТИИ, среди которых были будущие светила нашего университета: ректоры, проректоры, заведующие кафедрами, доценты.

Наверное, это было довольно нахально, но через несколько лет я захотел открыть в молодом институте кафедру этики. Надо сказать, что в стране тогда было две таких кафедры – в Московском и Ленинградском госуниверситетах. Энергии у меня было много, захотелось сделать революцию в этой науке, учредить новое направление — прикладная этика и учить этому направлению студентов индустриального института. Меня поддержало руководство ТИИ, и в 1970 году кафедра этики был открыта.

Мы стали преподавать прикладную этику, во многом изобретая этот курс. Зарубежная научная литература была нам не доступна, но понемногу стали появляться книги. Был случай, когда я через одну польскую пани, работавшую в Варшавском университете и дружившую с премьер-министром Индии Индирой Ганди, получил первую зарубежную книгу по этике. Только через несколько лет я смог написать свою книжку и отправить в ответ. Так постепенно появилась возможность обмениваться опытом.

Говоря о прикладной этике, как бы Вы определили это научное направление?

Если этика – это наука о принципах нашего повседневного поведения и о мировоззренческих нормах нашей жизни, помогающая нам разбираться в смысле жизни, в том, что такое счастье, что такое совесть и долг и так далее, то прикладная этика призвана конкретизировать наши представления о том, как определить свой жизненный путь, как нам вести себя в сфере семейной жизни или, например, в профессиональной сфере. Тем более, что есть такие профессии, у которых большая власть над человеком и большая возможность на него подействовать в хорошем и плохом смысле.

Какое развитие это направление получило в индустриальном университете?

Был период, когда я временно уходил из университета, чтобы заняться практической исследовательской деятельностью. В конце 1980-х меня позвали в Институт проблем освоения Севера, организовав там лабораторию прикладной этики. Также у меня был опыт консультативной деятельности в бизнес-корпорации, я был советником президента по бизнес-этике. Но в 1994 году я вернулся в университет по приглашению ректора Николая Карнаухова, чтобы создать здесь Научно-исследовательский институт прикладной этики, который мог и консультировать по становлению нашего университета, и заниматься исследовательской работой, и помогать в научной деятельности студентам, аспирантам.

Можно сказать, что становление прикладной этики не только в Тюменском университете, но и в России происходило не в последнюю очередь благодаря нашим усилиям. Таких НИИ в стране не было и до сих пор нет. Наиболее заметные результаты нашей работы размещены в журнале «Ведомости прикладной этики», который мы издаем с 1995 года. У нас сложилось сообщество авторов, которых мы приглашали, привлекали научными интересами. Они становились соавторами интересных проектов, которые шли за пределами университета и страны.

Например, в МГУ осваивали наш опыт создания кодекса и миссии университета. Сам по себе опыт был уникальный, в течение нескольких лет весь коллектив был вовлечен в эту работу. В итоге мы изобрели уникальную модель кодекса и авторскую миссию университета, таких не было ни за рубежом, ни у нас.

Какие яркие моменты жизни связаны с Вашей профессиональной деятельностью в ТИУ?

Когда я стал преподавать в ТИИ, то в первое же лето отправился со студентами третьего курса экономического факультета на работу в стройотряд. Я был первым комиссаром отряда «Фанагория». Одна его половина работала на строительстве базы отдыха в Краснодарском крае, другая была занята на уборке винограда в совхозе – в основном, девушки. Море, подъем в 6 утра, поездки в Керчь на пароме… В Фанагории побывало не одно поколение студентов, многие годы отдыхали семьи преподавателей. До сих пор некоторые при встрече называют меня «комиссар».

Яркими моментами могу назвать открытие кафедры этики и защиту двух диссертаций – кандидатской и докторской. В 35 лет я стал самым молодым доктором философии в стране на тот момент. У меня появились публикации за рубежом, что в советское время было не так уж часто. Важными событиями стало, конечно, и открытие НИИ прикладной этики, и издание нашего журнала «Ведомости прикладной этики» (уже подготовлен к изданию выпуск № 61).

Есть ли у Вас любимые корпоративные традиции?

Для меня это многолетняя традиция университетских стройотрядов. Когда-то в них жил дух освоения Севера. Студентами двигало желание не только заработать, но и помочь Родине освоить нефтяные богатства. Сейчас многое изменилось, но хорошо, что традиция жива.

Ваши профессиональные планы? Что бы Вы хотели сделать для вуза?

Планы у меня есть, но, не забывая о прошедшем юбилее, достаточно скромные — продолжить то, в чем мы достигли успеха, и по возможности закрепить этот успех. Хотелось бы, чтобы как можно дольше жил наш НИИ, чтобы мы могли продолжать творить, насколько хватит сил моих и коллег. Хочу успеть закрепить развивающееся сегодня внимание к инженерной этике и разработать элективный курс по этой дисциплине. Инженерное образование меняется, потому это большая и серьезная тема.

Отдел медиа и внешних коммуникаций

3 комментария на «“Люди, посвятившие себя университету: профессор Владимир Бакштановский”»

  1. Юрий Дубинин:

    Замечательный преподаватель. Я до сих пор помню его лекции и семинары, когда я учился в Томском политехе в 1966-67 году.

  2. Про мочку уха — это сильно)

  3. Владимир Долгушин:

    В 1972 году Владимир Иосифович читал нам курс философии. С теплотой вспоминаю это время. Для того, чтобы привлечь наше внимание к материалу Владимир Иосифович использовал различные педагогические приемы. Например, когда наше внимание рассеивалось он задавал вопрос: «Чем отличается человек от животного?» Мы называли разные признаки и внимали, а он отвечал: «Способностью создавать орудия производства и мягкой мочкой уха» Все конечно трогали свою мочку уха. Таким образом внимание было восстановлено. И таких приемов было очень много. До сих пор в своей педагогической деятельности использую приемы Владимира Иосифовича. Спасибо, дорогой Владимир Иосифович за науку. Здоровья Вам!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *