«Люди, посвятившие себя науке»: профессор Евгений Артамонов

24.04.2023

Галерея портретов ученых ТИУ в рубрике «Люди, посвятившие себя науке» каждый месяц пополняется новым героем. В апреле мы рассказываем о выдающемся человеке, корифее технологии машиностроения, чья жизнь неразрывно связана с Тюменским индустриальным с самого начала его истории, – профессоре Евгении Артамонове.

Досье ученого

Артамонов Евгений Владимирович – заведующий кафедрой станков и инструментов Института промышленных технологий и инжиниринга, профессор, доктор технических наук, заслуженный работник высшей школы РФ, изобретатель СССР, почетный работник науки и образования Тюменской области, участник энциклопедии «Известные ученые России» РАЕ, лауреат конкурса «Инженер года России», лауреат премии имени В.И. Муравленко, награжден почетными грамотами губернатора Тюменской области и Тюменской областной Думы.

Известный ученый в области машиностроения. Под его руководством защищено 16 кандидатских диссертаций аспирантами и соискателями. Автор более 200 научных работ, в числе которых особую значимость имеют монографии, авторские свидетельства и патенты на изобретения. Член диссертационного совета по научной специальности «Технология машиностроения» при Южно-Уральском государственном университете.

С губернатором Александром Моором на вручении удостоверения Почетный работник науки и образования Тюменской области»

С чего начался Ваш путь в науке? Насколько воспитание в семье определило этот путь?

Я родился сразу после победы в августе 1945 года в Германии. Папа – офицер, капитан, сапер, который прошел боевой путь от Сталинграда до Берлина, вся грудь в орденах. Мама – медсестра в прифронтовом госпитале. До войны отец окончил Ярославский педагогический институт, собирался быть учителем математики и физики, но война заставила стать военным на всю жизнь, поэтому мое детство прошло в военных городках. В школу я смог пойти только с 8 лет, так как на учебу меня надо было каждый день возить на лошади за 12 км из воинской части в город Кингисепп (Эстония).

При выборе жизненного пути после окончания школы отец посоветовал мне получить хорошее гражданское образование. Так я стал студентом первого набора Тюменского индустриального института в 1964 году. Я был любознательным юношей, на лекциях задавал много вопросов. На третьем курсе Мирабо Хусаинович Утешев – основоположник тюменской научной школы по резанию металлов и режущему инструменту, которого я считаю своим учителем, предложил мне заняться научной работой с его первыми аспирантами. В итоге я защитил дипломный проект с расширенной исследовательской частью по применению лазеров в машиностроении, а уже через год, в 1970 году, наша экспозиция с лазерной установкой была отмечена бронзовой медалью ВДНХ СССР. 

Какова область Ваших научных интересов сегодня?

Это область машиностроения. Повышение эффективности обработки деталей резанием на разном металлорежущем оборудовании с применением сборных инструментов. Мы являемся приемниками томской школы науки резания металлов. Сегодня мы продвинулись вперед и получили уникальные результаты.

Расскажите о самых актуальных направлениях исследований.

В металлообработке участвует сложная система: станок – приспособление – инструмент – деталь. Самое слабое звено здесь инструмент, который при неправильно назначенных режимах резания может разрушаться. Существует проблема прочности и работоспособности сменных режущих твердосплавных пластин сборных инструментов, поэтому возникают вопросы: На основании чего выбирать режущие пластины? Как обеспечить их прочностные характеристики и максимальную работоспособность инструмента? Чтобы ответить на эти вопросы, мы исследуем взаимосвязь явлений при резании металлов, механику разрушения сменных режущих твердосплавных пластин инструментов и обрабатываемых материалов во всем температурном диапазоне процесса.

Есть второе направление, когда в зависимости от свойств материала мы подбираем ему в пару режущий инструмент. Если использовать инструментальные и обрабатываемые материалы с близкой температурой максимальной работоспособности, то это обеспечит требуемые эффективные условия обработки.

Чего уже удалось достичь и каких результатов ожидаете в будущем?

На основании проведенных исследований мы разработали теоретические основы, алгоритмы и методики создания сборных инструментов повышенной работоспособности, а также условий максимальной обрабатываемости материалов. Нашей научной школой сформирован ряд прочности режущих пластин, что является основой для проектирования инструментов для разных операций машиностроительного производства. Установлен температурный фактор как определяющий сложную взаимосвязь явлений при резании металлов.

Была разработана также методология расчета и проектирования, позволяющая создавать новые виды сборных инструментов со сменными режущими твердосплавными пластинами. Результатом стали новые конструкции: резцы, сверла, фрезы торцовые, цилиндрические, концевые и зубообрабатывающие, которые запатентованы.

Сейчас мы работаем над созданием системы автоматизированного управления процессом резания металлов. Такая система на первом этапе должна определять условия максимальной работоспособности металлорежущих инструментов, а затем автоматически их поддерживать.

Защита кандидатской диссертации Штина А.С., МГТУ «Станкин», Москва

Какие свои достижения в науке считаете самыми важными?

Все, чего мы достигли в нашей тюменской научной школе резания металлов и режущего инструмента, очень важно для меня. Горжусь тем, что результаты наших исследований признаны на мировом уровне.

Насколько важно наличие команды единомышленников?

Научная деятельность – это всегда командная работа. Это те основы, которые объединяют крепкими узами близких по духу людей. Без команды единомышленников наша кафедра не имела бы сегодняшний уровень научных достижений и профессиональных квалификаций. Практически 14 человек с ученой степенью кандидата технических наук – это мои ученики. Остепененность кафедры — 78%. Старшие товарищи – кандидаты наук, доценты помогают молодым реализоваться в избранном научном направлении. Все научные, учебные и организационные вопросы мы решаем командой.

 

Какие качества важны для ученого? Какой совет Вы бы дали молодым?

Трудолюбие, целеустремленность, постоянное стремление познавать новое, не останавливаться на достигнутом. А совет молодым таков: получите хорошее образование, проходите становление жизни через профессию, кто чувствует творческий потенциал, пробуйте себя в науке. Надо вписываться в научную школу со студенческих лет, участвовать в экспериментах, конференциях, конкурсах и грантах, выполнять выпускную квалификационную работу с расширенной исследовательской частью. Молодым ученым очень важно поработать вместе со старшими товарищами, а потом решать самостоятельно свою научную задачу на уровне диссертации.

Молодые ученые кафедры «Станки и инструменты» получили дипломы об окончании аспирантуры (Зырянов В.А., Штин А.С.)

Какие надежды возлагаете на своих учеников?

Можно сказать, большие. У всех моих учеников кандидатские диссертации были по своей авторской тематике – новые, пионерские, поэтому эти работы имеют основы для подготовки и защиты докторских диссертаций и соответственно способствуют развитию тюменской научной школы по резанию металлов и режущему инструменту. Горжусь уровнем кандидатских диссертаций своих учеников, их принимают на защиту в ведущих университетах страны.

Какие материалы по своей научной тематике Вы бы посоветовали почитать студентам и всем заинтересованным?

Читайте наши монографии, статьи, описание патентов, учебно-методические материалы. Это поможет обучающимся получить хорошие знания по направлениям подготовки нашей кафедры, инженерам – актуализировать работу по внедрению новых технических решений в производство, молодым ученым – успешно работать над кандидатскими диссертациями.

Материалы научных исследований доступны по ссылке:

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=262427&pubrole=100&show_refs=1&show_option=0

Отдел медиа и внешних коммуникаций

3 комментария на «“«Люди, посвятившие себя науке»: профессор Евгений Артамонов”»

  1. Виктор Ткачев:

    А мне Евгений Владимирович запомнился своими афоризмами, в начале 90 — х его неподражаемый стиль чтения лекций, заставлял уважать людей науки. Особенно запомнилось:-«Каждый человек имеет некоторый определенный горизонт. Когда он сужается и становится бесконечно малым, он превращается в точку. Тогда человек говорит: «Это моя точка зрения»».

  2. Антон:

    Евгений Владимирович прекрасный учитель! Наставник! Благодарен ему за его вклад в своих учеников! Воспитал целую армию кандидатов наук, развивающих одно из самых важных на сегодняшний день направлений науки — машиностроение! Крепкого сибирского здоровья, сил и долгих лет жизни!

  3. Валентин Сергеевич:

    Да, было время, помню, как сейчас, в 1974 году Евгений Владимирович внедрял на заводе АТЭ безотходную резку металла. Браво маэстро.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *