Петренко Лариса Дмитриевна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры управления строительством и ЖКХ Института сервиса и отраслевого управления ТИУ.

Предметы преподавания: технико-экономическое обоснование проектов, управление личными инвестициями, экономика окружающей среды и устойчивое развитие, экономика и управление производством.

Преподавательский стаж: более 25 лет.

Нужно ли высшее образование для успеха?

Конечно, да. Хотя, проведенное несколько лет назад исследование показало, что около 30% всех миллиардеров не имеют высшего образования. К примеру, не получили высшего образования такие знаковые фигуры, как: Генри Форд, Стив Джобс, Бил Гейтс, Илон Маск. Но это скорее исключения, чем правило. Если составлять список успешных и образованных людей, то он окажется намного длиннее. Высшее образование – это главный способ получить знания и навыки во многих областях, научиться работать с информацией, попрактиковаться на ведущих предприятиях и наладить профессиональные контакты, и, соответственно, выстроить надежный путь к успеху.

Что вам больше всего нравится в современном образовании?

Современное образование позволяет выпускнику получить профессию, преимущество при трудоустройстве, широкие перспективы карьерного роста, а также возможность открыть свой бизнес. В процессе обучения студенты развивают критическое и латеральное мышление, эмоциональный интеллект, а также получают навыки в поиске и обработке большого количества информации, работе с компьютерными программами, самоорганизации и самообучении, самомотивации, тайм-менеджменте, нетворкинге и т.д.

Какие технологии делают обучение более простым или наоборот сложным?

Мы живем во время стремительных изменений: появляется новая информация, меняются технологии, расширяются масштабы цифровизации, растет потребность в специалистах новых направлений. Современный человек должен постоянно учиться, чтоб обеспечить необходимый уровень компетенций. Образовательные технологии ему помогают. Например, массовые открытые онлайн-курсы (МООК). Адаптивное образование, которое стало развиваться с появлением технологии искусственного интеллекта и способно подстроиться под особенности восприятия и уровень подготовки студентов. Расширяются масштабы обучения онлайн.  Внедрение геймификации повышает заинтересованность со стороны студентов. Виртуальная и дополненная реальность обеспечивают эффект присутствия и позволяют получать новый опыт, который недоступен в реальном мире. Считаю, что современные образовательные технологии будут неотвратимо развиваться и сделают образование более доступным.

Как вы повышаете интерес и мотивацию студентов для изучения вашего предмета?

Своим студентам я демонстрирую роль новых знаний по предмету в жизни современного общества, встраиваю новый материал в имеющуюся систему знаний, поясняю значимость профессионального развития для человека и возможности практического использования новых знаний. Моделирую проблемные ситуации, ставлю информационные и проблемные вопросы, требующие дополнительных усилий по поиску и обработке информации.

Использую различные приемы повышения мотивации в части выстраивания взаимоотношений преподавателя и студентов: поддерживаю инициативность, предоставляю возможность задавать вопросы и высказываться, хвалю. Достаточно важным считаю индивидуальный подход к каждому студенту.

Кроме того, использую различные формы представления нового материала, игровые техники и групповую работу, опираюсь на современные технологии. Я всегда на связи с группой в мессенджерах. Заинтересованность и креативность педагога также вносят вклад в мотивацию студентов.

Как изменился образ студента за время вашего преподавания?

Студенты сами по себе не изменились, а вот их возможности значительно расширились. Интернет с его безграничными возможностями обеспечивает доступ к практически любой информации. Современные студенты – активные, заинтересованные и начитанные.

Могли бы в учебе посочувствовать современным студентам? В чем?

Сегодня каждый из нас ежедневно получает около 3000 разных сообщений. Студенты наряду с этим получают новые знания на занятиях. Думаю, они перегружены. Университетская жизнь насыщенна и интересна. Молодые люди хотят все успеть. Желаю им много энергии и здоровья.

Какие традиции или суеверия есть у преподавателей? Сами их придерживаетесь?

Исследователи Института социологии РАН выявили, что вера в подобные явления необходима человеку на уровне психики. В профессиональной среде тоже встречаются такие примеры. Конечно, более широкий список суеверий у студентов. Например, чтоб получить отличную оценку на экзамене, нужно положить пятак в правый ботинок или не мыть голову перед экзаменом. Есть суеверие, что существует одежда, которая приносит удачу на экзамене. А еще, что желание на отличную сдачу экзамена надо загадывать, когда проезжаешь под мостом, и по нему едет электричка. Все эти суеверия отлично помогают на экзамене, если студент выучил материал.

 Чтобы вы хотели пожелать сегодняшним студентам?

Я горжусь своими студентами и их достижениями. Желаю не терять интерес к учебе. Участвовать в разнообразных активностях: научной, спортивной и творческой деятельности. Осваивать новые технологии и получать новые навыки, востребованные на рынке труда. Стать успешными и востребованными специалистами.

Отдел медиа и внешних коммуникаций