Молодые ученые ТИУ: кандидат архитектуры Мария Гайдук

26.09.2023

В рубрике «Твоя история успеха» молодые ученые Тюменского индустриального университета рассказывают о своем пути, исследованиях и достижениях в науке. Сегодня на наши вопросы отвечает доцент Мария Гайдук, выбравшая архитектуру своим делом жизни.

Досье

Гайдук Мария Юрьевна – кандидат архитектуры, заместитель директора по науке и инновациям Института архитектуры и дизайна ТИУ, доцент кафедры дизайна архитектурной среды, член Союза архитекторов РФ.

Основные результаты ее научных исследований опубликованы в 21 статье, в том числе 12 – в периодических научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ и 3 – в изданиях, индексируемых в Web of Science и Scopus.

Какие свои достижения в науке считаете самыми важными?

Защита моей диссертации на тему «Формирование архитектурного облика г. Тюмени при содействии местного купечества во второй половине XIX – начале XX века» состоялась 15 марта 2022 года, и только спустя почти полтора года ко мне пришло осознание значимости этого достижения.

Какой научной темой занимаетесь?

Область моих интересов – архитектурное наследие нашего региона: реконструкция, реставрация, приспособление объектов, включение объектов культурного наследия в современную жизнь города. Очень интересны вопросы взаимодействия исторической и современной застройки.

В чем ее актуальность?

Архитектура – неотъемлемая часть нашей жизни, мы всегда находимся в среде, сформированной архитектурными объектами. Наш город Тюмень отличается хорошо сохранившейся исторической застройкой, объектами, которые построены почти две сотни лет назад. Но мир развивается, на дворе 21 век, город растет и застраивается новыми объектами – это абсолютно естественно. Отсюда возникают объективные вопросы: как сохранить неповторимый колорит нашего города, «дух места», традиции и культуру наших предков, особенно запечатлевшиеся в архитектуре региона, как при этом решать насущные проблемы современного города, как должны взаимодействовать между собой современные объекты и памятники архитектуры? Эти вопросы актуальны не только для Тюмени, но и для большинства исторических городов, однозначных ответов на них нет – каждый случай особенный, требует внимательного изучения, поэтому поисками предложений для каждой отдельной ситуации мы и занимаемся в научных и проектных исследованиях в нашем институте.

 

Какого результата научных исследований хотите добиться?

Мне очень хотелось бы развивать и продолжать нашу тюменскую архитектурную школу, достаточно молодую среди других в архитектурном сообществе, но уже задавшую высокую планку на профессиональных конкурсах и смотрах по всей стране. Здесь большая заслуга профессионалов своего дела – А. И. Клименко, А. Н. Федорова, С. Б. Капелевой, это лишь часть архитекторов, которые внесли неотъемлемый вклад в развитие школы. Поэтому продолжать заданный Мастерами путь, преумножать их успехи и достижения, при этом не теряя качества и степень проработки – вот, к чему хочется стремиться. Популяризация научных исследований, желание открыть что-то новое, изучить историю, культуру нашего региона среди юных коллег, делающих первые шаги на пути творчества и научных открытий, также является для меня важной задачей.

Сразу ли нашли свою тему в науке?

К «своей» теме я пришла не сразу. Ещё в 10 классе я для себя точно решила стать архитектором, особенно после обучения в архитектурных классах (Центр архитектурной подготовки). Поступив в университет на кафедру дизайна архитектурной среды, я с каждым годом убеждалась в верности своего решения: учиться было сложно, но ровно столько и интересно. Получив специальность архитектора-дизайнера, я поступила в магистратуру Томского государственного архитектурно-строительного университета, но уже сменив направление на реконструкцию и реставрацию архитектурного наследия. Можно сказать, что с этого момента и определилась основная тема научных исследований, которой я до сих пор продолжаю заниматься.

Насколько важен слаженный тандем с научным руководителем?

Взаимопонимание, близость по духу, взгляду, творческие предпочтения – ключевые факторы взаимодействия учителя и ученика, особенно для творческих специальностей. В нашей профессии нет выверенного по формуле правильного ответа, некоторые решения принимаются на интуитивном уровне, на основе опыта, знаний, мировоззрения. Для успешной реализации поставленных задач в научных исследованиях очень важна слаженная работа с руководителем, мнение которого для тебя авторитетно и не идет в разрез с твоими взглядами.

Не стесняясь, могу признаться, что мне невероятно повезло с наставником. Для меня это Александр Иванович Клименко, заведующий кафедрой дизайна архитектурной среды, архитектор, высочайший профессионал своего дела, человек с невероятной эрудицией и любовью к делу всей жизни, которой он заряжает и делится со своими учениками.

Моим научным руководителем в магистратуре, а в дальнейшем и в работе над кандидатской диссертацией является Елена Владимировна Ситникова, автор многочисленных научных трудов по истории сибирской архитектуры, вопросам формирования архитектурного облика городов Западной Сибири под влиянием купечества и др. Высокий уровень знаний Елены Владимировна вкупе с высокодуховными качествами – заботливое и доброе отношение, поддержка – сделали процесс работы над подготовкой и защитой диссертации максимально комфортным и продуктивным.

Насколько воспитание в семье определило путь в науке? Какие качества важны для молодого ученого?

В моей семье всегда было неравнодушное отношение к образованию. Бабушка всю жизнь работала преподавателем в университете, родители, получив высшее образование, поступили в аспирантуру и даже сдали кандидатские экзамены, но волею судьбы ушли в предпринимательскую деятельность. Семья меня очень сильно поддерживает в развитии, достижении поставленных целей на пути, и точно могу сказать, без этой опоры мне было бы не справиться.

Основными качествами, которые важны для молодого ученого, считаю целеустремленность (нацеленность на результат), терпение, организованность и дисциплинированность, широкий кругозор.

Какой совет Вы бы дали себе – первокурснику?

Не жди лучшего времени, ведь оно здесь и сейчас. Ну, и по мотивам популярного фильма, но на научный лад – «Читай, смотри, анализируй».

Какие материалы по своей научной тематике Вы бы посоветовали почитать студентам и всем заинтересованным?

Настольной книгой в работе с ценными объектами Тюменской области является научный каталог Е. М. Козловой-Афанасьевой «Архитектурное наследие Тюменской области».

С большим удовольствием посоветую прочитать научные труды А. И. Клименко, в которых собран ценный материал, отражен профессиональный взгляд архитектора на научные проблемы, сопровождающийся редкими архивными фотографиями объектов (их можно найти на Elibrary).

Есть очень много интересных фундаментальных трудов по архитектуре сибирских городов. Могу порекомендовать, например, этот: Формирование архитектурного облика городов Западной Сибири в XVII — начале XX в. и местное купечество (Тобольск, Тюмень, Томск, Тара, Омск, Каинск) / В. П. Бойко, Е. В. Ситникова, О. В. Богданова, Н. В. Шагов. — Томск : Изд-во ТГАСУ, 2017. 324 с.

Отдел медиа и внешних коммуникаций ТИУ

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *