Молодые ученые ТИУ: доцент Вячеслав Морозов

21.12.2023

Герой декабрьской рубрики «Твоя история успеха» – доцент Тюменского индустриального университета Вячеслав Морозов. Молодой ученый исследует управление городскими транспортными потоками на основе нейросетей и является руководителем проекта, получившего грант в 1,5 млн рублей от Российского научного фонда. Сегодня мы говорим о решении актуальных проблем и пути в науке.

Морозов Вячеслав Валерьевич – доцент кафедры транспортных и технологических систем Института транспорта, кандидат технических наук, автор порядка 40 публикаций, в том числе в высокорейтинговых журналах первого и второго квартиля Q1 и Q2 базы данных базы Web of Science. Помимо гранта РНФ реализует проект «Повышение эффективности работы транспортной инфраструктуры нефтегазового комплекса» в рамках гранта Благотворительного фонда «ЛУКОЙЛ» для молодых преподавателей.

Вячеслав Валерьевич, какие достижения в науке важны для Вас, чем гордитесь в хорошем смысле слова?

Если бы я писал автобиографию, резюмируя итоги научной деятельности к 33 годам, то, безусловно, выделил защиту в 2020-м кандидатской диссертации на тему «Влияние концентрации транспортного потока на интенсивность движения автомобилей в городах (на примере г. Тюмени)». Кажется, что кандидат наук не такая редкость, но на самом деле это достаточно сложный, большой и кропотливый труд. Диссертацию я защитил в рамках выполнения государственного задания – серьезного исследования, которое мы проводили совместно с кафедрой эксплуатации автомобильного транспорта и другими кафедрами в течение трех лет. Свое участие в этом исследовании я могу назвать достижением.

Уходящий 2023 год принес мне победу в двух грантовых конкурсах: Благотворительного фонда «Лукойл» для молодых преподавателей и Российского научного фонда в рамках Президентской программы исследовательских проектов. Честно скажу, каких-то иллюзий я не питал, но заявку готовил качественно. Этот процесс подготовки, любой ученый подтвердит, уже равносилен проведению исследования. Конечно, большая честь для меня и для всего университета оказаться в списках победителей.

В начале пути никто не знает, ждет ли впереди успех. Что подвигло Вас вступить на научную стезю?

Когда читаю про коллег, которые сегодня успешно занимаются прикладными науками, вижу, что никто из них не планировал становиться ученым. Например, основатель кафедры эксплуатации автомобильного транспорта, на которой я учился, профессор Леонид Григорьевич Резник не с первого раза поступил в аспирантуру. А это человек, который основал фундаментальную школу, его труды не просто академические, на основании их издавали нормативные документы.

После окончания вуза я попал по распределению в МКУ «Тюменьгортранс», был ведущим инженером. Через год мой дипломный руководитель Сергей Александрович Ярков предложил поступить в аспирантуру. Путь этот оказался настолько сложным, что сначала я и не надеялся на защиту кандидатской. Чтобы окончить аспирантуру, я сменил производство на административную работу в вузе и спустя какое-то время пришел к защите. Когда в первый раз показывал свою работу диссертационному совету в Оренбурге, ее восприняли в штыки. В такие моменты аспиранту главное – не сломаться и не отступить.

После защиты развиваете одно направление или расширили тематику?

Основным вектором по-прежнему остается транспорт в широком смысле, дорожное движение, управление транспортными потоками в городах. Но поскольку сейчас я работаю на кафедре транспортных и технологических систем, мы со студентами делаем совместные научные проекты, связанные с конструированием грузоподъемной техники, например, башенного крана с дистанционным управлением. В круг моих научных интересов входят также нейронные сети, программирование. Я настолько увлекся, что получаю второе высшее образование в магистратуре ТИУ по программе «Информатика и вычислительная техника», направленность «Нейросетевые технологии в автоматизированных системах управления».

Какое исследование на данный момент можете назвать самым важным и актуальным?

Управление транспортными потоками в городах при помощи нейросетевых технологий – это более чем актуально. Нейронные сети были придуманы еще в 1930-х годах, но только сейчас появились компьютерные мощности для их реализации. Не побоюсь сказать, что отчасти это меняет картину мира. Что говорит классическая научная школа? Прежде чем проводить исследования, вы должны выдвинуть гипотезу, условно говоря, вывести формулу «почему», а потом приступать к эксперименту. Нейронные сети, наоборот, никогда не объяснят «почему», они просто покажут «как». Сейчас на этом строятся многие исследования, в том числе и наши.

Ваш проект нацелен на решение конкретных проблем нашего города? Что могут нейросети?

Надо понимать, что нейронные сети не решат все проблемы, но могут помочь, во-первых, в сборе валидных данных, что немаловажно, во-вторых, в прогнозировании транспортных заторов, аварийности и т.д., в-третьих, в принятии управленческих решений.

Да, Тюмень славится своими дорогами, их количество постоянно растет, но при этом проблема транспортных заторов остается нерешенной. Как ученый я мечтаю освободить наш город от пробок, хотя бы минимизировать их. Если говорить о более конкретных целях, то с помощью нейронных сетей я хочу получить новые закономерности, математические модели, которые положат основу методикам управления, помогут нашей инженерии управлять дорожным движением.

На Ваш взгляд, ученый может идти один к поставленным целям или наука – это командная работа?

Все зависит от масштаба исследования. Говорят: нет более коллективного труда, чем индивидуальная кандидатская диссертация. Я благодарен свои научным руководителям: доценту Сергею Александровичу Яркову, профессору Владимиру Николаевичу Карнаухову и уже ушедшему из жизни профессору Леониду Григорьевичу Резнику. Есть еще коллеги, с которыми мы проводили исследования и продолжаем работать вместе, в том числе представители Челябинской научной школы. Какие-то сложные глобальные вещи открываются только большими коллективами. Хотя от себя добавлю, что лучше работать в максимально малом коллективе.

Какие качества важны для ученого? Что помогает не терять мотивацию?

В науке никто не знает, что получит на выходе, но защитить диссертацию с неподтвержденной гипотезой нельзя, ты должен получить какие-то положительные результаты. Поэтому для ученого важны такие качества, как терпение, усидчивость, аккуратность, стрессоустойчивость. Кроме того, важен фактор удачи. Иногда счастливый случай выходит на первый план.

Приходилось делать шаг вперед, два шага назад?

Постоянно. Абсолютная норма, когда молодой исследователь в рамках диссертации или научной публикации переписывает с десяток раз свое исследование. Ошибаться – это нормально, где-то опыта не хватает, где-то просто сталкиваешься с неизвестностью. Нужно уметь спокойно принимать неудачу.

Воспитание в семье повлияло на Ваш путь?

В детстве и юности я много лет плотно занимался музыкой. Это была музыкальная школа по классу баяна и гитары, игра в оркестрах, ансамблях, рок-группе. Если проводить параллель с наукой, то занятия музыкой точно так же требуют большой сосредоточенности, дисциплины и усердия в многократном повторении одного и того же действия.

Я благодарен родителям, которые всегда поддерживали любое мое решение. У меня очень эрудированные мать и отец, они имеют хорошие фундаментальные знания во многих науках. Может, и меня они смогли заразить этим, с детства я тянулся к знаниям, очень любил читать энциклопедии.

Какой совет Вы бы дали себе – первокурснику и всем, кто только начинает?

Понятно, что не все первокурсники пойдут в науку, но тем, кто выберет этот путь, хочу сказать: пусть это желание будет искренним. В первую очередь, должен быть интересен сам процесс, не надо сразу думать о достижениях и наградах. Не бойтесь пробовать и ошибаться, просить помощи и в случае неудачи помните, что жизнь на этом не заканчивается.

Какие материалы по своей научной тематике Вы бы посоветовали почитать студентам и всем заинтересованным?

Например, монографию, которую мы написали в рамках государственного задания:

Морозов, В. В. Закономерности изменения характеристик транспортных потоков / В. В. Морозов, Д. А. Захаров, С. А. Ярков. – Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2020. – 166 с. – ISBN 978-5-9961-2503-6.

Статьи в высокорейтинговых журналах Q1 и Q2 базы данных базы Web of Science, во многом благодаря которым и был выигран грант РНФ:

Morozov, V.; Iarkov, S. Formation of the Traffic Flow Rate under the Influence of Traffic Flow Concentration in Time at Controlled Intersections in Tyumen, Russian Federation. Sustainability 2021, 13, 8324.

Morozov, V.; Shepelev, V.; Kostyrchenko, V. Modeling the Operation of Signal-Controlled Intersections with Different Lane Occupancy. Mathematics 2022, 10, 4829.

И конечно, я всегда рекомендую учебники, учебные пособия, монографии ученых Института транспорта ТИУ. Все эти труды отличает то, что они написаны очень доступным языком. Именно этим мне нравится наша научная школа.

Беседовала Юлия Янушевичене,

отдел медиа и внешних коммуникаций

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *