Юрий Клочков: первое интервью на посту ректора ТИУ

26.02.2024

Руководитель Тюменского индустриального университета Юрий Клочков вступил в должность исполняющего обязанности ректора символично – в День российского студенчества. Сегодня Юрий Сергеевич дал первое интервью на новом посту, ответив на наши вопросы о профессиональном пути, развитии российской высшей школы, ярких моментах в работе и отдыхе.

Юрий Сергеевич, добро пожаловать в Тюмень! У жителей нашего города популярен слоган: «В Сибири по своей воле». Как Вы отнеслись к назначению на пост ректора первого инженерного вуза Западной Сибири?

Отнесся к этому назначению, как к очень ответственному делу. Когда я рассматривал возможные назначения, честно сказать, не ожидал, что министерство предложит руководство таким крупным университетом с точки зрения количества студентов, бюджета и влияния на регион. Поэтому для меня это большое, радостное событие. Мне нравится, что Тюмень находится в центре России, отсюда легко добраться в любые точки. Это динамично развивающийся регион и очень компактный чистый город.

Ваш стаж в системе высшего образования насчитывает более 20 лет. Чем больше приходилось заниматься в профессиональной деятельности: наукой, преподаванием, административной работой?

Сначала было преподавание, работа со студентами. Мне повезло, после трудоустройства в Самарский аэрокосмический университет я на один месяц уехал в Москву для обучения по CALS-технологиям – популярному на тот момент направлению. Привез готовый лекционный материал и лабораторный комплекс по дисциплине «Информационные технологии в управлении качеством». Это позволило ввести совершенно новую дисциплину на ряде кафедр университета. Сразу получил в свое руководство десять дипломников, что было забавным и непростым делом. Дело в том, что по CALS-технологиям мы получили демонстрационные программы PDM/PLM-системы, и мне приходилось ездить к студентам домой, устанавливать версии, чтобы они могли писать свои работы. В то время по направлению «Управление качеством и стандартизация» вуз выпускал больше 100 студентов в год, т.е. более 100 дипломов, тематика которых была очень разноплановой: от ракетно-космических комплексов до медицинских изделий.

Затем я защитил кандидатскую диссертацию, начал работать в нескольких университетах в Самаре. Число моих студентов и дипломников заметно возросло, мы стали разрабатывать систему менеджмента качества для разных предприятий. Далее началась работа научно-административная, в том числе я был секретарем наблюдательного совета аэрокосмического университета. Наверное, поэтому я и выбрал вуз, ведь это место, где можно расти сразу по трем направлениям: образование, наука, администрирование.

Какие профессиональные достижения важны для Вас?

Если говорить про работу со студентами, то это выпуск большого количества дипломников и решение с ними различных задач в рамках управления качеством. С точки зрения научной – то, что я стал экспертом РАН. Интересно, когда ты можешь оценивать заявки различных университетов на научные проекты, общаться с зарубежными коллегами-партнерами, узнавать, кто, как и куда двигается. С профессиональной точки зрения, считаю достижением то, что эффективно удалось построить работу диссертационного совета. К нам пришли защищаться производственники, такие как «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», чего всегда очень хотелось. В год проходит больше 10 защит кандидатских и докторских диссертаций. К работе диссовета удалось привлечь людей разноплановых: от докторов военных наук до химиков и строителей. Темы исследований очень разные, например, влияние льда на опоры конструкции или продвижение математического аппарата по статистической оценке устойчивости технологического процесса.

С чем связаны самые яркие моменты в работе?

По большому счету, это всегда были защиты дипломных проектов студентов. Мы часто меняли формат, например, проводили защиты в рамках конференций. Для более зрелого контингента мне удалось в Политехе создать систему, когда соискатель за несколько дней до защиты имеет право выложить видеопрезентацию на сайт университета, чтобы члены диссертационного совета ознакомились с ней. Эта история родилась после того, как ко мне пришел человек, которому нужно было защитить докторскую диссертацию, но он сильно заикался. Мы нашли этот ход, который оказался очень интересным решением, потому что съемку соискатель может провести на разных предприятиях, оборудовании. Невозможно привести диссертационный совет в цех или на стройку, а снять видео там можно, и тогда получается очень интересный контент, который впоследствии может использоваться в качестве лекционного материала. Таким образом, мы получили хороший синергетический эффект.

Какие процессы происходят сегодня в российской высшей школе?

Происходят процессы трансформации: подготовлена почва для сетевых программ, ведется эксперимент по возвращению специалитета и отказа от Болонской системы с попыткой сохранить магистратуру. Такие обсуждения пока идут. Магистратура мне всегда нравилась с той точки зрения, что студент может за два года получить в корне иное направление своего развития. Я встречал немало ситуаций, когда студент не угадал со специальностью, и магистратура позволила себя полностью переформатировать. Это с одной стороны, а с другой – нужно понимать, что высшая школа с разделением специалитета на бакалавриат и магистратуру стала получать финансирование не на пять лет, а на шесть. Поэтому ряд университетов прорабатывает возврат к специалитету шестилетнему.

В любом случае нужно учитывать, что 70 % студентов приходят в университет провести лучшие годы своей жизни, поэтому вопросы, связанные с их творческой реализацией в этот период, также остаются под бдительным вниманием. Мне повезло, я в свое время познакомился с системой образования Бразилии, посетил федеральные вузы Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, одно региональное католическое учебное заведение. Там студенты приезжают в университет даже когда нет занятий, просто провести время. Университет таким и должен быть. Поэтому у нас в вузах стали появляться коворкинги, зоны, где комфортно находиться, вести какую-то деятельность, общаться во внеучебное время.

Какие актуальные задачи, по Вашему мнению, стоят перед вузами, в частности перед ТИУ?

Перед вузами всегда стоит задача прогнозирования актуальных востребованных специальностей, чтобы дать абитуриенту то направление, которое пользуется спросом на рынке труда, чтобы выпускник обладал соответствующими знаниями и ему не пришлось переучиваться в первый же год своей работы. Университет пытается быть тем мостиком, который за счет практических занятий, встреч с представителями предприятий помогает студенту легко адаптироваться при переходе со студенческой скамьи на рабочее место. Такая проблема имеет место быть. И не всегда отличник, который чувствует себя очень комфортно в университетской среде, может легко влиться в среду профессиональную.

Что дает Вам силы и вдохновение? Чем любите заниматься в свободное время?

В свободное время я сплю. Люблю посмотреть кино: «Бегущий по лезвию бритвы» Ридли Скотта, «Сталкер», «Жертвоприношение» Андрея Тарковского. Последний из них – фильм, о котором можно принципиально по-разному рассказать. Мне нравится почитать Стругацких, «Академию» Айзека Азимова, чтобы посмотреть на те проблемы, с которыми они сталкивались, и понять, как их не допустить или преодолеть. Иногда люблю сходить в бассейн, побросать баскетбольный мяч.

Отдел медиа и внешних коммуникаций ТИУ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *