История кафедры

3 января 1964 года министр высшего и среднего специального образования СССР В.П. Елютин подписал приказ, в котором обязал министров В и ССО РСФСР В.Н Столетова “в двухмесячный срок разработать и представить на согласование в Министерство высшего и среднего специального образования СССР предложения о мероприятиях по организации Тюменского индустриального института”.

Одной из первых кафедр в новом институте стала кафедра физики и уже 1 сентября 1964 начались занятия. Первым заведующим кафедрой стал человек с “плохим” характером Дмитрий Дмитриевич Саратовкин.

В Дмитрии Дмитриевиче Саратовкине — физике, специалисте по стереоскопии, поражала прежде всего почти юношеская живость: в глазах, в жестах, в речи. Ни возраст, ни профессорская должность не добавляли ему ни степенности, ни солидности. Впрочем, эти атрибуты авторитета ему меньше всего были нужны. У него — свое отношение к авторитету. Но об этом в свое время. А пока…

Что же его, человека почти пенсионного возраста, заставило сняться с «насиженного» места в Томске и «связаться» с Тюменским индустриальным институтом, еще не ставшим реальностью, еще существовавшим только на бумаге?

— «Плохой» характер, — говорит Дмитрий Дмитриевич. И в глазах его прыгают озорные чертики,когда он делится воспоминаниями. Дело было в Томске. Встаю утром, собираюсь бриться, вдруг слышу за дверью свою фамилию (жил я тогда в студенческом общежитии). Открываю дверь, передо мной молодой человек(Виктор Ефимович Копылов в будущем ректор), спрашиваю: «Чем могу?» А он в ответ: «Я за вами. Собирайтесь, поедем в Тюмень». «Зачем?» Говорит: «Заведовать кафедрой физики». «Собираться-то недолго, -отвечаю, — уже собираюсь. В Новосибирск. Опять с начальством не поладил. Могу и в Тюмень. Только, молодой человек, у меня характер плохой, скандальный, ругаться люблю». «Вот и хорошо, — слышу от него, — нам такие нужны».

Что касается предупреждения Д.Д.Саратовкина о «скверном» характере, то оно оправдалось вскоре же. Первая паника охватила ректорат, когда «Де-Де» (так все звали Саратовкина в институте) предложил студентам принести на экзамен по физике вместо шпаргалок любую литературу (от учебников до справочников) и свободно пользоваться ею при подготовке к ответу. Его логика была проста до неожиданности: неважно, сколько студент вызубрил. Важно, сколько понял. Справочники для того и существуют, чтобы «справляться», а физика — не устав караульной службы. Переспорить Саратовкина было трудно. Пошли на компромисс: половина групп сдает физику по учебникам, другая -по шпаргалкам. После сессии паника охватила уже студентов: в группах, которые пользовались справочной литературой, оказалось больше половины двоек. Значительно лучше сдали физику студенты, у которых привилегий не было. Все объяснялось просто: кафедра физики составила для экспериментальных групп экзаменационные билеты таким образом, что все учебные пособия превратились в справочную литературу, способную помочь только тому, кто научился понимать физику, кто занимался систематически, а не отличился зубрежкой в сессию.

Пока все переживали итоги эксперимента, кафедра Саратовкина обмозговала очередную идею: давались задания на дом и в течение семестра их выполнение оценивалось определенной суммой очков. Все на добровольных началах: хочешь — решаешь, не хочешь — воля твоя. Был один стимул: освобождение от экзамена, если набрал определенное количество очков. В институте эту систему так и окрестили -«очковая». Стоило только произнести слово «очковая», как тут же, стихийно, возникала дискуссия как сторонников, так и непримиримых противников системы. И у тех, и у других всегда готовы были контрдоводы.

Студенты ринулись к щитам с заданиями — набирать заветные очки. И тут оказалось, что дело это непростое, да еще осложненное тем, что решать задачи пришлось самостоятельно: «хитрые» физики предусмотрели все, и студенту не приходилось уже рассчитывать на помощь посторонних. А страсти кипели. И, наконец, вылились на страницы институтской многотиражки. Теперь, спустя почти три десятка лет, можно улыбнуться: главный аргумент сторонников «очковой» — «студенты весь семестр изучают физику», аргумент противников — «студенты весь семестр изучают только одну физику, забыв о других предметах, не менее важных». «Очковая» ушла в историю, и, пожалуй, нет смысла выяснять, кто был прав. Хотя, думается, всегда прав ищущий новое, пытающийся разрешить проблему, с которой столкнулся. Важно отметить и другое: не с этих ли споров вокруг новшеств кафедры физики начался серьезный разговор о проблемах вузовского образования? Можно ли совместить объем знаний, необходимых будущему специалисту, и ограниченность сроков обучения? Как восстановить «сократовский» индивидуальный диалог при массовом обучении? Возможно ли, чтобы обучение было коллективным и в то же время индивидуальным? Вопросы были заданы. Преподавателям и студентам было что осмыслить. В настоящее время на кафедре применяется видоизмененная “очковая” система – рейтинг.

А доценту Д.Д.Саратовкину этого явно оказалось маловато. Его волновали все стороны жизни начинающегося института. Он мог появиться в редакции газеты, в комитете комсомола, на учебе актива. И всегда приносил необходимые, ясные и новые для всех мысли. То он пытался доказать необходимость студенческих дискуссий: именно в них знание переходит в убеждение. То вдруг выступал перед комсоргами и заставлял их думать в неожиданном для них плане.

Каждая его беседа надолго оставалась в памяти у ребят, побуждала их думать, помогала сформулировать свои задачи, определить цели, способствовала увидеть неожиданные повороты в работе. Одно из занятий он начал серией вопросов, на первый взгляд совсем простых: «Зачем вы учитесь в институте? Чтобы стать нефтяниками. А когда станете нефтяниками, что будете делать? Бурить будете? А бурить будете сами? Нет? Подчиненные? Значит, вы учитесь для того, чтобы ваши подчиненные бурили? А теперь позвольте спросить: а будут ли эти подчиненные вас слушаться? А как же не будут — должны: ведь вы же начальство! В действительности-то руководить коллективом — это вовсе не значит командовать. Право отдать приказ подчиненному налагает чрезвычайно большую обязанность: отдать такой приказ, который подчиненные могли бы выполнить, да еще обеспечить его возможностью выполнения».

И так постепенно Д.Д.Саратовкин вел за собой студентов к пониманию того, что уже в стенах вуза надо учиться быть организаторами, всем без исключения. Правда, комсорги находились в преимущественном положении — у них была возможность научиться этому. Отсюда задача — организовать работу в группе так, чтобы максимальное количество студентов могло учиться организаторской работе. И, наконец, Дмитрий Дмитриевич подводил к мысли, что начинать надо с того, чтобы научиться самостоятельности.

Многих тревожили выступления Дмитрия Дмитриевича, настораживала непривычность. Частенько приходилось ему спорить, показывать свой «плохой» характер. Кое-кто с упреком говорил: «Физик Саратовкин занимается всем, кроме физики». Трудно сказать, насколько это справедливо, особенно если вдуматься, что все физики и химики для того и существуют, чтобы дать человеку благо, сделать его добрее, освободить от несчастий, помочь жить человечнее. И самое большое благо — доброта и духовность человеческих отношений. Может быть, понимание этого заставило Саратовкина писать письма девочке, прикованной болезнью к постели и покинутой родителями, а позже привезти ее в свой дом…

В его кабинете — стеллажи вдоль стен. На полках — письма, письма, много писем. Чужие письма, судьбы и жизни… Им всем оказался нужен Д.Д.Саратовкин, человек с «плохим» характером. Каждое лето Дмитрий Дмитриевич проводил отпуск в дороге. Он ездил в Нижнюю Тавду, Ленинград, Тамбов, Рязань, да мало ли городов России, где ждали люди, когда-то нашедшие у него совет и реальную помощь. И вряд ли Дмитрий Дмитриевич жалел, что в его кабинете было больше писем, чем собственных трудов по физике. Говорят, всякие физики нужны: физики-теоретики, физики-экспериментаторы и т.д. Хочется добавить: еще нужны физики-люди.

В год образования, в августе 1964 года кафедра насчитывала 12 человек: заведующий кафедрой, профессор Д.Д. Саратовкин, старшие преподаватели В.П. Ахнина, В.Я. Зленко, В.Ф.Новиков, Г.В.Селищев, Э.В. Цвиккер, ассистенты Е.Р.Баклицкая, Л.П. Бобер, Л.С. Майсинович Н.Ф. Соловьева, Н.Е. Тверитина, Г.Н.Федюкина.

Под руководством Э.В. Цвиккера, человека знающего и увлеченного, монтируются и готовятся к занятиям учебные лаборатории механики, электричества и магнетизма, оптики, демонстрационный кабинет. Наставницей молодых специалистов было Ахнина Валентина Платоновна. Всегда приветливая, душевная и одновременно требовательная.

В декабре 1967 года на базе двух специальностей нефтефака, АТМ и АПП, появился электротехнический факультет, одним из первых деканов которого стал доцент нашей кафедры А,П, Николаев. Кафедрой в это время стал руководить доцент В.Ф.Новиков.

Рос и развивался институт, а вместе с ним и кафедра. ее состав меняется и количественно и качественно. Закончили аспирантуру, защитили кандидатские диссертации и продолжили работу на кафедре доценты А.П. Николаев, Э.Г. Невзорова, А.М. Лобанов, В.В.Агеев, О.С. Агеева, Л.П. Бобер, Б.В.Федоров и многие другие.

В 1987 году возникла производственная необходимость разделения кафедры на две…

В становлении и укреплении кадрового и творческого потенциала кафедры с 1964 года по настоящее время внесли значительный вклад доктора физико математических наук, профессора НОВИКОВ Виталий Федорович, член-корреспондент РАН ГОРКУНОВ Эдуард Степанович, Шантарин Владислав Дмитриевич, УЛЬЯНОВ Александр Иванович.

Коллектив высококвалифицированных преподавателей кафедры формировался и пополнлся из числа выпускников ведущих вузов страны Ленинградского государственного университета, Московского физико-технического института, Саратовского государственного университета, Томского политехнического института, Свердловского государственного университета, Тюменского государственного университета. С 1964 года на кафедре физики проходили подготовку и работали кандидаты наук:

АГЕЕВ Владимир Васильевич

АГЕЕВА Ольга Сергеевна

АНТИПЬЕВА Валентина Андреевна

БАЖЕНОВ Спартак Петрович

БАКЛИЦКАЯ Елена Романовна

БОБЕР Леонид Петрович

ГАННИЦКИЙ Алексей Иосифович

ЛЕБЕДЕВ Виктор Петрович

ЛОБАНОВ Александр Михайлович

НЕВЗОРОВА Эльвира Германовна

ПАРУБОЧАЯ Ксения Сергеевна

ФАТЕЕВ Иван Григорьевич

ФЕДОРОВ Борис Владимирович

ФЕДЮКИНА Галина Николаевна

ШАДРИН Олег Петрович

ЩЕТКОВ Александр Александрович