Доступная среда
Сведения о специально оборудованных учебных кабинетах
Адрес | Наименование специальных помещений | Оснащенность специальных помещений | Приспособленность помещений для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
628404, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Сургут, ул. Энтузиастов, 38 – каб. 107 | Учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнение курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля, промежуточной аттестации. | Помещения укомплектованы специализированной мебелью и средствами обучения, для представления учебной информации. | Для работы в учебных кабинетах по запросу обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья могут быть предоставлены специализированные средства обучения:
Для обучающихся с нарушением слуха — Портативная информационная индукционная петля (переносная информационная система предназначена для передачи аудиоинформации лицам с нарушенной функцией слуха). Располагается на посту охраны в учебных корпусах. Для слабовидящих обучающихся предусмотрены: — Световой маяк для дверных проемов; — Контрастная маркировка; — Тактильные таблички. Для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата предусмотрены: — Специализированная мебель; — Мобильный гусеничный ступенькоход. |
Сведения об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Адрес места нахождения | Наименование приспособленного объекта для проведения практических занятий |
Оснащенность приспособленного объекта для проведения практических занятий |
Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
628404, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Сургут, ул. Энтузиастов, 38 – каб. 107 | Помещения для самостоятельной работы – аудитории для проведения планируемой учебной, учебно-исследовательской работы обучающихся, выполняемой во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. | Помещения укомплектованы специализированной мебелью и средствами обучения, для представления учебной информации. | Для работы в учебных кабинетах по запросу обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья могут быть предоставлены специализированные средства обучения:
Для обучающихся с нарушением слуха — Портативная информационная индукционная петля (переносная информационная система предназначена для передачи аудиоинформации лицам с нарушенной функцией слуха). Располагается на посту охраны в учебных корпусах. Для слабовидящих обучающихся предусмотрены: — Световой маяк для дверных проемов; — Контрастная маркировка; — Тактильные таблички. Для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата предусмотрены: — Специализированная мебель; — Мобильный гусеничный ступенькоход. |
Сведения о библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Вид помещения | Адрес места нахождения | Площадь, м2 | Количество мест | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Библиотека:
— Зал электронного каталога — Читальный зал литературы на традиционных носителях — Книгохранение |
628404, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Сургут, ул. Энтузиастов, 38 | 124,6 | 60 | Для обучающихся с нарушением слуха
— Портативная информационная индукционная петля (переносная информационная система предназначена для передачи аудиоинформации лицам с нарушенной функцией слуха). Располагается на посту охраны в учебных корпусах. Для слабовидящих обучающихся предусмотрены: — Световой маяк для дверных проемов; — Контрастная маркировка; — Тактильные таблички. Для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата предусмотрены: — Расширенные дверные проемы; — Специализированная мебель; — Мобильный гусеничный ступенькоход. |
Сведения об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Вид помещения | Адрес места нахождения | Площадь, м2 | Количество мест | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Спортивный зал (тренажерный) | 628404, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Сургут, проспект Набережный, д. 37 | 512,7 | отсутствует | Да |
Сведения о специальных условиях охраны здоровья
Вид помещения | Адрес места нахождения | Площадь в м2 | Количество мест | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Медицинский кабинет | 628404, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Сургут, ул. Энтузиастов, 38 | 25,4 | — | Да |
В филиале соблюдаются правила и меры безопасности в целях сохранности жизни и здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Здание филиала оборудовано системами безопасности: установлены тревожная кнопка для экстренных вызовов специализированной охраны, автоматическая пожарная сигнализация с выходом на пульт пожарной охраны, система видеонаблюдения на территории и в здании. Для обеззараживания воздуха используются облучатели-рециркуляторы.
Систематически проводятся технические осмотры помещений, соблюдение всеми сотрудниками правил пожарной безопасности, правил антитеррористической защищенности, требований СанПин. Заместителем директора по общим вопросам проводятся инструктажи обучающихся: по пожарной безопасности, технике безопасности.
Основные направления охраны здоровья:
— оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
— организация питания обучающихся;
— определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
— пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
— организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
— профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных напитков, наркотических средств и психотропных веществ;
— обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в филиале;
— профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в филиале;
— проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Сведения о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Наличие в штате организации педагогических работников, имеющих основное образование и (или) получивших дополнительное образование для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ. В 2020 году все работники университета, которые по роду своей деятельности могут контактировать с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ прошли инструктирование в соответствии с Методическими указаниями Минтруда России от 10 августа 2015 г. «Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи» с обязательной фиксацией в листах ознакомления. Работники университета, связанные с организацией социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью, проходят регулярное повышение квалификации по данному направлению деятельности.
Наличие психолого-педагогического консультирования обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников. В университете работают социальные педагоги, педагоги-психологи, психологи-консультанты. В их функции входят:
— оказание консультативной помощи и социального сопровождения обучающихся, относящихся к льготным категориям граждан и находящихся в трудной жизненной ситуации;
— оказание консультативной помощи родителям/законным представителям обучающихся;
— оказание консультативной помощи классным руководителям, кураторам, преподавателям и иным работникам университета
Наличие печатных и электронных информационных ресурсов. Во всех корпусах университета функционируют мультимедийные аудитории. На сайте университета, на стендах учебных структурных подразделений представлена информация, необходимая обучающимся в их обучении, а также информация воспитательного характера. Для своевременного оповещения обучающихся активно используются социальные сети.
Организация внеучебной деятельности. В университете ведется работа по созданию толерантной социокультурной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.
Сведения об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ в филиале университета создаются материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа и нахождения в аудиториях, туалетных и других помещениях, спортзале и пункте питания. Филиал оборудован кнопками вызова
Сведения о специальных условиях питания
Вид помещения | Адрес места нахождения | Площадь, м2 | Количество посадочных мест | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Количество питающихся по дотациям городского, окружного бюджета |
Буфет | г. Сургут, ул. Энтузиастов, 38 | 57,8 | 32 | Да* | 0 |
* ограничение доступности для инвалидов, испытывающих затруднения при передвижении
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Университет обеспечивает доступ для лиц с инвалидностью различных нозологий к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям. Университет использует открытые онлайн-курсы для обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ, в том числе, размещенные на национальной платформе «Открытое образование».
При работе с информационными ресурсами обучающимся с инвалидностью могут помогать преподаватели, сами прошедшие необходимое обучение и кураторы.
В университете используются платформы обучения:
Система поддержки учебного процесса Educon;
Платформа открытого образования ТИУ;
Национальная платформа открытого образования.
Активно используются платформы для проведения вебинаров и видеоконференций Zoom.
Доступ к некоторым платформам возможен с мобильных устройств.
Средства дистанционного обучения активно используются также для дополнительного образования обучающихся, организации внеучебной деятельности обучающихся, в том числе с инвалидностью и ОВЗ.
Перечень электронных ресурсов:
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Федеральный портал «Российское образование»
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Национальная платформа открытого образования
Электронные библиотечные системы и ресурсы:
Электронная-библиотечная система ТИУ
Информационные ресурсы
Система поддержки учебного процесса Educon
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечены печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья. В библиотеке оборудовано компьютерное рабочее место, оснащенное специальным техническим оборудованием и программным обеспечением.
Все электронные издания электронных библиотечных систем, таких как «Лань», IPRbooks, собственная полнотекстовая база данных учебно-методических изданий ТИУ являются адаптированными к ограничениям здоровья обучающихся и отвечают ГОСТу 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению».
В целях исполнения требований действующих нормативных актов и решения важной задачи по предоставлению доступа студентам с ограниченными возможностями к традиционным и электронным библиотечным ресурсам компания IPRbooks разработала адаптивные технологии для обучения:
— версия сайта для слабовидящих;
— эксклюзивный адаптивный райдер для чтения книг (тексты размещены в векторном формате, что позволяет увеличивать масштаб страницы до 300% без потери качества изображения);
— коллекция аудиоизданий для обучения.
Электронная библиотечная система «Лань» является разработчиком технологического решения для инклюзивного образования слепых и слабовидящих студентов вузов. В мобильное приложение ЭБС «Лань» интегрирован синтезатор речи, который был разработан при непосредственном участии студентов-инвалидов по зрению. Данное технологическое решение позволяет незрячим студентам эффективно работать с книгами, размещенными в ЭБС.
В библиотеке филиала оборудовано рабочее место для инвалидов-колясочников.
Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: имеется.