Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Информация о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе сведения:
Сведения об оборудованных учебных кабинетах
Сведения об объектах для проведения практических занятий
Сведения о наличии библиотек, объектов спорта
Сведения об условиях питания обучающихся
Наименование объекта | Адрес места нахождения | Площадь в м2 | Количество мест |
Столовая | 626158, Тюменская обл., г. Тобольск, Зона ВУЗов, № 5, корпус 1 | 142,5 | 200 |
Сведения об условиях охраны здоровья обучающихся
Наименование объекта | Адрес места нахождения | Площадь в м2 | Количество мест |
Медицинский кабинет | 626158, Тюменская обл., г. Тобольск, Зона ВУЗов, № 5, корпус 3 | 65,4 | нет |
Сведения о средствах обучения и воспитания
К средствам обучения и воспитания, применяемым в филиале ТИУ в г. Тобольске, относятся приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.
Применяемые средства обучения и воспитания соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, включая коллективное (групповое) применение, соответствуют возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся, и адаптированы для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Сведения о доступе к электронной информационно-образовательной среде, информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям и электронным ресурсам, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям: имеется.
Все сотрудники и обучающиеся института имеют свободный доступ, в том числе из внешней среды, к
1) Электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС).
2) Информационным системам и сервисам, обеспечивающих образовательную, инновационную, научно-исследовательскую и административно-управленческую и деятельность.
Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: имеется.
В ТИУ разработана электронная информационно-образовательная среда для обеспечения возможности удаленного интерактивного доступа к информационным и образовательным ресурсам университета, создания на основе современных информационных технологий единого образовательного пространства и информационной открытости университета (Положение об электронной информационно-образовательной среде). Функционирование ЭИОС обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих и соответствует законодательству Российской Федерации.Обучающиеся филиала ТИУ в г. Тобольске в течение всего периода обучения обеспечены индивидуальным доступом к ЭИОС, в том числе к персонализированной части (личный кабинет) посредством введения учетных данных (логин и пароль). Обучающимся обеспечивается доступ к электронным ресурсам:
- Министерство науки и высшего образования Российской Федерации ;
- Министерство просвещения Российской Федерации ;
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки ;
- Федеральный портал «Российское образование» ;
- Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» ;
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ;
- Национальная платформа открытого образования
- Электронная-библиотечная система ТИУ
- Информационные ресурсы
- Система поддержки учебного процесса Educon
- Профессиональные базы данных
В филиале активно используются сервис «BigBlueButton» для проведения вебинаров и видеоконференций. Доступ сервису«BigBlueButton» возможен с мобильных устройств. Средства дистанционного обучения активно используются также для дополнительного образования обучающихся, организации внеучебной деятельности обучающихся, в том числе с инвалидностью и ОВЗ.
Доступная среда
Сведения о специально оборудованных учебных кабинетах
Адрес | Наименование специально оборудованных учебных кабинетов | Оснащенность специально оборудованных учебных кабинетах | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
626158, Тюменская область, г. Тобольск, Зона ВУЗов, №5, корпус 1, каб.105 | Специализированная компьютерная аудитория с аудио- и видеотехническими средствами с выходом в информационно-коммуникативную сеть «Интернет» и ЭИОС университета для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнение курсовых работ), консультаций, текущего контроля, промежуточной аттестации.
Помещение для самостоятельной работы – аудитория для проведения планируемой учебной, учебно-исследовательской работы обучающихся, выполняемой во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия
|
Специальное помещение укомплектованное специализированной мебелью и техническими средствами обучения, для представления учебной информации.Помещение соответствует требованиям ФГОС для проведения всех видов учебных занятий, имеет необходимое оснащение
|
Для работы в учебном кабинете по запросу обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья могут быть предоставлены специализированные средства обучения:Для обучающихся с нарушением слуха
— Портативная информационная индукционная петля (переносная информационная система предназначена для передачи аудиоинформации лицам с нарушенной функцией слуха). Для слабовидящих обучающихся предусмотрены: — Световые маяки для дверных проемов; — Звуковой маяк. — Специальное программное обеспечение — Графические, предупреждающие знаки — Напольная разметка — Тактильные таблички и пиктограммы Для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата предусмотрены: — Специализированная мебель; — Настольный светодиодный светильник; |
Сведения об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Адрес места нахождения | Наименование объекта для проведения практических занятий | Оснащенность приспособленного объекта для проведения практических занятий |
Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
626158, Тюменская обл., г. Тобольск, Зона ВУЗов, № 5, корп. 1., каб.113 |
Лаборатории Мастерская |
Специальные помещения укомплектованы специализированной мебелью.Помещения соответствуют требованиям ФГОС для проведения практических заниятий, имеют необходимое оснащение. | Наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проёмов, кнопка вызова, визуальные знаки для инвалидов, туалетная комната, переносная портативная индукционная петля Vert-1 А (предназначена для усиления восприятия информации людьми с нарушением по слуху (использующие слуховые аппараты) в ограниченном пространстве и при большом скоплении людей, а так же наличии посторонних звуков или преграды между собеседниками), звуковые маяки «Vertical-2/2/IR» (с датчиком движения предназначенный для адаптации входной группы для безопасного движения инвалидов по зрению, озвучивая информацию о здании или маршруте, при вхождении в зону действия датчика маяка), светодиодный маяк для обозначения дверных проемов; тактильные таблички со шрифтом Брайля, напольная разметка. |
Сведения о библиотеке(ах), приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Вид помещения | Адрес места нахождения | Площадь в м2 | Количество мест | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Библиотека и читальный зал
|
626158, Тюменская обл., г. Тобольск, Зона ВУЗов, № 5, корпус 1 | 62,32 | 27 | —Наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проёмов— Версия сайта для слабовидящих;
— Эксклюзивный адаптивный ридер для чтения книг (тексты размещены в векторном формате, что позволяет увеличивать масштаб страницы до 300% без потери качества изображения); |
Сведения об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Вид помещения | Адрес места нахождения | Площадь в м2 | Количество мест | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Спортивный зал с игровой площадкой для баскетбола, волейбола, мини футбола, тенниса | 626158, Тюменская обл., г. Тобольск, Зона ВУЗов, № 5, корпус 3 | 639,0 | отсутствует | Наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, кнопка вызова, визуальные знаки для инвалидов, туалетная комната, переносная портативная индукционная петля Vert-1 А (предназначена для усиления восприятия информации людьми с нарушением по слуху (использующие слуховые аппараты) в ограниченном пространстве и при большом скоплении людей, а так же наличии посторонних звуков или преграды между собеседниками), звуковые маяки «Vertical-2/2/IR» (с датчиком движения предназначенный для адаптации входной группы для безопасного движения инвалидов по зрению, озвучивая информацию о здании или маршруте, при вхождении в зону действия датчика маяка), светодиодные маяки для обозначения дверных проемов, тактильные таблички со шрифтом Брайля |
Зал ритмической гимнастики | 626158, Тюменская обл., г. Тобольск, Зона ВУЗов, № 5, корпус 3 | 74,7 | отсутствует | Наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, кнопка вызова, визуальные знаки для инвалидов, туалетная комната, переносная портативная индукционная петля Vert-1 А (предназначена для усиления восприятия информации людьми с нарушением по слуху (использующие слуховые аппараты) в ограниченном пространстве и при большом скоплении людей, а так же наличии посторонних звуков или преграды между собеседниками), звуковые маяки «Vertical-2/2/IR» (с датчиком движения предназначенный для адаптации входной группы для безопасного движения инвалидов по зрению, озвучивая информацию о здании или маршруте, при вхождении в зону действия датчика маяка), светодиодные маяки для обозначения дверных проемов, тактильные таблички со шрифтом Брайля |
Сведения о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Доступные условия обучения. В филиале ТИУ в г. Тобольске используются возможности для полноценного включения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общий образовательный процесс в соотвествии с разработанным в ТИУ положением об организации образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Наряду с использованием дистанционных технологий, использует все возможности для полноценного включения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общий образовательный процесс.
Наличие в штате организации педагогических работников, имеющих основное образование и (или) получивших дополнительное образование для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ. В 2020 году все работники филиала, которые по роду своей деятельности могут контактировать с обучающимися с инвалидностью и ОВЗ прошли инструктирование в соответствии с Методическими указаниями Минтруда России от 10 августа 2015 г. «Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи» с обязательной фиксацией в листах ознакомления. Работники филиала, связанные с организацией социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью, проходят регулярное повышение квалификации по данному направлению деятельности.
Предоставление услуг ассистента, оказывающего обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь, в том числе услуг сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. При необходимости по заявлению обучающегося данные услуги будут оказаны в полном объёме. В рамках социально-психологического сопровождения за обучающимися с инвалидностью приказом закреплены сотрудники филиала.
Наличие психолого-педагогического консультирования обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников. В филиале работает социальный педагог, педагог-психолог. В их функции входят:
— оказание консультативной помощи и социального сопровождения обучающихся, относящихся к льготным категориям граждан и находящихся в трудной жизненной ситуации;
— оказание консультативной помощи родителям/законным представителям обучающихся;
— оказание консультативной помощи классным руководителям, кураторам, преподавателям и иным работникам филиала
Наличие печатных и электронных информационных ресурсов. В корпусе филиала функционируют мультимедийные аудитории, компьютерные классы. На сайте, на стендах учебных структурных подразделений Тобольского индустриального института представлена информация, необходимая обучающимся в их обучении, а также информация воспитательного характера. Для своевременного оповещения обучающихся активно используются социальные сети.
Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечены печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья. Все электронные издания электронных библиотечных систем, таких как «Лань», IPRbooks, собственная полнотекстовая база данных учебно-методических изданий ТИУ, являются адаптированными к ограничениям здоровья обучающихся и отвечают ГОСТу 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению». В целях исполнения требований действующих нормативных актов и решения важной задачи по предоставлению доступа обучающимся с ограниченными возможностями к традиционным и электронным библиотечным ресурсам компания IPRbooks разработала адаптивные технологии для обучения: версия сайта для слабовидящих; эксклюзивный адаптивный ридер для чтения книг (тексты размещены в векторном формате, что позволяет увеличивать масштаб страницы до 300% без потери качества изображения);— коллекция аудиоизданий для обучения. Электронная библиотечная система «Лань» является разработчиком технологического решения для инклюзивного образования слепых и слабовидящих обучающихся вузов. В мобильное приложение ЭБС «Лань» интегрирован синтезатор речи, который был разработан при непосредственном участии и нвалидов по зрению. Данное технологическое решение позволяет незрячим пользователям эффективно работать с книгами, размещенными в ЭБС.
Для освоения учебной программы студентами с нарушениями опорно-двигательного аппарата создана специализированная компьютерная аудитория с аудио- и видеотехническими средствами, оборудованная регулируемой мебелью с выходом в информационно-коммуникативную сеть «Интернет» и ЭИОС университета. В кабинетах для самостоятельной работы обучающихся предоставляется специализированное оборудование для обучающихся с нарушениями зрительных функций в виде специального программного обеспечения, позволяющего обучающимся пользоваться любыми информационными источниками. Для обучающихся с нарушениями слуха предоставляется портативная информационная индукционная петля (переносная информационная система предназначена для передачи аудиоинформации лицам с нарушениями слуха). Для слабовидящих обучающихся предусмотрены визуальные знаки (световые маяки для дверных проемов, цветные, графические, предупреждающие знаки, напольная и наземная разметка, тактильные таблички и пиктограммы). Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата предусмотрены: специализированная мебель, настольный светодиодный светильник.
Спортивное оборудование и инвентарь. Для обучающихся с инвалидностью созданы условия для занятий физической культурой и спортом.
Медицинское сопровождение и охрана здоровья. Медицинское сопровождение направлено на сохранение и укрепление здоровья обучающихся с инвалидностью, развитие их адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе. Для оказания первой медицинской помощи, обеспечения врачебной помощи, осуществления профилактических медицинских осмотров заключен договор с ГБУЗ ТО «Областная больница №3» (г. Тобольск) и функционирует медицинский кабинет.
Организация воспитательной деятельности. Воспитательная деятельность организована и ведется в рамках Концепции воспитательной деятельности в Тюменском индустриальном университете «От исполнителя к созидателю» на период 2020-2030 годы. В Тобольском индустриальном институте в воспитательный процесс вовлечены: классные руководители и кураторы, преподаватели, сотрудники института, обучающиеся и родители. У обучающихся с инвалидностью имеется возможность принимать участие в мероприятиях, проводимых в институте, как очно, так и с использованием дистанционных технологий.
Организация внеучебной деятельности. В Тобольском индустриальном институте ведется работа по созданию толерантной социокультурной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия, внеучебная деятельность в филиале организована в соответствии с принципом образовательной интеграции.
Сведения об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
ПАСПОРТ №7 626158, Тюменская область, г. Тобольск, Зона ВУЗов, №5, корпус 1
ПАСПОРТ №7 626158, Тюменская область, г. Тобольск, Зона ВУЗов, №5, корпус 3
Для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ в филиале создаются материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа и нахождения в аудиториях, туалетных и других помещениях, спортзале и пункте питания, общежитии.
Для совершенствования обеспечения доступности зданий и сооружений филиала для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья проведена паспортизация доступности объектов, создана комиссия по проведению обследования зданий, разработан план мероприятий (дорожная карта) по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования. Филиал стремится создать доступную среду для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ.
Сведения о специальных условиях питания
Вид помещения | Адрес места нахождения | Площадь в м2 | Количество мест | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Столовая | 626158, Тюменская обл., г. Тобольск, Зона ВУЗов, № 5, корпус 1 | 142,5 | 200 | Наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, кнопка вызова, визуальные знаки для инвалидов, переносная портативная индукционная петля Vert-1 А (предназначена для усиления восприятия информации людьми с нарушением по слуху (использующие слуховые аппараты) в ограниченном пространстве и при большом скоплении людей, а так же наличии посторонних звуков или преграды между собеседниками), звуковые маяки «Vertical-2/2/IR» (с датчиком движения предназначенный для адаптации входной группы для безопасного движения инвалидов по зрению, озвучивая информацию о здании или маршруте, при вхождении в зону действия датчика маяка); тактильные таблички со шрифтом Брайля |
Сведения о специальных условиях охраны здоровья
Вид помещения | Адрес места нахождения | Площадь в м2 | Количество мест | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Медицинский кабинет | 626158, Тюменская обл., г. Тобольск, Зона ВУЗов, № 5, корпус 3 | 65,4 | 0 | Наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, кнопка вызова, визуальные знаки для инвалидов, туалетная комната, переносная портативная индукционная петля Vert-1 А (предназначена для усиления восприятия информации людьми с нарушением по слуху (использующие слуховые аппараты) в ограниченном пространстве и при большом скоплении людей, а так же наличии посторонних звуков или преграды между собеседниками), звуковые маяки «Vertical-2/2/IR» (с датчиком движения предназначенный для адаптации входной группы для безопасного движения инвалидов по зрению, озвучивая информацию о здании или маршруте, при вхождении в зону действия датчика маяка), светодиодный маяк для обозначения дверных проемов, тактильные таблички со шрифтом Брайля |
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В филиале обеспечивается доступ для лиц с инвалидностью различных нозологий к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям. Есть возможность использовать открытые онлайн-курсы для обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ, в том числе, размещенные на национальной платформе «Открытое образование». При работе с информационными ресурсами обучающимся с инвалидностью помогают преподаватели, сами прошедшие необходимое обучение, кураторы и классные руководители.В филиале используются платформы обучения:
Система поддержки учебного процесса Educon https://educon2.tyuiu.ru,
Платформа открытого образования ТИУ https://mooc.tyuiu.ru/
Национальная платформа открытого образования.
Активно используются сервис «BigBlueButton» для проведения вебинаров и видеоконференций. Доступ сервису«BigBlueButton» возможен с мобильных устройств.
Средства дистанционного обучения активно используются также для дополнительного образования обучающихся, организации внеучебной деятельности обучающихся, в том числе с инвалидностью и ОВЗ
Перечень электронных ресурсов:
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Министерство просвещения Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Федеральный портал «Российское образование»
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Национальная платформа открытого образования
Электронные библиотечные системы и ресурсы:
Электронная-библиотечная система ТИУ
Информационные ресурсы
Система поддержки учебного процесса Educon
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Все электронные издания электронных библиотечных систем, таких как «Лань», IPRbooks, собственная полнотекстовая база данных учебно-методических изданий ТИУ являются адаптированными к ограничениям здоровья обучающихся и отвечают ГОСТу 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению».
В целях исполнения требований действующих нормативных актов и решения важной задачи по предоставлению доступа студентам с ограниченными возможностями к традиционным и электронным библиотечным ресурсам компания IPRbooks разработала адаптивные технологии для обучения:
— версия сайта для слабовидящих.
— эксклюзивный адаптивный райдер для чтения книг (тексты размещены в векторном формате, что позволяет увеличивать масштаб страницы до 300% без потери качества изображения).
— коллекция аудиоизданий для обучения.
Электронная библиотечная система «Лань» является разработчиком технологического решения для инклюзивного образования слепых и слабовидящих студентов вузов. В мобильное приложение ЭБС «Лань» интегрирован синтезатор речи, который был разработан при непосредственном участии студентов-инвалидов по зрению. Данное технологическое решение позволяет незрячим студентам эффективно работать с книгами, размещенными в ЭБС. Все входы в здания филиала для доступа в библиотеку оборудованы пандусами.
Сведения о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Сведения о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Вид помещения | Адрес места нахождения | Площадь в м2 | Количество мест | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Общежитие | 626158, Тюменская обл., г. Тобольск, 6 микрорайон, дом 68г | 2729,6 | 273 | Расширенные дверные проемы. При необходимости количество мест для проживания инвалидов и лиц с ОВЗ может быть оснащено в соответствии с индивидуальными запросами. |
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ места для проживания в общежитии филиала предоставляются вне очереди. При необходимости, по запросу обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, количество мест для проживания инвалидов и лиц с ОВЗ может быть оснащено в соответствии с индивидуальными запросами.