Чем зарубежная система оценки знаний лучше российской?

09.06.2012


Существующая оценка знаний российских студентов всем известна. Она основана на двух экзаменационных сессиях и на пятибалльной шкале оценок. О том, как сдают экзамены за рубежом, рассказал профессор кафедры общей физики Новосибирского госуниверситета, кандидат технических наук В.С. Черкасский.

Формой оценки знаний в наших вузах выступает устный экзамен, которому предшествуют обычно письменная контрольная работа, решение задач на самом экзамене, зачет-допуск и т.д. Популярность данной системы можно объяснить ее привычностью и доступностью. Но нельзя не заметить недостатки данной системы: во-первых, она не стимулирует постоянную работу студента. Во-вторых, часто во главе угла ставится выученное, но, к сожалению, непонятое. И в-третьих, отсутствует явно выраженная однородность оценки.

Согласно российскому законодательству, именно вуз обязан обеспечить разработку объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающегося. Причем конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатывается вузом самостоятельно. По мнению лектора, традиционная система оценки знаний, базирующаяся на субъективном мнении преподавателя об обучаемом, слабо связана с реальным уровнем приобретенных знаний и умений.  Потому что, каким бы опытным и доброжелательным ни был педагог, устный экзамен — это всегда субъективная оценка человека человеком.

В большей части тех стран, которые мы считаем развитыми (США, Англия, Франция, Германия и другие) практически отсутствуют устные экзамены. Исключения составляют экзамены по гуманитарным дисциплинам. В процессе обучения студента происходит та или иная оценка промежуточных результатов, и итоговая оценка специальным образом сконструирована из промежуточной оценки за работу в семестре и из экзаменационной письменной работы.

В качестве примера профессор приводит Израильский технологический институт (Технион). Этот университет находится в городе Хайфа в Израиле и считается одним из лучших университетов Европы и Азии в технической отрасли. Абитуриент, получивший среднее образование в Израиле, поступает в вуз по среднему баллу аттестата. Все поступающие пишут «психотест». Такой тест, по словам Валерия Семеновича, гораздо хуже, чем ЕГЭ: «Если государственный экзамен у нас еще профилирован, то психотест — это испытание, которое проводится два раза и длится около 5-6 часов. Все вопросы психотеста общего характера. Как утверждают его авторы, с помощью такого теста определяется интеллектуальный уровень личности».

Примечательно то, что для студентов Техниона нет понятия «пересдача». Вместо него существует понятие «два экзамена». То есть студент может официально сдавать экзамен два раза, и обе попытки абсолютно равноправны. Например, человек знает, что у него первый раз сдача экзамена 10 февраля, а второй — 1 марта. При этом на первый экзамен он может не идти, а явиться сразу на второй. Но вот засчитана будет последняя оценка. Не лучшая, а последняя станет итоговой.

После получения оценки за письменный экзамен студент может заказать по интернету копию своей проверенной работы с оценкой каждого задания и при желании подать письменную апелляцию. При обработке письменных работ студенту добавляется некоторая сумма баллов, если средний балл за экзамен у всего курса недостаточно высок. Итоговая оценка определяется комбинацией из собственно оценки на письменном экзамене и оценки за работу в семестре. Если в сумме студент получает меньше 55 баллов из 100 — это «неуд».

Как учитываются все задания семестра в итоговой оценке? Здесь возможны два варианта:

1. Обязательное выполнение письменных домашних заданий. В этом случае максимальная сумма баллов, которую можно набрать по всем заданиям семестра, — 100.

2. Вместо обязательного выполнения домашних заданий — написание двух-трех промежуточных контрольных. Это также максимум 100 баллов. Тогда каково соотношение баллов в итоговой оценке?

Если оценка за работу в семестре выше оценки экзаменационной письменной работы, то 20 % от разницы добавляется студенту. То есть, если вы получили 80 баллов за работу в семестре, а на письменном экзамене набрали только 60, то выходит разница в 20 баллов. От этой разницы берется 20 %. Получается 4 балла. Их и добавляют к вашей экзаменационной оценке. Если студент неудачно сдал экзамены, и его отчислили, то вернуться он сможет только через 2 года.

Что касается поощрений за хорошую учебу, то они существуют. После каждой сессии деканат вывешивает список студентов, которые попадают в ректорский список. Это около 3 % обучающихся на факультете. А также список декана (около 15 %). Списки составляется с учетом рейтинга студента. Главным поощрением является высокий суммарный выпускной балл, который впоследствии предъявляется работодателям, таким как Intel, IBM.

Как отмечает Черкасский, студенты зарубежных вузов сознательнее относятся к учебе. У них высока степень мотивации попасть в престижные компании. Молодые люди не отрабатывают учебу, а учатся для себя. И эта одна из черт, которую бы российскому образованию точно следовало позаимствовать.

Полный текст можно почитать на сайте НГУ

Вложенные файлы:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *