Индивидуальные образовательные траектории: просто о сложном  

20.03.2023

Самостоятельно составлять учебное расписание и изучать то, что интересно – мечта всех студентов. Для обучающихся Тюменского индустриального университета она вполне реальна, такие возможности дают индивидуальные траектории (ИОТ), которые реализуются в вузе с 2019 года.

Именно ТИУ одним из первых инженерных вузов страны приступил к введению инновационного для высшей школы формата обучения. На сегодняшний день в формате ИОТ обучается более 4000 человек.

Все абитуриенты 2023 года, поступающие на направления подготовки бакалавриата и специалитета, будут учиться по индивидуальным образовательным траекториям.

Какие возможности открывают перед студентами ИОТ и как грамотно спланировать свой образовательный путь, на эти и другие немаловажные вопросы отвечает ректор ТИУ Вероника Ефремова.

Вероника Васильевна, расскажите в чем суть формата обучения по индивидуальным образовательным траекториям? Какие преимущества он дает студентам? В чем главное отличие от классического образования?

Индивидуальная образовательная траектория – индивидуальный путь в образовании, который выстраивается и реализуется студентом самостоятельно. Главное отличие от классического образования в том, что помимо основных знаний по направлению подготовки можно получить дополнительный набор компетенций, который делают выпускников более востребованными и конкурентоспособными в глазах работодателей.

Студенты могут сами регулировать уровни сложности дисциплины (например, можно выбрать математику базового уровня сложности, повышенного или олимпиадную математику), а также выбрать формат освоения дисциплины (в привычном – в аудитории с преподавателем либо в формате самостоятельного освоения онлайн-курса). Есть возможность выбора наиболее интересных и нужных именно вам курсов.

При выстраивании индивидуальной траектории ответственность за обучение более весомо, чем раньше, ложится на самого студента. У ребят развиваются соответствующие качества и навыки: интерес к саморазвитию, умение критически оценивать варианты выборы, принимать решения и нести за них ответственность.

Сколько можно выбрать дополнительных дисциплин? Студенты разных направлений могут выбрать доп. курсы из всего перечня?

Количество и перечень дисциплин, которые студент должен освоить в течение всего периода обучения, определены учебным планом соответствующего направления или специальности.

Общеуниверситетское элективное пространство представлено в общей сложности 175 дисциплинами, которые сгруппированы в блоки по тематикам: «Поведение человека», «Системное мышление», «Качество городской среды», «Экология и безопасность», «Цифровая инженерия», «Инжиниринг», «Энергия и ресурсы». Эти дисциплины доступны для изучения студентам всех направлений, обучающихся в формате ИОТ. Например, по тематике «Поведение человека» на выбор для изучения во 2 семестре представлено 62 электива. Важно отметить, что в каждом семестре, в котором проводится выбор элективных курсов, студент может выбрать одну дисциплину.

Каждый год проводится мониторинг востребованности элективов у студентов, оценка их актуальности и соответствия трендам развития индустрии и общества, по результатам которых элективное пространство обновляется и дополняется.

Что входит в программу ИОТ в ТИУ?

Образовательное пространство ТИУ спроектировано таким образом, что направления и специальности подготовки в зависимости от своей специфики относятся к одному из университетских стандартов: Инженерному стандарту, IT-стандарту и Социально-гуманитарному стандарту.

Образовательное пространство университета в формате ИОТ состоит из блоков:

  • дисциплины ядра, которые студенты изучают на 1 и 2 курсах;
  • дисциплины, направленные на погружение студента в направление подготовки;
  • дисциплины, направленные на погружение студента в профессию;
  • дисциплины, которые дают возможность расширить спектр знаний по выбранному направлению подготовки.
  • элективные дисциплины, необходимые для развития студента в смежных направлениях подготовки.

Большинство абитуриентов не знают, чем хотят заниматься в будущем, как ИОТ может помочь им определиться? 

Формат ИОТ предоставляет обучающимся возможность «бесшовного» изменения направления подготовки после 2 курса в рамках стандартов университетского образовательного пространства, если возникают необходимость и желание.

Опция выбора профессиональной специализации после второго курса обучения фактически означает переформатирование ставшей уже привычной схемы «4+2» (бакалавриат + магистратура) в «2+2+2». Этот сценарий отличается большей гибкостью и снимает один из барьеров для самых перспективных студентов. У них появляется возможность составлять программу обучения, исходя из индивидуальных потребностей и предпочтений.

Индивидуальные образовательные траектории по сути, становятся своеобразным «модульным конструктором», который учащиеся могут самостоятельно собрать, разумеется, при поддержке опытных наставников и тьюторов.

На ваш взгляд, насколько будут ценны для работодателя выпускники с индивидуальной образовательной траекторией? Или для работодателя важнее специализация?

Формат ИОТ ориентирован как на освоение студентами профессиональных компетенций, так и на развитие надпрофессиональных навыков, при помощи которых выпускник вуза может быть востребованным и эффективным во многих профессиональных отраслях. Например, системное мышление позволяет не просто быстро вникнуть в суть проблемы, но и сделать процесс ее решения максимально эффективным. Также в образовательных программах широко применяется практико-ориентированный подход, позволяющий «погрузиться» в будущую профессиональную деятельность уже с самого первого курса.

Поэтому можно смело утверждать, что такие специалисты востребованы и ценны для работодателей.

Кто курирует и направляет студентов ТИУ по их индивидуальной образовательной траектории?

За каждым институтом закреплен конкретный тьютор. Он помогает адаптироваться обучающимся к особенностям образовательного процесса; консультирует и помогает обучающимся в вопросах, которые связаны с выбором дисциплин/курсов для создания индивидуального образовательного маршрута; проводит тьюториалы, встречи и занимается индивидуальной консультативной работой для разъяснения механизмов ИОТ.

Дайте совет — как студенту использовать возможности ИОТ на максимум?

На первом этапе (первые два года) появляется больше возможностей для самоопределения и получения более широкого образования, на втором и третьем – больше возможностей не только для углубления в выбранном профессиональном профиле, но и для освоения дисциплин из смежных или даже независимых профессиональных областей.

Студенты не должны бояться задавать вопросы и уточнять все до мельчайших деталей. Если есть сомнения, то лучше обратиться к тьютору, вместе рассмотреть выстраивание индивидуальной, а в перспективе, и карьерной траектории.

Отдел медиа и внешних коммуникаций

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *