Виртуальные лабораторные работы кафедры
Разработка и внедрение электронных образовательных ресурсов в учебный процесс вуза – одна из задач, которые реализует кафедра «Бурение нефтяных и газовых скважин» ТИУ. Цифровые продукты института становятся все более актуальными и востребованными. На данный момент кафедрой совместно с ИДДО уже разработано более 20 виртуальных лабораторных работ, по различным направлениям подготовки, которые обоснованно могут быть внедрены в процесс реализации основных образовательных программ в соответствии с ФГОС 3++.
Кафедрой разработаны следующие виртуальные лабораторные работы:
- Определение растекаемости тампонажного раствора
- Определение плотности цементного теста
- Определение сроков схватывания тампонажного раствора
- Измерения консистенции и срока загустевания цементного раствора
- Измерение водоотдачи цементного раствора
- Определение показателя фильтрации на приборе ВМ-6
- Выбор плотности бурового раствора и определение его плотности с помощью ареометра, рычажных весов и пикнометра
- Определение статического напряжения сдвига на приборе СНС-2
- Определение водородного показателя (рН)
- Определение условной вязкости вискозиметром ВБР-1
- Определение концентрации полимера в фильтрате бурового раствора
- Определение продольного набухания глинистых сланцев в динамическом режиме
- Определение коэффициентов смазывающей способности и предельного давления буровых растворов и технологических жидкостей
- Определение пластической вязкости буровых и тампонажных растворов и технологических жидкостей
- Определение абсорбционной емкости по методу МВТ
- Глушение скважин
- Состав буровой установки
- Морское бурение
- Гидравлический разрыв пласта
- Глушение скважины методом обратной циркуляции
- Колтюбинговая установка для ремонта нефтяных и газовых скважин
- Тренажер колтюбинговой установки для ремонта нефтяных и газовых скважин
- Управление системами буровой установки
- Организация спуско-подъемных операций
Морская буровая платформа: студенты ТИУ изучают буровое оборудование с помощью VR-технологий
Кафедрой «Бурение нефтяных и газовых скважин» совместно с ИДДО разработана виртуальная морская буровая платформа. На базе разработанного виртуального комплекса может быть отработан как полный цикл морского бурения, так и его отдельные технологические операции. Отрабатываемые сценарии могут быть различными, в зависимости от поставленных образовательных задач. Кроме выполнения основных буровых операций, в работе смоделированы и некоторые специфичные для морской буровой платформы процессы, например – подъём пользователя на платформу с корабля.
Подобные тренажеры востребованы на предприятиях и используются для повышения профессионального уровня знаний и умений сотрудников, позволяют адаптировать их профессиональные навыки и опыт к современным условиям технологического производства. В сложноорганизованной деятельности предприятий нефтегазового сектора, эффективное и своевременное обучение персонала имеет решающее значение для оптимизации производительности, повышения безопасности и минимизации эксплуатационных расходов.
Как рассказал предшествующий заведующий кафедрой Бурения нефтяных и газовых скважин Юрий Ваганов, в перспективе, благодаря цифровым образовательным технологиям, можно будет пройти практику, в аудиториях вуза, не выезжая на реальные месторождения.
«Студенты будут выполнять виртуальные лабораторные работы, 3D-интерактивные работы, отрабатывать навыки на тренажерах с помощью VR-технологий в современных мультимедийных учебных аудиториях и на тренажерах, имитирующих процессы бурения. Таким образом, студент не только изучит оборудование, но и придёт на практику, как готовый специалист, а в дальнейшем это поможет нашим выпускникам быстрее адаптироваться на производстве», — пояснил Юрий Ваганов.