Советы психолога: подготовка к экзамену, релакстренировки

Используй для отдыха свою природу

   Дорогой друг!

 Думаю, ты согласишься, что активная психозащита личности тогда может считаться полной, когда человек осваивает не только физическую культуру, но культуру психическую.

Если ты скован и чрезмерно волнуешься перед экзаменом, у тебя возникает множество тупиковых ситуаций, связанных с учёбой, тебе важно научиться адекватно себя оценивать, ставить себе посильные задачи и на этой основе осуществлять саморегуляцию своих эмоциональных состояний, действий, поступков, общения со сверстниками. Эмоциональная отягощенность мешает обретать и накапливать опыт, управлять своими действиями, мобилизовать волю, самостоятельно решать те задачи, которые встают перед тобой. Именно по этой причине, дорогой друг, тебе необходима эмоционально-психологическая разгрузка, направленная на установление равновесия в твоем внутреннем мире.

 

Одним из лучших методов самовосстановления является предлагаемая релакстренировка:

«Игра с песком».

Сядьте удобно. Обопритесь на спинку стула. Закройте глаза. Представьте, что вы на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий. Наберите в руки воображаемый песок (вдох). Сильно сжав пальцы в кулак, удерживайте песок в руках (задержать дыхание). Посыпьте колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Уроните обессилено руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками (2-3 раза повторите упражнение).

«Круги внимания».

Ближайший круг внимания – это ТЫ сам, как бы в узком кругу света. Средний круг – ТЫ и те, КТО рядом с тобой. Дальнейший круг – ТЫ и ЛЮДИ вокруг тебя, ПРИРОДА и целый МИР.

 

Избавиться от лишней застенчивости и «зажатости» помогут упражнения:

«Поймай комара».

По классу как будто летает комар. На вдохе произносить звук: «ззззз…», но комара очень трудно поймать. Поймать его можно лишь тогда, когда не хватает воздуха и хочешь сделать вдох. Комар, летая, то приближается, то удаляется – это следует показывать силой звука.

«Вертолет».

Дыхание сопровождается круговыми движениями рук. Полный вдох. Ровный выдох: «ррр…р» (ззз…з), пыр-пыр…дрдрдр…др). Снова вдох – постарайтесь, чтобы его никто не заметил.

 

Заниматься релаксацией (расслаблением) можно и во время напряженного урока, надо только это делать незаметно для учителя:

Упражнение «Лодочка».

Обопритесь на спинку стула. Постарайтесь расслабить руки так, чтобы они были совершенно свободны. И одна из них висела, как плеть. Покачайте ею назад и вперед. Потом проделайте то же самое с другой рукой, а потом и обеими руками. Освободите от напряжения стопы ног. Короткий вдох – продолжительный (через трубочку губ) выдох. Посмотрите прямо перед собой, на кончик носа, закрывайте глаза. Опустите голову. Мы покачиваемся в лодке. Кругом прохладная вода. Мы покачиваемся на волнах. Нам легко и приятно. Мы отдыхаем… Открыли глаза. Зевнули. Сжали кулаки. И снова за работу.

 

Эти упражнения весьма полезны, т.к. развивают волевые качества, активную регуляцию психического состояния, поведения, усилий учебного труда. В результате постоянных тренировок  многие проблемы, связанные с учебой, могут отойти далеко назад или вообще раствориться.

 

ЛИТЕРАТУРА: Л. Крыжановская «Психология развития»

Рекомендации подготовила психолог Соколова Светлана Николаевна

21.11.2009