Очерк девятый: Анна Старец

Старец Анна

Анна Старец: всё по плечу

– Аня, вы, к сожалению, пока не дотягиваете до четвёрки, – произнесённая фраза Лилии Владимировны Бельской могла оказаться сокрушительной для ориентированного на высокий результат ученика. Но не для Ани Старец.

Девушка, всхлипнув, тут же собралась, чуть помедлив, ответила:

– Согласна. Но мне больше нравится в вашей фразе слово «пока». Значит, вы думаете, что я не совсем того .., – снова хлюпнула носом лицеистка.

– Аня, о чём вы! – как всегда интеллигентно парировала учительница. – Вам будет сложно. Но я помогу. И если вы сосредоточитесь на алгебре вместо научных конкурсов, то вы дотяните до «хорошо». Я понимаю, что вам интересно заниматься исследовательской работой. Это захватывает. Но математика, тем более в углубленном варианте освоения – точная наука. Она требует или полёта, или усидчивости, напряжённого труда. В вашем случае нужно сосредоточить внимание на втором.

– А можно я буду посещать дополнительные консультации, если что-то не сумею понять на уроке?

– Вот это я вам и хотела предложить. Математика не терпит пробелов в знаниях. В ней всё логично, сопряжено, – поправив прядь волос, улыбнулась учительница.

«Хорошо, что не сказала, что математика – царица всех наук», – усмехнулась Аня, – для школьной учительницы эта фраза была коронной. Ей казалось, что без математики вообще не выжить!»

В голове девушки промелькнули воспоминания о школьной жизни. Она была жизнерадостной, достаточно лёгкой и с математикой дружной. Особых проблем не было. Учительница даже в пример ставила всем остальным одноклассникам. Но вдруг в 9 классе Аня ясно осознала, что будущий профессиональный путь связан только с техникой, инженерией. Она чётко поняла, что школа просто не способна её подготовить к реализации будущего замысла. И математику нужно изучать другую и по-другому. Надо что-то с этим делать. Родители Аню учили не только мечтать. Согласитесь, для красивой девушки это может быть вполне достаточным, но не для такой, как Анна Старец! Родители, особенно папа, мечтавший о первенце–пацане, но обрадовавшийся красавице-дочке, учили дочь действовать: ставить цель и стремиться на деле её достигать. «Сворачивать с дороги нужно только тогда, когда есть в этом необходимость, – спокойно и твёрдо говорил дочери автомобилист-мастер. – Выбери маршрут. И вперёд!»  Отец научил дочь правильно определять жизненную траекторию, взвешивая все «за» и «против», отстаивать свою позицию, в случае необходимости жёстко. Когда встал вопрос «Где заканчивать школу?», одним из вариантов был лицей нефтегазового университета.

Аня блестяще закончила школу, сдав выпускные государственные экзамены за 9 класс. В аттестате одна четвёрка, хотя родители и девочка понимали, что в лицее не та математика и …

– Дочь, ты можешь забуксовать, – предположил Дмитрий Иванович. – Мы с мамой тебе с математикой не помощники. Это твоё решение, твой выбор. И тебе придётся самой напряжённо трудиться, отказываясь от чего-то второстепенного, но для тебя важного.

От многих знакомых родители и Аня слышали, что в лицее очень сложная программа физико-математического профиля. Требования неимоверные, нагрузка напряжённая: мыслимое ли дело – 8 часов математики и 7 часов физики в неделю, не считая элективных курсов по этим дисциплинам! Но зато и к ЕГЭ готовят замечательно, значит, будет шанс поступить на бюджетное место в тот вуз, о котором мечтаешь!

Решение принято – только в лицей! Сдав успешно ОГЭ по математике в школе, Аня не была уверена, что сумеет также успешно пройти вступительные испытания в лицей. Пришлось брать консультации, готовиться усиленно самостоятельно. И вот наступили напряжённые дни испытаний. Если по русскому языку, физике и интеллектуальному экзамену было всё хорошо, то, как и предполагалось, по математике едва хватило баллов, чтобы преодолеть «проходной предел». Результаты предыдущих вступительных экзаменов были настолько хороши, что девушка в рейтинге зачисленных оказалась в двадцатке лучших абитуриентов и попала в группу с самыми сильными обучающимися лицея – 101.

Начались лицейские будни: пары, контрольные точки, баллы, консультации, конференции и конкурсы, радости и огорчения. Самым напряжённым моментом, естественно, была математика. Иногда девушку охватывало отчаяние, но это были лишь вспышки эмоций, когда от напряжённого труда не могла увидеть долгожданный результат. Но рук не опускала, не могла утратить доверие родителей и огорчить их. Они же были уверены, что всё будет хорошо и у них самый замечательный ребёнок. Оставаться замечательным вопреки обстоятельствам — это поступок. Иногда хотелось соскользнуть: а ну её. Но тут же возникал вопрос: «Слабо?» Анна отвечала: «Время сворачивать с дороги ещё не пришло. В этом пока нет необходимости. Маршрут выбран. И, как сказал бы папа: вперёд!» Анна часами сидела за учебниками, неимоверными усилиями отрабатывала все пробелы в знаниях, осваивала новые разделы алгебры и геометрии, отыскивая, как учила Лилия Владимировна, логичность и сопряжённость.

Два года пролетели незаметно. Подсчитывая свои баллы за контрольные точки по алгебре и геометрии, Аня сглотнула от волнения – 76. Класс! Прошёл уже и ЕГЭ по математике. На торжественном вручении аттестатов об окончании программы общего образования Анне Старец вручили документ лишь с двумя четвёрками. Да, математика сложная наука, но девушка поняла сама и поняли окружающие, что она ей «по зубам». Не надавала по зубам, а позволила познакомиться поближе.

Всё случилось. Анна Старец поступила на бюджетное место Тюменского индустриального университета, готовится, как и задумывала, стать настоящим инженером.

– Аня, при многообразии твоих талантов, успехах в научно-исследовательской деятельности и общении, когда возникают трудности, что позволяет их преодолеть и оставаться по-прежнему конкурентоспособной?

– Это, несомненно, трудолюбие, упёртость и целеустремлённость. Я точно знаю, что эти качества в любой ситуации дают шанс не просто удержаться «на плаву», но и стать успешным. В моей небольшой жизни я неоднократно убеждалась в этом. И в случае с математикой тоже. Для меня это было сложно. Но я знала, зачем поступаю в лицей. Моё трудолюбие, если хотите, упёртость, поддержка семьи, понимание учителя позволили достичь цели. Я буду своим детям и внукам, – улыбнулась Анна, – показывать свой красивый аттестат. Это ведь тоже воспитательный момент!

– Аня, я чего-то не знаю?

– Николай Алексеевич, это не то, что вы подумали. Пока в мои планы на ближайшие годы это не входит. Но потом мне это пригодится. Я же пример беру со своих родителей. И у меня появилась реальная возможность помочь своим будущим детям найти то, что может для них стать примером.

– Как у тебя всё продумано! – восхитился я.

– Нет, что вы! – снова засмеялась девушка, – у друзей моего папы были сыновья. И я рано поняла, что я должна быть их успешнее во многом, чтобы мой папа никогда не усомнился во мне, не огорчился выбором своей судьбы. Я и училась лучше их, и машину раньше некоторых научилась водить. Мне кажется, что папа был горд моими успехами. Он всегда говорил, что я при своей девичьей привлекательности многие мужские вещи, например, вождение, делаю лучше самих мужчин. И на права я сдала с лёту.

– А какие твои качества становятся препятствием для успешной самореализации?

– Только не удивляйтесь, – засмеялась девушка, – неуверенность в себе и страх.

– Нет уж, Аня, удивлюсь. Для меня это странно от тебя слышать. Ты блестяще выступала на интеллектуальных конкурсах, вообще девушка чрезвычайно общительная. Ты шутишь?

– Совсем нет. Я просто мешающие мне качества никому не показывала и системно с ними боролась. Никто и не заметил их.

– Как же ты с ними справляешься? Что предпринимаешь?

– Неуверенность в себе стараюсь искоренять различными способами: участием в различных научных конференциях и выступлением на сцене в качестве ведущей мероприятий. Со страхом стараюсь «дружить» и прошу его мне не мешать. Даже для вас они оказались незаметными, – с хитринкой улыбнулась девушка. – Значит, мы дружим.

– Ань, а как ты думаешь, видят ли в тебе недостатки родители?

– Точно скажу. Мама считает, что это упертость, мол, что тебе ни говори, всегда будешь делать так, как решила. И тут же тихо-тихо добавила бы, что упертость – это черта характера, которая передается генетически.

– Что привнесли в твою жизнь два года обучения в лицее?

– Эти два года дали мне безграничный багаж знаний, умений и навыков, которые пригодятся мне в дальнейшем. Уже сейчас, став студенткой, я по-другому, с легкостью смотрю на некоторые вещи, которые непонятны остальным.Яуверена, что это происходит по той причине,что в лицее нас научили ВСЕМУ, подготовили к неожиданностям высшей школы, системе обучения в ней. А самое главное,лицей дал достойное образование – это нерастрачиваемый капитал. Его можно только наращивать. И мы, выпускники лицея, очень богатые люди.

– Какие новые качества личности у тебя появились за эти годы и почему? Кто тебе в этом помог?

– Я стала более раскрепощеннее. Во мне никогда не было вульгарности и не будет. Это что-то другое. Раскрепощённость – это право быть самим собой и не бояться предвзятости в оценках окружающих. Мне стало легче заводить новые знакомства. Я перестала бояться отстаивать свою точку зрения в спорах с учителями. Я научилась спокойно договариваться, не теряя своего достоинства, не обижая других, поэтому думаю, как и что сказать, не кривя душой. Для меня это принципиально.

– Какие качества у тебя стали более совершенными? Кто тебе в этом помог?

– Уверенность в себе и трудолюбие, потому что в лицее учиться в разы сложнее, чем в школе. Здесь важно было проявлять себя во всех сферах деятельности. Лицей – это высококонкурентная среда. И вы, Николай Алексеевич, правильно нам говорили, что доброта и отзывчивость – это тоже конкурентные качества. Мне хотелось и эти качества в себе укрепить. Не хочу ходить по головам других, хотя в современном мире – это не только возможно, но и необходимо.

– Какой самый яркий эпизод произошёл в жизни? Чему он тебя научил?

– Рождение моего младшего родного брата Кирилла. Я поняла, что не всё в этом мире вертится вокруг меня. Это можно отнести к предыдущему вопросу. Мои родители сумели минимизировать проблемы ревности, обиды, раздражительности. Рождение брата, уверена, сделало меня лучше, надёжнее, снисходительнее. Этому тоже нужно учиться. Мне доставляет удовольствие заботиться о брате, кормить его обедами, когда мамы нет дома, помогать делать уроки. Какое счастье, что у нас здоровая полноценная семья.

– Каждый человек несёт по жизни какую-то миссию. Какую, на твой взгляд, миссию несёшь ты? Почему ты так думаешь?

– На этот вопрос мне трудно дать точный ответ.Но мне кажется, что моя миссия заключается в достижении целей, которые я перед собой ставлю. Одной из таких целей является создание семьи, в которой все друг друга любят. Я счастливый человек.У меня перед глазами такой позитивный пример моей семьи. Я учусь у родителей быть надёжными друг для друга.

– Кто в основном занимался твоим воспитанием в семье?

– Моим воспитанием занимались и ЗАНИМАЮТСЯ оба родителя. Как мне кажется, главная ценность нашей семьи – это доверие. Я и брат всегда рассказываем родителям обо всем, что происходит с нами.

– Какие чувства ты испытываешь к своим родителям?

– Я просто люблю их и благодарна им за жизнь! С возрастом мои чувства не ослабеют, а становятся сильнее! Любовь к родителям – самое светлое, что есть на этом свете.

– Многие молодые люди мечтают о своей дальнейшей жизни. Попробуй нарисовать социально-психологический портрет «твоей половинки», с каким человеком ты хотела связать свою жизнь?

– Я уверена, что моя вторая половинка должна быть с таким же характером, как и у меня. У нас должны быть общие интересы и общие цели, потому что для создания прочного союза нужны усилия двоих людей.

– Аня, схарактером как у тебя? Не будете ли вы высекать друг из друга искры? Если по чесноку, Аня, ты не мякиш для беззубых. Ты человек со стальным характером. Всегда удивлялся, как может уживаться при такой сердечности, доброте, женском обаянии стойкость и в каких-то случаях непоколебимость? Уж если Анна решила, то это и будет. Не столкнутся ли две одинаковые глыбы?

Искорки заблестели в умных Аниных глазах. Девушка засмеялась.

– Николай Алексеевич, но там же будет любовь! Я не понимаю, как может в семье она отсутствовать! Моя мама тоже человек с характером. Но она знает, где его демонстрировать и с какой стороны. С папой она любимая, снисходительная, мудрая женщина. Я прошла хорошую семейную школу. У мамы научилась беречь, хранить семью и вовремя себя останавливать. Даже тогда, когда так и хочется нажать на газ.

– Допускаешь ли ты развод в своей жизни? Что может стать причиной этого?

– Не допускаю.Но от этого никто не застрахован. Есть много примеров семейных пар, о разводе которых никто не мог даже подумать. Но они развелись. Видимо, какие-то пружинки лопнули, механизмы износились. В своей семье я поняла, что нужно вовремя делать техосмотр.

– Не понял. Что ты имеешь в виду?

– Семейный техосмотр – это когда супруги способны открыто, доверительно друг с другом разговаривать с одной лишь целью – сделать семью устойчивее. В любых семьях могут быть непростые ситуации. И наша не исключение. Я горжусь своими родителями. Невзгоды, выпавшие на долю нашей семьи, сделали её ещё прочнее. Уверена, что мой брат Кирилл тоже будет хорошим мужем и отцом.

– Немного шутки. Если бы ты нашла лампу Алладина, о чём бы ты попросила джинна?

–  Я бы попросила у джинна здоровья и долголетия для всей моей семьи.

– Почему?

– Потому что моя семья – мое богатство. Мои родители, брат всегда делали и делают для меня абсолютно все, о чем я их прошу. И я готова им ответить тем же.

– Кто оставил след в твоей жизни из окружающих тебя в лицее людей (ученики, учителя и т.д.)? Как это произошло? Почему?

– Николай Алексеевич, это вы, – зарумянилась моя собеседница. – В трудной ситуации (в конце 11 класса особенно!).Не уверена, можно ли запросто подходить ученику к своему директору в других школах, к вам можно было прийти и рассказать обо всех своих переживаниях. И ВСЕГДА ПОЛУЧИТЬ ОТДАЧУ, поддержку и варианты выхода из ситуации. Может, это потому, что вы психолог, а в других школах директора – обычные педагоги?

– В лицее проходят не только учебные занятия, но и многое другое. Какое событие, встреча, мероприятие подтолкнуло тебя всмотреться в себя, о чём-то задуматься?

– Конечно же, это научные конференции. После участия в лицейских турах я поняла, что могу выступать еще лучше. И поэтому вышла на другой уровень. Я принимала участие в конференции «Роснефти» и заняла там призовое место. Мне интересно смотреть в лица слушателей, пытаться их удивить своими идеями, увлечь своими интересами.

– Аня, а ты говоришь, что страхи тебе мешают, – теперь уже смеялся я.

– Николай Алексеевич, я же непрестанно над ними работаю. А сейчас после вашей улыбки думаю, может быть, я погорячилась и страха уже нет.

– Чем лицей отличается от школы? Если бы у тебя спросил младший брат, стоит ли поступать в лицей, что бы ты ответила и почему?

– Лицей,по моему мнению, является неким трамплином для прыжка во взрослую жизнь. Это уже не школа, но еще и не университет. Учиться сложно, но интересно. Особенно непросто в первом полугодии 10 класса, когда хочется втянуться в общественную жизнь, но в то же время нужно успевать готовиться к контрольным точкам, набирать баллы. А предметов-то много! Ещё подстёгивает лицейская среда. Здесь много умных, по-настоящему способных детей. И тебе хочется не отстать, а вырваться в чём-то вперёд. Для меня были открытием ваши слова о доброте как конкурентном преимуществе. Раньше я об этом не задумывалась. Мне кажется, ваши слова для некоторых ребят стали кочкой в топком болоте, они не утонули. Доброта и искренняя отзывчивость вызвали у одногруппников уважение. Им с математикой и физикой не очень-то повезло… Многие мои знакомые спрашивают о том, стоит ли поступать в лицей?И я всем говорю, что однозначно стоит. Лицеистам проще учиться в университете (по себе могу сказать, на моём потоке около 15 наших выпускников). Лицеисты очень дружные, и самое,по моему мнению, главное – это то,что лицейская жизнь навсегда останется в памяти лицеистов. Поэтому и существует лицейское братство.

– Как ты думаешь, как состоится твоё будущее? Какое будущее у России? Если бы тебе предложили эмигрировать, то ты воспользовалась бы этим шансом?

– Я вижу свое будущее только в России. Не знаю почему, но у меня никогда не возникало желания переехать жить в другую страну. Что же касается моего будущего, то я каждый день размышляю над этим. Строю в голове некие планы, представляю себе это, и мне кажется, если с ранних лет прикладывать усилия для достижения своих целей, то уже к 25 годам можно стать успешным человеком и добиться многого в своей сфере деятельности.

– И ты ждёшь своих двадцати пяти лет?

– О, это ещё долго!– Аня всплеснула руками. – А вообще-то, надо задумываться и немного о другом. Глаза девушки стали чуть напряжёнными. – Знаете, жизнь такая штука, что неизвестно, когда она может закончиться. Поэтому не хочу прожигать жизнь, мол, успею. Да, уверенно иду вперёд к намеченной цели, не отвлекаясь на какие-то банальные, свойственные многим молодым людям. Мой папа однажды сказал: «Дочь, я тебе доверяю. Уверен, ты не сделаешь никаких глупостей». И это так. Я ценю каждый миг своей жизни.

– Я правильно понял, ты считаешь, что современная молодёжь может прожигать свою жизнь, не задумываясь о последствиях. А что симпатизирует в твоих ровесниках?

– Мы не боимся ошибиться! В нас есть разумный азарт, который движет нами и позволяет идти вперед к достижению своих целей.

– А что тебя в них раздражает, вызывает другие негативные чувства?– В моем поколении мне не нравится излишняя лень! Уверена, что именно лень мешает нам добиваться поставленных целей. Может быть, для кого-то это неважно. Но для окружающих меня людей это принципиально. В лицее нас учили бороться с ленью, и коллективу преподавателей это удалось.

– Что в тебе может спровоцировать чувство раздражения? Как это проявляется?

– У меня провоцирует чувство раздражения излишняя назойливость, какой-то нездоровый интерес. Я, конечно, стараюсь не выплёскивать свое раздражение, понимая, что этот человек не виноват, ему не привили чувство достоинства, знание МЕРЫ.В этот момент я просто думаю о чём-то хорошем и приятном, и раздражение проходит.

– Бывает ли у тебя чувство уныния, тоски, разочарования? Каковы причины этого? Как ты с этим справляешься?

– Стараюсь не грустить без повода, даже если и грущу, то по поводу учебы.Но потом убеждаю себя в том, что учеба не самое страшное в этой жизни. Главное,что живы и здоровы мои близкие. Контрольную точку можно сдать, а вот… Ой, даже об этом думать не буду, извините.

– Можно ли тебя причислить к группе людей, оптимистично смотрящих на жизнь? Почему?

– Конечно! Николай Алексеевич, и вы сомневаетесь! Да, я оптимистично настроенный человек, потому что я придерживаюсь принципа «Лучше делать и жалеть, чем не делать и жалеть!» В любой плохой ситуации ищу что-то хорошее.

– Аня, сверим словари. Приведи пример.

– Например, я проводила исследование по проблеме изучения конкурентоспособных личностей с целью выведения некой формулы успеха, делала контент-анализ публикаций с биографиями крупных бизнесменов и политиков. Я не представила своё исследование широкой публике. Это минус. Но зато есть колоссальный плюс. Вы даже представить не можете, чему я научилась у этих личностей. А ещё я поняла одну вещь. Помните, вы меня спросили про мои конкурентные качества? И я вам ответила: трудолюбие, упёртость и целеустремлённость. Представляете, эти качества присущи многим героям тех очерков.

– Если бы произошло событие, когда тебя публично унизили ниже некуда, как бы ты поступила?

– Я никому и никогда не позволю себя унизить, оскорбить, обидеть! Не знаю, с чем это связано, но я готова превратить в ад жизнь того, кто обидит меня или кого-либо из членов моей семьи. Я умею постоять за себя словами, благо у меня хватает ума при этом не распускать руки и не переходить на брань.

– А сейчас, пожалуйста, без лишней скромности. Опиши какой-нибудь свой поступок, за который тебе, если бы у президента страны было больше времени, он написал бы письмо с благодарностью.

– Нет какого-то определенного поступка. Но я горжусь тем, что отдаю игрушки, книги и вещи в детские дома. Не могу без слез смотреть на деток, которые остались без опеки самых близких и родных людей. Они в этом не виноваты…

– Говорят, что современная молодёжь не читает. Как ты относишься к чтению художественной литературы? Кто из героев произвёл на тебя особое впечатление?

– К чтению отношусь, несомненно, положительно. Жаль, что не всегда хватает времени на это. Огромное впечатление на меня произвел герой романа А.С. Пушкина Евгений Онегин. Любовь Онегина к Татьяне в финале романа подчёркивает, что его герой способен на нравственное возрождение, что это не охладевший ко всему человек, в нем кипят страсти, обретаются жизненные силы. Мне нравятся люди жизнестойкие, которые не сдуваются, не впадают в отчаяние. Можно взять паузу. Горячка в сложных ситуациях не нужна, она только мешает. Как бы ни было трудно, жизнестойкий человек восстаёт из пепла.

Мы ещё долго разговаривали с девушкой. Поражает её умение вести диалог, доверчивость и не по возрасту серьёзность и в то же время лёгкость и открытость. Несомненно, базовые характеристики сформированы в семье, Оксана Григорьевна и Дмитрий Иванович преуспели в этом. Надеюсь, что коллектив детей и педагогов лицея внёс свою лепту. У Ани большое будущее. Она уже состоялась как личность во множестве социальных ролей. Проверка некоторых ещё впереди. Но позитивный задел точно есть.