Очерк тринадцатый: Данила Лосев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лосев Данила: многодетная любящая семья – национальное богатство

XXI век предъявляет каждому человеку весьма напряжённые требования к интеллектуальным, творческим и физическим возможностям. Его ещё называют стремительным веком, сжатым во времени. И практически все современники – люди с клиповым мышлением, непрерывно воспринимающие и перерабатывающие обрывочную информацию. А сколько времени, интеллектуальной энергии поглощается кем-то навязанной вездесущей, скачущей, соблазняющей, кричаще-поющей, мелькающей рекламой, от всепроникающего воздействия которой практически невозможно укрыться?

Всё, что медленнее привычного, кажется затянутым и становящимся от этого неинтересным. Для людей с установленным темпоритмом любые остановки, перебои в личностной логистике движения «смерти подобны». И совсем становится непонятным, что для таковых больший стресс – ограничения во времени или временные паузы, в которых они начинают чувствовать себя растерянно-неприкаянными. Видимо, поэтому современниками столь болезненно переносится ситуация одиночества. Это раньше святые отцы рассматривали одиночество как период для осмысления своей жизни, паузу, данную Господом, чтобы задуматься о том, как стать совершеннее, лучше, а не время для укорения себя, мол, я же никому не нужен! Становилось очевидным, если тебе не нравится это положение дел, то надо подумать, как измениться самому, чтобы вырваться из оков одиночества. Но нашим современникам нет дела до размышлений в таком ключе. Они либо начинают жалеть себя, проваливаясь в бездну саможаления, либо раздражаться: на себя, на другого, кто оказался, по их мнению, успешнее. И мстить… Спросите, кому? Всем. И себе в том числе.

Ритм, ритм, ритм! Как успеть самому или ухватиться за кого-нибудь, чтобы соответствовать современному темпу? Неспособные найти ответ на этот вопрос зачастую выбрасываются на обочину жизни (а так важно, современно и даже модно быть конкурентоспособным!). Другие из последних сил всё-таки мчатся по жизненному треку, обманывая свою ПРИРОДУ и, возможно, непонятую данную им МИССИЮ…

Большинство молодых современников хотят всё успеть, урвать, получить максимум удовольствия, не задумываясь о последствиях, сгорая в пучине событий. Другие стараются ухватить за хвост удачу, не прикладывая особых усилий, так и оставаясь пассажиром чьей-то лодки. Третьи, уже признаваемые как исключение из правил, идут не спеша, рассчитывая каждый шаг, предвидя и предвосхищая сложности, стараются учиться на чужих ошибках, не наступать на грабли.

К какой категории относятся мои слушатели, сидящие сегодня передо мной на лекции? Они все такие разные, с различным опытом и навыками проживания своей личной истории. Мне хочется посмотреть им в глаза, проникнуть в самую суть, приоткрыть то, что они тщательно упаковывают от посторонних. И я в них смотрю, если они меня не считают таковым, и помогаю, если позволяют это делать…

При общении с молодёжью нередко пробую предвосхитить их ответы на разные, подчас каверзные, заданные мною вопросы. Чаще попадаю в точку. Иной раз, слегка ослеплённый желанием видеть только позитивное, ошибаюсь… Человек иногда раскрывается совсем с другой, неожиданной для меня стороны. Иногда это не по годам мудрость и житейская рассудительность. Иной раз – неприкрытый холодный рационализм, изощрённое себялюбие, махровое равнодушие к окружающим и душевная глухота. «Всяк человек ложь…». Но так хочется ошибиться!

Смотрю на лицеистов и с тревогой думаю, неужели эта порочная социальная ржавчина проникла и в них? А за печатью интеллекта, внешним благополучием сокрыто зло, духовное невежество и оголтелая безнравственность. Но тут же отгоняю эту мысль…Несомненно, нам, педагогам лицея, повезло значительно больше, чем учителям массовых школ. Лицеисты – отобранная молодёжь, мотивированная на качественное образование, которая прошла конкурсные испытания и попала в особую лицейскую среду. В большинстве случаев они готовы к самосовершенствованию и напряжённому труду во время обучения на физико-математическом и архитектурно-строительном профилях. Конечно же, лицеисты все разные. И с собой принесли предыдущий опыт прожитого периода жизни. В большинстве своём позитивный, но есть и то, что побуждает меня задуматься… Их чуть более двухсот. И каждый со своим «лицом», внутренней картиной мира, оптикой восприятия окружающего.

В последнее время просто одолевал вопрос: «Как в общую канву этого века вписывается Данила Лосев?» На первом занятии мне показалось, он несколько отличается от других ребят. Я не смог сразу ухватить, чем. Интуитивно предположил: каким-то внутренним тормозом, сдерживающим началом. Пожалуй, его можно обозначить разумом. Но вот что это и каково его происхождение? Это индивидуально-типологическое при базовом и определяющем темпераменте; или это характерологическое, и сформировано средой, вернее, конкретным агентом его социализации – семьёй? Мне захотелось разобраться, наконец-то разгадать этот своеобразный психологический ребус.

Молодой человек на первом занятии поразил меня «ёршиком на голове» и глубоким задумчивым взглядом. Все присутствующие юноши и девушки погружались в поток содержания и эмоций преподавателя, улавливая каждый расставленный акцент, сонастраиваясь на мир моих переживаний. Данила Лосев, как оказалось, и я мог впоследствии в этом убедиться, не всматривался в «картинку», а сразу погружался в канву событий, их суть, воспринимая предлагаемое содержание через призму своего личного опыта, сверяя услышанное с внутренними «часами» – уже чётко сформированной картиной мира, откалиброванными, тогда ещё не понимал кем, представлениями и ценностями.

Буквально на первом занятии при рассмотрении ресурсов для достижения персональной генеральной цели, когда одногруппники, перебивая друг друга, говорили о хорошем образовании, физических и умственных способностях, крепком здоровье, стартовых возможностях родителей и их накопленном капитале, этот молодой человек неожиданно для всех ответил: «Семья, – и добавил, – настоящая». Выдержав паузу, в ответ на мой немой вопрос стал обстоятельно развивать свою мысль.

– Хорошая умная жена – фундамент успеха, желание снова и снова стартовать даже тогда, когда постигает неудача. Это потребность чего-то достичь важного и бросить к её ногам. Семья без детей не семья. Она неполноценна. В семье должно быть не менее двух детей. Много детей – это не только ответственность и долг, но и большое счастье. У меня их будет несколько.

В аудитории неожиданно повисла пауза. Очевидно, позиция парня для всех, включая меня, оказалась непредсказуемой. И у меня промелькнула мысль: «Он рисуется? Или действительно так считает?» Сегодня редко такое услышишь. Девчонки с интересом и удивлением смотрели на говорившего. Кто-то из парней ухмыльнулся, толкнув соседа локтем, шепнул что-то на ухо. По реакции соседа я понял, что на данный момент их больше интересовала не идея Данилы, а собственно процесс воспроизводства детей. По всей видимости, им рановато серьёзно думать о семье в предложенном контексте.

Молодой человек спровоцировал разворот дискуссии в сторону семейного строительства. Мы рассуждали о гарантиях семьи и, к сожалению, иногда возникающих препятствиях на пути к развитию и благополучию, когда слабые, социально незрелые люди СЛУЧАЙНО оказываются вместе и не могут этим СЛУЧАЕМ правильно воспользоваться. Собственными руками свою жизнь превращают в большую, никогда не заживающую рану, а жизнь рождённых детей в ад на земле. В качестве причин обращения лицеистов ко мне за психологической помощью чётко обозначилась, мягко выражаясь, неправильная жизнь их родителей, с которой дети не в состоянии разобраться сами и на которую не могут реагировать адекватно.

В тот день Данила Лосев стал для меня маленьким приятным событием, открытием. И я понял, что современные молодые люди в 16 – 17 лет могут весьма глубоко задумываться о важном, непреходящем. А в том, что у Данилы всё с этим серьёзно, я снова мог убедиться через какое-то время. Он попросил разрешения уйти с нашей пары пораньше из-за непредвиденно возникшего важного события. Оба родителя уехали в командировку, и Данила остался в семье за главного, а среднему брату в этот день исполняется 12 лет. Он просто обязан, раз уж так сложились обстоятельства, устроить имениннику настоящий праздник, пригласив его с друзьями и младшим братом в кафе. Но времени в обрез. Пара заканчивается в 15.15. Старший брат боится, что времени для праздника будет недостаточно: родители приглашённых детей, по понятным причинам, время встречи ограничивают.

Естественно, я не стал препятствовать этому плану, понимая, что у Данилы всё, что касается семьи, не надуманное, не виртуально смоделированное, а объективно пережитое. И это серьёзно. Он не только так думает, парень ТАК УЖЕ ЖИВЁТ. Молодой человек, как сейчас говорят продвинутые, осваивает новую для себя компетенцию. И это действительно социальная компетенция – быть семьянином.

Меня пронзила мысль: «Мы ищем современных героев – выдающихся людей своего времени, талантливых инженеров, математиков, художников и литераторов, артистов, спортсменов! Но нередко проходим мимо чего-то по-настоящему НАСТОЯЩЕГО – талантливого ЧЕЛОВЕКА, социально одарённого носителя социальных ролей – будущего МУЖА, ОТЦА, ДЕДА, СВЁКРА, ТЕСТЯ. Это ведь тоже ДАР! Да ещё какой! И, возможно, он не менее значим, чем дар выдающегося инженера. Иногда талант учёного, инженера несёт в своей основе беду всему человечеству. Вспомните Хиросиму и Нагасаки. Сейчас Ким Чен Ын, размахивая своими ракетами с ядерными боеголовками, приводит в шок всю планету.

Талант быть замечательным мужем и отцом, женой, мамой несёт совсем другое – воспитание человечных «человеков», других девчонок и мальчишек, которые будут настоящими ЛЮДЬМИ, которые также станут в будущем хорошими родителями. И их будет целый поток. И Данила Лосев, как и его два младших брата, мальчик из этого потока. В своей семье он развивает незаурядный талант семьянина, а всё остальное, несомненно, приложится: и образование, и будущая специальность, и достижения в профессии, и многое другое.

В отличие от своих одногруппников у Данилы уже сегодня есть краеугольный, определяющий жизненный смысл: «…умная жена – фундамент успеха, желание снова и снова стартовать. Это потребность чего-то достичь важного и бросить к её ногам. Семья без детей не семья, она неполноценна. В семье должно быть не менее двух детей. Много детей – это не только ответственность и долг, но и большое счастье. У меня их будет много».

Я решил пригласить Данилу Лосева на беседу и поближе познакомиться, что называется, заглянуть в самую суть. У него есть что-то своё, особенное, не массовое, персональное, не побоюсь этого определения, сакральное, явно отличное от других…

– Данила, помнишь, на занятиях мы разбирали типы личностей?

– Конечно, это было интересно. Я всё время на себя примерял их характеристики.

– Я придумал ещё одну типологию, а ты постарайся «примерить» на себя и определить, к какой категории себя отнесёшь. Их три. Люди, относящиеся к первой, хотят всё успеть, урвать, получить максимум удовольствия, не задумываясь о последствиях, иногда весьма непредсказуемых; вторые стараются ухватить за хвост удачу, не прикладывая особых усилий; люди третьей категории идут не спеша, рассчитывая каждый шаг, предвидя и предвосхищая сложности, стараются учиться на чужих ошибках, не наступать на грабли. Итак, к какой из них, пусть с какими-то натяжками, но в большей степени тебе соответствующей, ты себя отнесёшь?

Да, непросто определиться, – погрузился в раздумья парень. – Мне кажется, слишком уж вариантов мало. Но определённо могу сказать, что тяготею к третьей. Наверное, за короткий период моей жизни со мной случалось разное. Жизнь научила меня рассудительности. Родители, несомненно, помогли в этом. Мне с ними повезло. Я счастливый сын своих по-настоящему счастливых родителей.

Данила, я и не сомневался, что ты сразу отвергнешь первый вариант. Но ты обратил внимание на второй – с удачей? Как ты к этому относишься?

–К удаче? Лояльно. Иногда и мне удача улыбается, – засмеялся парень. – Но уверен, – Данила сразу стал серьёзным, – идти по этому варианту – вероятность не выиграть, а проиграть по-крупному. Сегодня так устроено, что нужно рассчитывать не на случай, а только на себя и быть готовым отразить удары судьбы.

– А как же родители?

– Это понятно.  Они меня любят, верят, что у меня всё состоится. Если вдруг что-то произойдёт, не сомневаюсь, стопроцентно окажутся рядом и всегда помогут. Это точно. Но понимаете, я хочу в жизни состояться сам. Наконец, родители не всегда будут жить со мной. Вернее, я с ними. Важно освоиться в жизни САМОМУ. Я внимателен к мнению папы и мамы. Уважаю его. Но иногда у меня может быть совсем другая точка зрения. И я её обязательно им озвучиваю. И они меня выслушают. Постараются объективно оценить её, дать правильный наказ.

– Даже тогда, когда она диаметрально противоположна?

– Да.

– И она принимается, или её оспаривают, навязывая свою?

– Мы обсуждаем. Папа иногда пытается, – Данила улыбнулся, – продавить авторитетом свою. Но я как крепкий «Варяг» не всегда сдаюсь. Иногда расходимся во мнении. Замолкаем.

– Как это?

– Молчим реально, иногда надувшись, – засмеялся парень.

– И долго так продолжается?

– Нет, что Вы! У нас же такой блестящий посредник – мама. Хранительница уюта и семейного очага.

– И как ей это удаётся?

– Мама как-то лихо с этим справляется, умеет всё урегулировать ненавязчиво, тонко и с юмором. И мы с папой снова дружим.

– Но непонятно одно: чья всё-таки точка зрения признаётся правильной?

– Папина. Я принимаю его точку зрения. Как всегда – их.

– У меня создаётся впечатление, что родители вдвоём более убедительны. А потом, что означает фраза «как всегда – их»? Зачем тогда трепыхаться и отстаивать свою позицию? Или ты ждёшь точки кипения, чтобы потом отступить? –  пожал я плечами.

– Николай Алексеевич, как Вы не понимаете! Это же моя тактика. Я должен научиться отстаивать свою точку зрения, научиться убеждать, приводить веские аргументы. Для меня это очень важно. У кого я ещё могу научиться этому? Это как репетиция будущей взрослой самостоятельной жизни.

– Всё равно не понимаю. Прослеживается какая-то хитро выстраиваемая схема отношений с родителями. Зачем «городить огород», если ты априори признаёшь большую надёжность и совершенство их вариантов и тебе придётся уступить?

– Я, естественно, родителям абсолютно доверяю. Они умнее, мудрее меня. У них колоссальный жизненный опыт. Это сейчас отец крупный руководитель, но начинал-то с должности рядового инженера. Потом папу заметили, он стал подниматься по карьерной лестнице. А наверху-то надо уметь разбираться во всех неожиданных хитросплетениях. Мама ещё тот психолог! В нашей семье четверо мужиков – ей выдержать нужно! И на работе не так просто – всё время с людьми, она тоже достаточно крупный руководитель. А я что? В жизни новичок. И, знаете ли, успел дров наломать.

Меня так и подмывало сверить словари, что за дрова-то? Как-то не похоже, что попадал парень в жизненный бурелом. Едва сдержавшись, спросил про другое:

– И как это обычно происходило?

– Где-то из-за своего упрямства, где-то из-за спешки, не всегда обдуманных шагов. И с каждым разом я убеждался, что предупреждения моих родителей были справедливы, а я зря пропускал их, руководствуясь ситуативной выгодой. Но в возникших, скажем прямо, не очень приятных ситуациях, не добивали меня своими обвинениями. Спасибо им за это. Скрупулёзно объясняли, что и к чему может привести и как надо поступить правильно. Помните фильм «Семнадцать мгновений весны» и Штирлица, планирующего свои дальнейшие действия в отношении конкретных лиц, раскладывающего ситуации по спичкам? Вот с такими же «спичками» тщательно разбирались и мои ситуации. И я научился слушать родителей. Мне определённо есть чему у них учиться, – парень с хитринкой улыбнулся. – Я же не просто так отступаю в дебатах с отцом! Меня же надо убедить, не заставить принять, а действительно убедить. Мне же нужно кучу аргументов, доказательств привести, – снова улыбнулся парень. – Вот я иногда и провоцирую отца на углубление в доказательную базу. Она же мне в жизни пригодится. Да, я настаиваю на своём, типа, – улыбнулся собеседник, – тоже имею мнение.

– Данила, я правильно понял, что ты и в дискуссиях с родителями оттачиваешь навыки убеждения. Так?

– Правильно. Я же сказал, что мне есть чему у них учиться. И я использую любой повод для этого, понимая, что важно не только многое знать, но и уметь. Чтобы слово с делом не расходилось.

– Замечательная мысль. Общаясь с твоими сверстниками, часто ловлю себя на мысли, что они много знают, иногда гораздо больше меня. Но НЕ ЗНАЮТ, что делать с этими ЗНАНИЯМИ и как их применить на практике. Как та, чем только не нафаршированная рыба. Хороша, а плавать не может. И всё-таки. Почему маме приходится быть арбитром в твоих с отцом «дебатах»? Над твоей «I» почему он сразу оперативно не расставит все точки? Врезал бы по-мужски разок. А он замолкает.

– Было и такое. Меня родители держали в строгости. Просто я уже взрослый, и мой умный отец понимает, что надо находить другие средства убеждения. Вот он и нашёл: мы разговариваем или он замолкает, мол, не хочешь – не ешь. Обрыв общения для меня очень значим. Я не хочу, чтобы папа меня игнорировал.

– Данила, это, кстати, неплохой рецепт для того, чтобы остудить чью-то горячность. Но молчанием нужно пользоваться грамотно, чтобы не переборщить. Надо мастерски управлять ситуацией молчания. Из-за него столько судеб калечилось, сколько семей распалось, классные специалисты покинули производство, кафедры. Кстати, и учебные группы. Молчание как бойкот, как жёсткий игнор это же форма моббинга. И тогда это становится орудием психологического насилия над личностью.

– Нет, у нас с этим всё в порядке. Родители палки не перегибают. Они интеллигентно корректны во всём.

– Данила, а чья была идея поступления в лицей? Твоя или родителей?

– Родителей.

– Но ты же учился в одной из самых престижных гимназий города – 21-ой? Почему всё-таки решил сменить учебное заведение?

– Мне там было хорошо. У меня в гимназии много осталось друзей, причём с некоторыми мы дружим с детского сада. Но я прислушался к мнению родителей, которые считали, что будущее за инженерами. А на физико-математическом профиле в лицее индустриального университета я лучше подготовлюсь к овладению инженерным искусством. И я действительно начал серьезно изучать точные науки, хотя не забываю и английский, профильный для 21-ой гимназии. Вы же не будете возражать, что современному инженеру нужны глубокие познания в иностранных языках не только для более комфортного общения за рубежом. Настоящий инженер должен уметь читать техническую литературу на языке производителя. Уверен, у меня с этим всё в порядке.

– А кто оставил след в твоей жизни из окружающих в лицее людей?

– Лилия Владимировна Бельская. Человек, который будет стоят на своем до последнего. И даже в последний момент не сдаст своей позиции, сколько бы сил, времени и нервов ей это ни стоило.

– Как у тебя складывались с ней отношения? Человек она серьёзный и преподаёт по-настоящему серьёзную науку. Математику нужно понимать.

– Лилия Владимировна человек, к которому я стал проявлять искреннее уважение по мере общения с ней. В самом начале было непросто. Требования высочайшие.

– Да, к ней по-разному относятся люди. Иногда от обиды льют слёзы, но, получив результаты ЕГЭ, заливают учителя словами благодарности.

– Да, это так. Лилия Владимировна реально держит курс лицея на получение качественного образования, а не только на подготовку к ЕГЭ. У меня в 21 гимназии были такие же учителя. Поэтому заранее был готов к трудностям обучения в лицее. Другим ребятам было сложно. Лилия Владимировна тот учитель точных наук, который должен быть в школе. На таких, как она держится качественное образование, настоящая подготовка к обучению в вузе.

– В лицее проходят не только учебные занятия, но и многое другое. Какое событие, мероприятие подтолкнуло тебя всмотреться в себя, о чём-то реально задуматься?

– Это традиционное для лицея мероприятие «Мистер и Мисс лицей». Каждой группе поручено выдвинуть минимум одну пару. За три дня до выступления все отказались. Как-то нашим умникам из 101 группы было некомфортно выступать со сцены. Посмотрев на все это со стороны, понял, что могу хоть как-то спасти положение группы. Подготовились с одногруппницей за два дня. И это тоже важный опыт: нет ничего невозможного!

– Что привнесли в твою жизнь два года обучения в лицее?

– Научился присматриваться к людям, оценивать их личность во всех аспектах. Первые 9 лет обучения в гимназии, когда становился взрослеющей личностью, у меня был контингент спокойный, без вредных привычек. Учился в гимназии добросовестно, иначе и не могло быть. Каждый день спрашивали домашние задания, и мы не могли их не выучить. Сейчас круг общения не поменялся, он просто увеличился. Мне повезло. Я попал в 101 группу. Контингент перекликается с теми, кто был в 21 гимназии: великие умы, нет тех негативных качеств, которые есть, к сожалению, у ребят из других групп. Они нацелены на качественное обучение. Цель – наука. Общаясь с ребятами, задумываюсь, о чём можно с ними говорить, о чём наверняка не стоит, что можно извлечь из общения, завязать узелок на будущее.

– У тебя целая селекция агентов общения? И почему так важно научиться этому искусству?

– Твоё окружение характеризует тебя, оно же тебя и формирует. Считаю нецелесообразным общаться с людьми, которые не принесут пользы, а создадут проблемы и подпортят репутацию.

– Кстати, родители выбирали твоих друзей? Контролировали, с кем ты дружишь?

– Пожалуй, нет. Но присматривались. Мне кажется, родители мне доверяют в этих вопросах. Мама однажды сказала, что я умею дружить, что я хороший друг. Она была бы рада, если у неё был такой друг как я. Честно сказать, мне было приятно. Хотя я знаю, над чем мне ещё работать и работать.

– Какие новые качества у тебя появились за лицейские годы и почему?

– Со сменой обстановки слегка изменился круг общения, к которому я в некоторой степени не был готов. Научился не доверять людям с первых слов, а присматриваться к ним. У меня сейчас сложился определённый круг людей, и я им доверяю. Они проверены временем. Я с ними могу говорить обо всём: о любви, жизни, учёбе. Могу поделиться самым сокровенным. Могу сказать точно, что нельзя доверять людям с первых слов. Именно тем, которых ты не понял. Новые знакомства могут быть небезопасными.

– Ты сейчас говоришь про ребят-лицеистов?

– Нет, что Вы! – засмеялся Данила. – А я смотрю на Вас и не понимаю, почему Вы как-то напряглись. Нет, я говорю не про лицеистов.

– Тогда ладно. Меня действительно смутили твои слова. Думал, что ты про наших ребят говоришь.

– Лицеисты, конечно же, разные. Мне кажется, что в преобладающем большинстве это люди серьёзные.

– Какие качества у тебя стали более совершенными?

– Мои качества совершенствуются с каждым моим прожитым днем в обществе. Не могу выделить конкретных личностей, проводников моих изменений. Пожалуй, сама жизнь помогает совершенствовать себя. Понимаю, что живу сейчас и не на черновике. Не зачеркнуть, не переписать. Учусь быть обстоятельным.

– Данила, согласись, что учиться в лицее непросто. Да ещё в группе, в которую ты попал. В ней обучаются продвинутые ребята, занявшие первые двадцать пять строк в рейтинге, с высокими результатами вступительных испытаний из сотни выдержавших конкурс и зачисленных в лицей. Если я не ошибаюсь, конкурс 5 человек на место. Одногруппники умные, практически все хорошисты и отличники, много потенциальных медалистов. Несомненно, твоя группа – конкурентная среда высокой степени. Чтобы чувствовать себя в ней комфортно, недостаточно обладать только предметными знаниями. Нужно что-то ещё. И прежде всего, высокий уровень социальной состоятельности. Назови три качества, которые помогают тебе не просто быть принятым, а более конкурентоспособным среди успешных? И именно эти качества помогут тебе состояться во взрослом напряжённом мире.

Мой вопрос собеседника явно загнал в тупик. В который раз убеждаюсь, что этот парень никогда ничего не делает с лёту. Всё взвешивает, потом высказывает мнение. Откуда в нём это? Скорее всего, освоил посредством своего опыта. Надо обязательно уточнить. Но чуть позже…

– Смышленость, невозмутимость, умение расположить к себе собеседника, – не торопясь, чётко проговаривая каждое слово, ответил парень.

– Если это возможно, укажи, кто из окружающих тебя людей внёс значимую лепту в формирование этих качеств? И как ты их понимаешь? Как-то оригинально звучит слово смышлёность.

– Смышленость – качество, сложившееся из множества жизненных ситуаций, побуждающих принимать решения за доли секунды, порой не только за себя.

– Интересно, за кого?

– За обычных окружающих меня людей, но прежде всего за близких родственников.

– Это были экстремальные ситуации?

– Были и такие.

– С физической угрозой для жизни?

Парень стал чрезвычайно серьёзен. По лицу нет-нет, да и промелькнёт тень пережитых событий.

– Я стараюсь избегать таких ситуаций.

– Потому что боишься?

– Считаю нецелесообразным. Любого конфликта можно избежать с помощью слов и компромиссов. Голова не репа, она дана, чтобы думать, а не получать по ней. Вот я и думаю. А в тех местах, где это может произойти, я стараюсь не бывать. Чего судьбу искушать? У меня другие планы по жизни. Хотя никто не застрахован от таких неприятных ситуаций. Это, скорее всего, чисто мужское. Это тоже сторона проявления конкуренции в мужской среде. И здесь нужно уметь владеть своим телом: либо защищайся, либо беги. Со своей стороны, точно скажу, что сам нападать не буду.

– Приходилось ли когда-нибудь драться?

– Естественно. Приходилось стоять за себя, когда человек не хочет идти на диалог, а схлестнуться интеллектом не представляется возможным.

– И как?

– Были ли поражения? – улыбнулся Данила, поняв меня с полуслова. – Нужно уметь проигрывать. Мне кажется, я умею.

– Хороший ответ, – в свою очередь улыбнулся я остроумному ответу собеседника. – Кто научил этому? Это очень важно. Не умеющие проигрывать не могут выбраться из депрессий. Сегодня депрессиями страдает полчеловечества.

– И что, они все проигравшие? – подхватил Данила.

– Скорее всего. Разочарование, самоедство, саможаление, признание себя неспособным и всегда проигрывающим – и так хождение по кругу. Это лишь малая часть признаков депрессии. Но главное, что человек никого вокруг не замечает. Только себя, себя НЕЛЮБИМОГО. Так кто же тебя научил проигрывать?

– Никто не учил. В своей жизни хочу равняться на своих родителей.  Видимо, я не видел никогда, чтобы папа заходил в тупик.

– Он такой твёрдый орешек, универсальный умелец? Мне кажется, в жизни никто не застрахован от таких ситуаций.

– Наверное, Вы правы. Может быть, отец просто их не показывал. Они были, но я не видел его «убитым», поникшим, сдутым. Как-то само собой получилось, что я понял, если ты проиграл, нужно сказать хорошо и выиграть в следующий раз. Я не вижу слабости в глазах моих кумиров и стараюсь её не показывать в своих.

– А кто твои кумиры?

– Пожалуй, только родители. Других нет. Умением расположить к себе собеседника я также обязан отцу. Этим ценным качеством, позволяющим достигать своих целей, начиная с обычных житейских проблем и заканчивая важными рабочими вопросами, он меня поражал с детства.

– Данила, тебе действительно повезло с родителями. Достаточно часто меня удивляло, что некоторые подростки, кроме обвинительных слов в адрес родителей, других и не называют. Как-то погрязли во взаимных обвинениях. Слушать тебя на их фоне особо приятно. Ты назвал третьим качеством невозмутимость. Что ты имеешь в виду? Может, это равнодушие к тому, что тебя окружает?

– Я имел в виду невозмутимость в ситуации поражения, когда противник старается тебя победить, а ты понимаешь это, но не хочешь показывать. Можно казаться для противника непобедимым, и его старания тебя унизить окажутся тщетными.

– Как оно у тебя проявляется?

–   Независимостью. Да, точно, независимостью. Но в свои 17 лет я не могу сказать, что я абсолютно независим. Это потому, что я зависим материально от родителей.

– А ты делал попытки самостоятельно зарабатывать деньги?

– Такой опыт был в 15 лет: банальная купля-продажа.

– И чем ты торговал?

– Аккумуляторные батареи к электронике. Выручил 1000 рублей за неделю. Испытал гордость, что получилось.

– Интересно, куда ты потратил свои заработанные рубли?

– У меня нет банального – купить чипсы. Если есть такая возможность, я трачу деньги по существу, например, на то, чтобы сходить в кафе. Пригласить родителей, братьев, им по 12 и 5 лет. Для меня важно сделать семье приятное. Знаете, это благодарность за то, что они у меня есть, и я их очень люблю.

– А какие качества становятся препятствием для успешной самореализации?

– Разве что одно– временная прокрастинация.

– Временная? Это как? И до какой степени ты откладываешь свои дела?

– У меня она переходящая. Вообще, это качество проявляется тогда, когда я не вижу для себя выгоды. Только так. Но есть дела, которые просто надо делать. И я их делаю.

– И их много? Что за дела? У тебя, например, в семье есть какие-то обязанности? Меня удивляют ситуации, когда некоторые родители с каким-то апломбом говорят, что их дети ничем в семье не обременены, у них главная задача – учиться. И когда я задаю уточняющий вопрос, а кто всё-таки за ними дома ухаживает? Иные говорят, что сами родители (однажды был случай: парню 17 лет, а за него до сих пор бабушка постель убирает), у других есть наёмная прислуга. Честно сказать, я не разделяю позицию этих родителей. Девочка ли, мальчик ли должны трудиться не только в школе, но и дома. У них должны быть конкретные обязанности в семье, начиная с трёхлетнего возраста. И не только по самообслуживанию в быту (убирать свою постель или комнату). У них должны быть трудовые обязанности для всей семьи. В жизни может случиться разное. И ребёнок должен быть готов к смене обстановки, условий. А жизнь может так крутануть, что рядом никого нет, некому ухаживать, а он ничего не умеет. Тебя в семье приобщили к труду? Есть ли у тебя персональные обязанности?

– У нас у всех есть. У отца зарабатывать средства на содержание всей семьи. У мамы вообще куча дел, при этом она тоже зарабатывает деньги. У меня, например, пропылесосить ковры, мыть пол. Но я не всегда об этом помню, – улыбнулся мой собеседник. – Это не лень. В обычных житейских делах я могу просто что-то выпустить из внимания. И тогда родители напоминают мне об этом.

– Тебя послушаешь, и точно можно подумать, что на тебе много домашних обязанностей!

– Не думаю, что их много. Просто убираю квартиру на пару со Степаном – средним братом. Пропылесосить, вытереть пыль, вымыть посуду. Водиться с младшими братьями, когда родителям надо уйти. Обычно это бывает по выходным. Когда речь заходит об уборке, у нас есть расписание заданий, которые должен делать каждый. Это своеобразное распределение обязанностей по уровню. Сложности одинаковые, но меняется дислокация, чтобы не приелось.

– Что за дислокация?

– Это сменяемость помещений для уборки. Квартира немаленькая.

– А при чём тут прокрастинация?

– Как при чём? Вот я и пытаюсь откладывать обязанности. Переложить же не могу, – снова засмеялся Данила. – Я честен по отношению к среднему брату: всё поровну и обязанности по уборке квартиры тоже. Когда у меня будет своя семья, домашнюю работу будут делать мои дети, а я буду обеспечивать семью материально.

– Твоё отношение к ставшей уже тебе родной прокрастинации?

– Да уж, родной. Что тут скажешь? Крайне отрицательное.

– Как ты с ней справляешься? Что предпринимаешь?

– Правильно расставляю приоритеты, позволяющие оценить последствия невыполнения того или иного задания (дела).

– Кто тебя научил этому? Сегодня так много искушений потратить, и нередко впустую, время, столько соблазнов, что становится сложным собрать себя «в кучу» и расставить всё по местам, от чего-то приходится даже отказаться. Как ты этому научился?

– Даже по распределению обязанностей с братом инициатива была папина.

– А тебя не смущает, что ты его старше лет на 5, а всё поровну. Не хочется поделить по-другому? Помнишь, как в сказке про двух медвежат и головку сыра? Они хотели поровну, а у лисы была совсем другая цель. Не хочется иногда перераспределить обязанности иначе между собою и средним братом?

– Даже не задумывался. И уже, наверное, не стоит.

– Ты принял эту ситуацию распределения от родителей?

– Конечно. Меня, возможно, ограничивают в чём-то, поскольку я первый. И я иногда думаю, что они на мне учились быть родителями. А сейчас совершенствуются на моём примере взросления. Родители понимают, что можно доверять ребёнку. Моему брату Степану в его 12 лет больше позволено сейчас, чем это было позволено мне в этом же возрасте.

– А в отношении 5-летнего брата? Как его зовут?

– Тимоша, – глаза моего собеседника слегка заблестели. Мне кажется, он его очень любит. С какой теплотой он произнёс его имя…

– А ему ещё больше позволено. Да. Это точно. Но это связано с тем, что у родителей появилась такая возможность.

– Возможность баловать?

– Ну да.

– Как ты к этому относишься, что братьям больше позволяется?

– С пониманием. Это нормально. Просто у родителей действительно появилось больше возможностей удовлетворять потребности младших, чем в моём случае. Но я никогда не чувствовал себя обделённым. Может быть, в то время и потребности были другие? – парень как будто бы вступил в диалог сам с собою. – У меня есть окружение, я смотрю на семьи друзей. Есть друг, но там другая ситуация. Из троих братьев он самый младший. Модель сходится. Скорее всего, не балуют, но больше позволяют, поскольку у родителей есть возможность больше позволить.

– У вас трое детей. Насколько это хорошо?

– Это идеально. В семье должно быть минимум двое детей, максимум трое.

– Почему вводишь ограничения?

– Это, скорее всего, не ограничения. Это я так хочу. Один – крайне мало, а четыре многовато. С ними же со всеми надо справляться! Детей же заводят не каждый год. Есть такие. Но я так не хочу. А если четыре ребёнка и больше, то когда родителям спокойно пожить для себя? Я помню Ваш рассказ про семью, у которой было 26 детей, и женщина рожала подряд чуть ли не каждый год. И Вы говорили, что они все были счастливы, все были труженики. 26 – это уж слишком.

– Это семья Поляковых из купеческого сословия в дореволюционной России. Это была глубоко верующая семья, они не могли препятствовать воле Божией. Господь знает, сколько им детей дать. Данила, я даже не хочу вдаваться в подробности прерывания беременностей. Но знаю наверняка, супруги, лишившие себя возможности воспитывать, например, трёх детей и воспитывающие лишь одного, имеют с ним, единственным, столько проблем, сколько могло быть со всеми тремя. И жизнь складывается ой как непросто…

– Интересная мысль. Не знаю, этим ли руководствовались мои родители, когда в семье нас трое, но их выбор правилен. Хотя, к слову сказать, в семье моего дедушки по папиной линии было пятеро детей! Я, пожалуй, тоже подумаю.

– Если была бы возможность моделировать свою личность, какие бы качества известных персонажей ты бы взял для улучшения психологического портрета своей личности? Например, от Владимира Владимировича Путина?

– От Путина?

– Да.

– От Владимира Владимировича – непоколебимость.

– Что ты имеешь в виду?

– У него есть цель. На пути её решения, естественно, возникают препятствия. Он не сворачивает, вернее, не возвращается обратно, к цели идём любым путём. И достигает. По-мужски.

– Чему это качество тебе поможет?

– Считаю, что непоколебимость, стойкость нужны каждому человеку. Бывают ситуации, когда хочется сдать назад, но ты понимаешь, что если это произойдёт, то дальнейшего пути может просто не быть.

– Если бы тебе к 18 марта 2018 года исполнилось 18 лет и у тебя появились возможность и право выразить свою политическую волю и сделать выбор, ты кому бы отдал предпочтение на выборах президента России? Почему?

– Честно говоря, не очень сильно вникаю в политику. У меня нет к ней интереса. Видимо, я ещё не очень сформированный гражданин и пойду со всеми. Хаоса же нет в России, и я проголосую за В.В. Путина.

– Интересно, Данила, а что бы ты скопировал от своего отца?

– Однозначно, строгость и рассудительность.

– Чего тебе необходимо больше?

– Наверное, рассудительности.

– А собственно, строгость тебе зачем?

– Для порядка. Порядок везде. В семье, как и на производстве, должен быть порядок. Если его нет, то что-то пойдёт не так.

– В вашей семье Михаил Анатольевич глава семьи?

– Да. Однозначно.

– Если я не ошибаюсь, Виктория Ильинична тоже руководитель. И как эти два начальника уживаются и договариваются в семейных делах?

– Главу семьи не могу выделить. Просто папино слово всегда последнее. Я его и выделяю. Уживаются вместе. Они просто общаются, уважают, любят друг друга. Мама с папой делятся рабочими вопросами. Иногда вместе шутят над ними, они ведь работают в одной компании. У них есть о чём поговорить, они же знают всех людей, с которыми приходится общаться на производстве. А то, что в нашей семье два начальника, несомненно, сказывается на нас.

– И как это выражается?

– Быть руководителем сегодня очень непросто. Такая ответственность! Полномочия начальника помогать, корректировать, в целом, предусмотрительно управлять. Такая логистика в голове должна быть, бесперебойность всех процессов, за которые папа с мамой отвечают. Родители, как мне кажется, не могут допустить ситуации не то что провала, даже какого-то сбоя. И из-за своей чрезвычайной ответственности они не всегда могут переключиться и настроение оставить на работе, а домой прийти со светлой головой. Конечно, бывают ситуации, что родители возвращаются в семью загруженные, приносят напряжённость с собой. На среднем брате и на мне это отражается точно. Младшего это не касается. Он, как бы это выразиться? – парень поймал точное слово. – Прибор, регулирующий напряжение. Стабилизатор. А мы уже большие и какими-то неловкими сигналами можем спровоцировать разрядку родителей. Но я к этому отношусь с пониманием, не обижаюсь.

– Данила, при том, что ты мужчина, что бы ты скопировал от мамы?

– Несомненно, любовь. Мама может любить по-настоящему. Это не поверхностное чувство.

– И кем является мама в вашей семье, как ты говоришь, с не поверхностным чувством?

– Мама — хранитель домашнего очага. Кем бы она ни работала, она всё свободное время уделяет исключительно семье. Мужу. Детям. По-настоящему любит свою семью, родственников.

– А эта любовь жертвенная?

– Да. Никогда не видел, чтобы мама променяла своих родных, любимых на какие-то свои хотелки. Семья превыше всего. Это вообще свойственно моим родителям. Это уже есть и у меня. Не сомневаюсь, эту мысль разделяют или будут разделять мои младшие братья.

– Ты благодарный сын?

– Да. Хочу быть таким. Стараюсь.

– В чём это выражается?

– Начиная от самых простых моментов. Мама пришла с работы уставшая, и я спокойно пойду помою посуду, поглажу бельё, займусь младшими. Могу предложить сходить родителям в кино, а сам посвящу время братьям: напою, накормлю, спать уложу. Для меня это нормально.

Смотрю на этого взрослеющего молодого человека и верю каждому его слову. Он совершенно искренен. И как же повезёт его будущей семье, где он обязательно будет уважаемым и уважающим главой семейства. Вот на таких, как он и держится наша Россия.

– Какой самый яркий эпизод произошёл в жизни? Чему он тебя научил?

– Эпизода было два, но они не поддаются огласке. Научили меня двум правилам: в обществе нельзя расслабляться, давать слабину.

– Надеюсь, это не коснулось тебя в лицее? – как-то снова я подсобрался…

– Было в лагере. Пришлось терпеть и выживать.

– Почему не позвонил родителям, чтобы забрали. Такое иногда случается.

– Да как же я могу позвонить! – вдруг что-то прорвало парня, и он впервые за весь долгий разговор проявил свои эмоции более ярко. – Я же сказал, что мой кумир отец. Он никогда не сделал бы так. Любой вопрос ты должен решать сам. Перед родителями, самыми близкими ты должен сам показать, что ты можешь решать самостоятельно. А бегать в каждой беде за помощью… Так не должно быть. Мне не хотелось разочаровывать родителей. Я их первый старший сын.

– Но это не означает, что, если бы ты попал в не управляемую тобой ситуацию, ты молчал и не сказал ничего родителям?

– Это был не тот случай. И я справился. Если бы я понял, что могу как-то подвести семью, молчать не стал. Не сомневаюсь, что родители пришли бы на помощь и укорять не стали, а просто помогли бы решить проблему. Я всё понимаю.

– И чему научил тот опыт в лагере?

– Научил? Надо сразу дать понять, кто ты есть на самом деле. Важное правило в общении с новыми людьми – никогда не поддакивать. Они должны понять, что ты цельная личность, готов общаться только на равных. Люди по первым минутам начинают понимать, кто ты, и продолжают вести себя соответственно. Но я ещё понял, что за все свои ошибки расплачиваться тебе самому.

– Кто в основном занимался твоим воспитанием в семье? Назови несколько ценностей, сформированных семьёй. Может быть, есть какая-то «прикольная» фраза, постоянно звучащая в семье? И она стала прорывной в формировании твоей личности.

– В основном моим воспитанием занимались родители. Я первый ребенок в семье. На тот момент у них было больше свободного времени. Периодически помогали бабушки и дедушки. А по поводу фразы, так папа постоянно повторяет мысль, которая хорошо отложилась в моём сознании: «Бесплатный сыр только в мышеловке!» Мне даже не надо убеждаться в этом. Просто верю!

– Есть семейные (духовные) скрепы твоей личности? Это твой стержень, духовный фундамент, на который настраивается всё остальное.

– Да, есть. Крепкая семья, дети – гордость родителей, настоящие друзья – компаньоны по жизни. Так устроено в моей семье. Так я и буду жить дальше, придерживаясь этих трех скреп.

– Данила, на твой взгляд, если бы мы у твоих родителей спросили, кто такой настоящий человек, что бы они ответили?

– Настоящий человек? Даже не сомневаюсь, они сказали бы, что это человек позитивный и целеустремленный, образованный и воспитанный, законопослушный, приносящий вклад в развитие семьи и пользу обществу. Для этого необходимо ставить перед собой правильно цели и достигать их, надеяться не на родителей, а в первую очередь на себя, родители не всегда будут рядом.

– Ты как-то с лёту ответил.

– Да мы только вчера вечером об этом разговаривали, – засмеялся парень. – А сегодня Вы спросили. Как будто мы отрепетировали…

– Как состоится твоё будущее? Какое будущее у России? Если бы тебе предложили эмигрировать, ты воспользовался бы этим шансом?

– Живу сегодня, планируя завтра. О будущем могу сказать лишь одно: для меня оно соизмеримо с домом, который строит время, а автором проекта являюсь я сам. Россия – страна, уверенная в завтрашнем дне. Делая оценку ее будущему на фоне прошлых лет, могу сказать, положение страны постепенно улучшается. Возможны некоторые недопонимания в отношениях между государствами. Эмигрировать не собираюсь, уж очень много теплых воспоминаний связывает меня с моей страной.

– Что тебе симпатизирует в ровесниках?

– Понимание. Живем с ними в одно время, разница в возрасте минимальна, за счет чего находятся общие интересы, темы для разговоров.

– Что в них раздражает?

– В век информационных технологий люди стали зависимы от социальных сетей, видеоигр, чего не скажешь обо мне.

– Ты вообще их игнорируешь?

– Нет, почему. Бываю, но крайне редко. Порой друзья на меня обижаются, что я не захожу в сети неделями. На что я отвечаю: «Если я вам нужен, то позвоните по телефону». Убеждён, соцсети – трата времени впустую. Например, надо зайти за решением сложной задачи, а ты завяз на ленте новостей. Была бы возможность, я бы вышел из многих сетей. Они мне ни к чему.

– Многие молодые люди мечтают о своей дальнейшей жизни. Попробуй нарисовать социально-психологический портрет твоей «половинки», с которой ты хотел бы связать свою жизнь. И ещё, на твой взгляд, справедливо ли убеждение, что «половинка» очень похожа на маму?

– Начну с последней части: а почему бы и нет? Моя мама чудесный человек, замечательная жена, мать. Я вижу «половинку» воспитанной, нежной, ранимой девушкой с натуральной красотой, не имеющей вредных привычек, любовь к которой обязательно должна быть взаимной.

– Допускаешь ли ты развод в своей жизни? Что может стать причиной этого?

– Нет. Жениться я буду по любви и только взаимной. А в слова «Любовь живет 10 лет» и тому подобную чушь я не верю.

– Что в тебе может спровоцировать чувство раздражения?

– Чувство раздражения провоцирует некорректная оценка уровня моей подготовки в различных областях, начиная от обычной уборки по дому и заканчивая важной конкурсной работой. Не могу видеть унижение личности другого человека, в особенности знакомого мне. Проявляется по-разному, но в большинстве случаев получается исчерпать конфликт словесным путем.

– Бывает ли у тебя чувство уныния, тоски, разочарования?

– Временами они попросту неизбежны. Причинами могут стать ссоры с дорогими людьми, плохая отметка, неудачи в области спорта. Но я справляюсь с этим, говоря себе, что жизнь не стоит на месте, и если продолжать грустить, то ни о какой дальнейшей счастливой жизни речи быть не может. Вся печаль спадает моментально!

– Можно ли тебя причислить к группе людей, оптимистично смотрящих на жизнь?

– Да, в жизни все идет своим чередом, нельзя тратить время на плохие дела и плохое настроение. Если что-то пошло не по плану, нельзя впадать в панику, окончательно тупить. Необходимо подстроиться под ситуацию и продолжать действовать с оптимистичной физиономией. Это куда интереснее, чем опустить свои ручонки.

– Какие чувства ты испытываешь к своим родителям?

– Чувства любви, благодарности за взаимопонимание и взаимопомощь. К родителям я могу обраться за помощью и услышать положительный ответ. От кого как не от родителей я услышу слова искренней любви и поддержки! Родители – это семья, семья – это одно целое.

– Если бы произошло событие, когда тебя публично унизили, как бы ты поступил?

– Не могу дать точного ответа, пока не переживу эту ситуацию в жизни. Думаю, никто даже не попытается посмотреть в мою сторону с этой мыслью, а также в сторону моих близких.

– А сейчас, пожалуйста, без лишней скромности. Опиши какой-нибудь свой поступок, за который президент написал бы тебе письмо с благодарностью, если бы у него было больше времени.

– На данный момент, к сожалению, я такого поступка привести не могу. А у моего папы уже есть не письмо от Владимира Владимировича Путина, а Почётная грамота и медаль, которые он получил несколько лет назад. Поэтому мне есть на кого равняться из близких.

– Интересно, за что такая награда?

– Это грамота к памятной медали за XXII зимние Олимпийские игры и XI зимние Параолимпийские игры в 2014 г. за значительный вклад в подготовку и проведение олимпийских игр.

– А при чём тут Михаил Анатольевич, он разве спортсмен?

– Да нет же. Хотя папа не лишён и спортивных увлечений. Он же в АО «Мостострой –11» работает заместителем генерального директора, а это одна из ведущих строительных компаний в России, которая принимала участие в строительстве олимпийских объектов. Согласитесь, классно получилось.

– Не буду возражать. А ты пойдёшь по стопам отца и своё будущее связываешь со строительным бизнесом?

– Скорее всего, это будет так.

– Как ты относишься к чтению художественной литературы? Кто из героев произвёл на тебя особое впечатление? Чем бы ты на него хотел быть похожим?

– Читаю школьную программу из-под палки. Мне больше по душе читать биографии великих людей и произведения, в основе которых лежат реальные события прошлых лет. Не лежит у меня сердце к выдуманному, куда интереснее узнавать о том, что было, кто, как жил до тебя, какой след после себя оставил и что он для этого делал? Явно у них есть чему поучиться, возможно, на их опыте избежать каких-то ошибок. Возможно, их опыт решения жизненных ситуаций может мне стать шпаргалкой с готовым решением. Понятно, что у всех жизненные ситуации неповторимы, зависят от многих обстоятельств, возьмём хотя бы один фактор «время». Это же понятно, что в другое время, в другую эпоху и ценности были другие, и правила игры. Но стойкости духа у героев этих книг научиться точно можно.

– Ну и чему ты научился у книжных героев?

–У Джека Лондона есть рассказ «Любовь к жизни» с главным героем по кличке «Безымянный». У него точно есть чему поучиться. Жизнь подставила такую подножку, возможно, кто-то другой, слабый духом, пропал бы, сломался. Но он был честен перед собой, другими, жизнестойкий, смекалистый, настоящий борец. Прочитав этот рассказ, я понял, что алчность губит людей, заставляет их совершать безумные, нечестные поступки.

– Расскажи о своих братьях. Несомненно, разница в возрасте 7 лет – значительная. Они разные или чем-то похожи?

– Разные. Младший брат Тимоша больше походит характером на меня. Средний – Степан – сам по себе, его интересы очень мало перекликаются с нашими. Младший маленький, и я до конца его ещё не понял, но у него есть явная любовь к автомобильной тематике, как и у меня, а у среднего – к военной: оружие, автоматы.

– Ты говорил о том, что у родителей сейчас появилось больше возможностей удовлетворить потребности младшего в отличие от тебя или среднего брата. Как это повлияло на формирование его личности? Сегодня, конечно, рановато говорить, ему лишь 5 лет, но уже проявляется характер. Какое влияние оказали на Тимошу большие возможности и родительский опыт?

– Чувствуется лёгкая избалованность младшего брата. Больше ноем. Уже понял, что, если много и хорошо поныть, можно получить то, что хочешь. Если родители видят суть в его хотелке, то удовлетворят его запрос. Если нет, то скажут «стоп». Они в воспитании всех своих детей по-прежнему рассудительны.

– Ты сказал, что родители на своих ошибках со старшим сыном-первенцем учились. На твой взгляд, в отношении младших братьев в чём усовершенствовались мама с отцом?

– Возможно, расширили границы желания детей. Позволяют больше самостоятельности. Например, в школу не провожают и не встречают. Они поняли, что к самостоятельности нужно приучать детей как можно раньше.

– Ты говоришь, что твоими кумирами во всех отношениях являются только родители. И это здорово. Замечательно. Но у меня вопрос: «Будешь ли ты наказывать своих сыновей? Как и за что?» Сегодня такая яркая дискуссия между родителями, педагогами, медиками, учёными. И они не приходят к единой точке зрения.

– Наказывать буду. А за что? За то, что не будут следовать указаниям отца и матери. Наказывать за их проступки. Дети должны подчиняться своим родителям, научиться жить по правилам. Вы же на лекциях говорили, что нужно научиться договариваться со всеми о правилах, обо всём. Всем легче будет, – засмеялся собеседник. – Я с этим согласен. И я с детьми буду договариваться, если нарушат конкретные правила, будут конкретно наказаны. Если детей не наказывать за нарушение договорённостей, они превратятся в героев фантастических триллеров про взбесившихся роботов.

– Интересная мысль. И она возникла не на пустом месте. Тебя родители наказывали?

– Естественно, – снова улыбнулся Данила. – Это правда. Не хочу обсуждать причины, но мои родители могли по заднице поддать и в угол поставить. С младшими я этого уже не видел.

– Тогда получается, что ты их не слушал, нарушал договорённости? А младшие паиньки.

– Нет, дело, скорее всего, в том, что родители мне уделяли более пристальное внимание. Воспитывали меня как заведённые. Они же не были начальниками, мне уделяли больше времени, чем младшим. И у папы с мамой хватало времени на то, чтобы похвалить и поругать. Чего греха таить, и в угол поставить …

– По данным иеромонаха отца Анатолия (Берестова), доктора медицинских наук, профессора, среднестатистическая российская мать ребёнку уделяет 18 минут в сутки, а отец и того меньше – 33 секунды. Сопоставимы ли эти данные с твоими родителями?

– Это же усреднённые данные. Мои родители, уверен, внесли хороший вклад, чтобы эти данные стали чуть выше. По выходным нам уделяется времени значительно больше, чем в будни. И это понятно. Но бывают исключения из правил, и порой в будни родители могут уделить столько времени, сколько не уделяли даже в выходные и праздничные дни! Даже если у них плохое настроение, они устали на работе, но если увидели, что у меня или у моих братьев проблемы, то готовы общаться с нами столько, сколько потребуется для их разрешения. Не подумайте, Николай Алексеевич, что они будут решать проблемы. Совсем нет. Но они включатся, растолкуют, объяснят, наконец, успокоят. Нам иногда ситуации кажутся глобальными, а мама с папой могут показать их с другой, объективной стороны, и они на самом деле окажутся такими мелочными, ничего не стоящими. Отец всё просто и логично объяснит, а вот мама, – парень задумался, подбирая слова, – найдёт именно те слова, которые облегчат душу, что ли. Помните, Вы на лекции говорили, что каждый человек – это ангел с одним крылом. И, чтобы взлететь двум человекам, нужно обняться. Я тогда подумал, что это точно про мою маму. Она найдёт именно то слово поддержки, которое нужно, чтобы взлететь, а не загибаться под тяжестью проблемы. Папа делает всё по-другому. Не говорю, что неэффективно. Он говорит всё правильно, но как-то резковато. Наверное, так и должно быть, по-мужски. Хорошо, что у нас есть и папа, и мама.

– Как родители при всей своей занятости находят столько времени на общение с детьми?

– У них есть чувство родительского долга. Наверное, оно сформировалось их семьями. Это же непрестанный конвейер! Уверен, что мы с братьями в этом отношении будем похожи на своих родителей. А как же иначе! У родителей долг не только принести в дом деньги, но и воспитать достойных детей. Счастье не в деньгах, а в семейных ценностях. И это созвучно с моим внутренним голосом. Всех денег не заработаешь, а крепкую семью создать можно и НУЖНО!

– Данила, у вас в семье трое детей. Согласись, что при всей своей кровной (генетической) идентичности, вы разные. По-разному ли родители с вами выстраивают отношения?

– Нет. Одинаково со всеми. Нас родители воспитывают одинаково.

– Ты сказал, что для тебя четвёртый ребёнок – это перебор. Как бы ты отреагировал на новость о том, что у тебя состоится встреча с ещё одним родным человечком и пока неизвестно, с братом или сестрой?

– С радостью. Пусть он четвёртый, но это же родственная душа. Даже в моей собственной семье, если будет четвёртый ребёнок, это же моя кровинушка. Будем воспитывать.

– Как ты относишься к милостыне? Даёшь ли ты милостыню, когда у тебя просят?

– Редко встречаюсь с этим. Когда просят, даю. Для меня неважно, на какие нужды берет этот человек деньги. Это его право. Конечно, хотелось бы, чтобы они были потрачены разумно.

– Представь ситуацию, что в связи с напряжённостью в международных отношениях отменили законное право молодёжи на отсрочку и обязали всех без исключения отдать долг Родине. Как ты относишься к службе в армии?

– Мне лично без разницы. Я равнодушен. Если нужно, отслужу.

Мне показалось, вопрос парню неприятен. Как-то он напряжённо стал подкручивать кольцо на руке.

– У тебя необычное кольцо. Такое широкое.

– Да, – чуть смутился собеседник. – Это кольцо со словами «Помилуй меня грешного». Мне его подарила на шестнадцатилетие моя тётя. Я им очень дорожу.

– Это слова молитвы. Ты веруешь в Бога?

– Конечно. Меня крестили в раннем детстве. Без сомнения, Он есть. И я в этом много раз мог убедиться.

– Каким образом ты убедился?

– Я с детства занимаюсь автомобильным спортом, кандидат в мастера спорта, принимал много раз участие в соревнованиях, становился призёром и победителем. Понятно, что на соревнованиях ты в шлеме. Но на даче, за городом, я его никогда не надевал. Представляете, однажды, не знаю почему, какая-то сила заставила меня его надеть, но именно в этот день произошла на выезде большая авария. Я даже представлять не хочу, что могло бы произойти, если бы я был без шлема… Уверен, то был Ангел- Хранитель.

– Вы отмечаете православные праздники?

– Да. Пасха – долгожданный семейный праздник. Мы красим яйца, печём куличи, не покупаем в магазине, а именно выпекаем свои. Мама говорит, что это важно, потому что мы в них вкладываем свою любовь, радость. В этот день мы поздравляем друг друга, к нам приезжают родственники. Очень радостный день.

– Данила, а в вашей семье как отмечаются другие праздники?

– По-семейному. Мы любим дарить друг другу подарки. Меня этому научили с детства. Раньше я подарки делал своими руками, рисовал, выжигал доски. А однажды, не помню, сколько мне было лет, я подарил маме золотое кольцо.

– Как это? Ты сделал его сам?

Парень на меня посмотрел, мягко выражаясь, удивлённо.

– Нет, конечно. Моя была идея. Папины деньги. Мне очень хотелось маме подарить именно золотое кольцо. И, когда мы с папой его купили, для меня было настоящим испытанием не проговориться маме раньше времени. У нас сюрприз получился. Маме было приятно. Она вообще умеет получать подарки и ей приятно дарить. Сейчас смотрю, как ей дарит Тимоша. Ну что он может подарить особенное в пять лет? Вот он и дарит свою поделку из пластилина. А реакция мамы, как будто он ей подарил именно то, о чём она просто всю жизнь мечтала! Мне кажется, этому у неё стоит научиться.

– У каждого человека есть своя миссия в жизни. Какую, на твой взгляд, миссию несёшь ты?

– Интересный вопрос. Несу миссию счастливого человека, оставляющего свой след в истории двадцать первого века.

– Громко. Но я соглашусь. Как-то нечасто можно встретить счастливых людей. А окружающим нужен хороший, позитивно-оптимистичный пример. Данила Лосев, как и другие будущие маленькие Лосевы, будет нести эту миссию. А это значит, что не всё потеряно. Хороший пример тоже заразителен!