Люди, посвятившие себя науке: профессор Николай Захаров

29.11.2023

Почти 45 лет назад молодой выпускник Тюменского индустриального института по специальности «Автомобильный транспорт» пришел в родной вуз в качестве преподавателя. Сегодня профессор Николай Захаров возглавляет коллектив кафедры и является основателем своей научной школы. О профессиональном пути, научных интересах и планах на будущее он рассказывает в нашей ноябрьской рубрике «Люди, посвятившие себя науке».

Захаров Николай Степанович – заведующий кафедрой сервиса автомобилей и технологических машин Института транспорта, доктор технических наук, профессор, действительный член Российской академии транспорта, автор более 350 научных публикаций, 9 патентов. Зарегистрированная с 2019 по 2024 годы научная тематика – «Совершенствование систем обеспечения работоспособности машин». Как научный руководитель подготовил 27 кандидатов наук, почти все они работают в ТИУ.

Николай Степанович, когда Вы почувствовали в себе интерес к преподаванию?

Думаю, еще в школе что-то такое во мне проснулось. Учителя были хорошие, например, Вячеслав Демьянович Копанин – молодой физик. Он вел урок нетипично, не просто излагал материал, а пытался нас подвести к физическому явлению, процессу, предлагал нам додумать, спрогнозировать. Я всегда старался первым поднять руку и ответить. Возможно стать преподавателем меня подвигнул и один курьезный случай. Однажды наш математик-фронтовик Павел Дмитриевич надолго заболел и нам заменили его молодой, симпатичной учительницей. Я был довольно скромный мальчик, но на ее уроках стал вести себя неадекватно. Чтобы меня дисциплинировать, она заставляла меня во время урока не сидеть, а стоять за партой, потом сказала: «Готовься и рассказывай новый материал». За каждый такой доклад она мне ставила пятерку, так и понравилось мне учить других. Правда, потом наш математик вышел с больничного и все эти пятерки аннулировал, но опыт я получил.

Выбор вуза, профессии был сложен?

Я думал о двух специальностях: «Автоматика и телемеханика» и «Автомобильный транспорт». В итоге выбрал второе. Учился в том же корпусе, где сейчас работаю. Уже 50-й год на одном месте. С самого начала учебы участвовал в олимпиадах, занимал призовые места: на первом курсе – по физике, на третьем – по теоретической механике. После этого меня заметил наш преподаватель по теоретической механике Геннадий Георгиевич Первушин и поручил мне подготовиться на конкурс студенческих научных работ, где я снова занял призовое место. На следующий семестр он меня привлек к испытаниям конструкций на заводе БКУ. Я жил тогда в общежитии и мешал ребятам спать по утрам, собираясь рано на работу. За это они в шутку меня прозвали «научный сотрудник Николай Степанович».

Интерес к науке тогда и проснулся?

Думаю, да. Но серьезно заниматься исследованиями я начал позднее. После окончания вуза я остался на кафедре эксплуатации и ремонта автомобилей, хотя были разные варианты. Так как я занимался в спортивном обществе «Динамо», был первым чемпионом области по бесконтактному и контактному карате, то были предложения работать в КГБ, в областном управлении МВД, но я остался в вузе. Аспирантуры по нашей специальности тогда еще не было, и я по своей инициативе начал заниматься научной работой, искать сферы приложения своих усилий, писать статьи, обрабатывать эксперименты. В итоге, когда Леонид Григорьевич Резник предложил мне поступить в аспирантуру, я пришел с готовой диссертацией на тему: «Корректирование нормативов ресурса автомобильных шин с учетом условий эксплуатации». Мог защититься уже через полгода, но так сложились обстоятельства, что пришлось два с половиной года ездить по инстанциям, так как диссертационных советов было мало, и очереди на защиту были катастрофическими. Трудности подтолкнули меня к научному поиску, и в итоге – к развитию своего направления в науке. Интересно, что насколько тяжело было с кандидатской диссертацией, настолько же легко с докторской, которую я защитил 2000-м году.

Расскажите о Вашем направлении в науке.

Наша научная специальность называется «Эксплуатация автомобильного транспорта», многие относят ее к прикладным, но я придерживаюсь другого мнения: в каждой науке есть фундаментальная часть. В большей степени этой частью я всегда и занимался, главное мое направление – теоретические основы технической эксплуатации автомобилей. Раньше вся наша наука строилась на четырех группах закономерностей, я предложил еще четыре, доказал, что они существуют, разработал методологию их изучения и использования на практике, программные продукты для работы с этими закономерностями, ряд имитационных моделей и уже на их основе – массу практических приложений. Мой подход в большей степени дедуктивный, т.е. вначале создал общую концепцию, а исходя из нее уже частные решения.

Получается, что Вы стали основателем своей научной школы?

Есть она или нет, не мне решать. Но у всех диссертантов, которые под моим руководством защищаются, есть в работах определенные общие черты и существенные отличия от других диссертаций. Мы четко реализуем все этапы системного анализа: формулирование целевой функции, представление объекта исследования как системы, нахождение закономерностей взаимодействия ее элементов, создание модели системы в целом и поиск решений проблемы на основе этой модели. Как правило, всё заканчивается имитационным моделированием, с помощью которого можно рассмотреть различные варианты развития системы.

Какие конкретно проблемы можно решить с помощью Вашего научного подхода?

Спектр проблем очень широкий. Я изначально не хотел концентрироваться на каком-то одном практическом выходе. Повторюсь, у нас есть концепция, группа предложенных нами закономерностей, и мы просто прилагаем их к разным темам. Это и обслуживание автомобильного аккумулятора, нормирование расхода топлива и пробега шин, и создание производственно-технической базы для предприятий, и элементы управления персоналом на предприятиях автомобильного транспорта. Есть такие темы, как прогнозирование количества автомобилей на улично-дорожной сети городов, обеспечение надежности транспортно-технологического обслуживания процессов нефтегазодобычи. Хочу отметить, что наша кафедра – единственная в стране готовит специалистов-транспортников для нефтегазовой промышленности, а это каждый третий работник отрасли.

Какие из разработок уже нашли применение на практике?

Есть разработки, которые уже внедрены в крупных компаниях и их эффективность проверена. Например, лет 17 назад ко мне обратились из Газпрома, и я разработал им стратегию развития транспортно-технологической системы компании, которая действует до сих пор. Недавно мы выполнили большую работу для Роснефти, создали нормативный документ, который регламентирует порядок работы с предприятиями-подрядчиками для транспортного обслуживания объектов компании. Это очень серьезная работа, мы ее получили, пройдя конкурсный отбор. Также нас связывает многолетнее сотрудничество с Сургутнефтегазом. Было выполнено несколько работ, но одна из самых масштабных – система мониторинга компетентности инженерно-технических работников транспортных служб. Она позволяет проверять знания и оценивать соответствие требуемому уровню компетентности каждого инженерно-технического работника с учетом занимаемой должности.

В эпоху цифровизации какое место занимают информационные технологии в Ваших разработках?

Мы всегда их использовали. Обрабатывать экспериментальные данные – мое любимое дело. В этой связи я занялся программированием и еще в эпоху до персональных компьютеров пытался что-то делать. Сначала были программируемые калькуляторы, потом появились простенькие персональные компьютеры Искра 1256, Электроника МС 0585, а после уже – IBM. Постепенно я создал программное обеспечение и все расчеты выполнял по своим программам. До сих пор и я, и мои диссертанты работаем на этих программных продуктах, потому что они имеют расширенный функционал и нужную специфику. Давно работаем с большими данными. В 2015 году утвердили план совместной работы с ПАО «Сургутнефтегаз» по организации исследований в области изучения надежности машин и разработки рекомендаций по ее повышению в транспортном комплексе компании. В рамках этого договора нам передали базу данных по отказам машин и техническим воздействиям на них объемом более 15 млн записей. Эта база до сих пор пополняется. Сопоставимый по объему массив данных мы получили и от ПАО «НК «Роснефть».

Наука для Вас – это процесс непрерывный на протяжении всей жизни?

Да, останавливаться нельзя. Если остановился, то потом разгоняться сложно. В моей жизни был период напряженной административной работы, когда я был директором института, потом проректором по учебной, по научно-инновационной работе. Несмотря на это науку я не забрасывал и будучи проректором за семь лет подготовил 13 кандидатов наук. Всего их 27, почти все они работают или работали у нас в университете. Кафедрой я заведую с 2001 года. В начале этого пути стояла задача – создать высокопрофессиональный коллектив, и мы ее выполнили. Сегодня у нас на кафедре стопроцентная остепененность. Нам в шутку говорят: «У вас большие проблемы – расти некуда».

Что в планах на будущее?

Задумки есть, но не знаю, насколько они реализуемы. Есть мечты написать учебник по теоретическим основам технической эксплуатации автомобилей, потому что по старым хорошим учебникам учить мы не можем, по требованиям он должен быть не старше пяти лет. Хотелось бы написать монографию, обобщить все свои труды. Но здесь надо будет подумать, как решить проблему с объемом, потому что за годы работы накоплено очень много материалов.

Беседовала Юлия Янушевичене,

отдел медиа и внешних коммуникаций

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *