Людмила Габышева: В ТИУ реализуются вариативные модели практико-ориентированного обучения

25.09.2017

21 сентября в рамках VIII Тюменского нефтегазового форума состоялась панельная дискуссия «Кадры решают. Новые подходы к обучению персонала ТЭК». С докладом на ней выступила директор департамента образовательной деятельности Тюменского индустриального университета Людмила Габышева.  

«Ключевой задачей вуза является поиск путей разрешения противоречия между теорией и практикой в образовании, — отметила она в начале своего выступления. — Осуществить это возможно только путем внедрения технологий, форм и средств обучения, предполагающих построение качественно иного образовательного процесса».

Новый подход, по словам Людмилы Габышевой, предполагает усиление практической направленности обучения, реализацию системы проблемного и проектного обучения.

В индустриальном университете реализуются вариативные модели практико-ориентированного обучения инженерных кадров.

«В текущем учебном году 46 образовательных программ высшего образования реализуются в практико-модульном формате. Он позволяет реализовать до 40% практических занятий на производственных площадках региональных предприятий с непосредственным участием ведущих специалистов компаний», — сообщила участникам TNF-2017 руководитель департамента образовательной деятельности ТИУ, уточнив, что практико-ориентированное обучение (ПМО) вуз практикует и на площадках филиалов.

На базе филиала в городе Тобольске, в частности, совместно с ООО «СИБУР-Тобольск» реализуются программы высшего и среднего профессионального образования в формате дуального обучения, а также по системе целевой контрактной подготовки.

Дополнительно к этому Людмила Габышева представила результаты опроса 32 предприятий-партнеров, принимавших участие в реализации ПМО в прошлом учебном году. Согласно ему, было выявлено: повышение качества подготовки (отметили 72% респондентов), возможность отбора молодых специалистов (71%) и участия в оценке уровня подготовки обучающихся (67%).

Перспективным направлением в ТИУ признано также системное внедрение проблемного и проектного обучения. С этой целью в университете уже приступили к разработке образовательных программ, в основе которых лежит проектная деятельность обучающихся через командное выполнение многоуровневых, интегрированных проектов и проектов внутри дисциплин.

Основной целью проектного обучения служит получение студентами опыта реализации инженерного проекта от стадии формирования замысла через этапы разработки, внедрения и эксплуатации в логике международной инициативы CDIO.

«Возможностью применить проектный метод обучения на практике стало участие наших ребят в Международном инженерном чемпионате Case-in — единственном в России федеральном кейс-чемпионате топливно-энергетического и минерально-сырьевого комплексов. В сезоне 2016 года наша студенческая команда завоевала кубок чемпионата в Лиге по нефтегазовому делу», — отметила Людмила Габышева.

Одной из приоритетных форм взаимодействия университета и предприятий является создание базовых кафедр. Эта модель реализована в сетевом взаимодействии с корпорациями ПАО «ЛУКОЙЛ» и ПАО «Газпром нефть».

В рамках деятельности базовой кафедры компании «Газпром нефть» реализуется совместно разработанная магистерская программа «Промышленное и гражданское строительство на объектах нефтегазодобычи».

Людмила Габышева представила участникам сессии перспективные направления взаимодействия с предприятиями-партнёрами вуза.

С целью актуализации образовательных программ направления «Нефтегазовое дело», в частности, руководством центрального аппарата управления ПАО «НК «Роснефть» в вуз были предоставлены 11 профилей профессионально-технических компетенций.

Индустриальный университет является участником рабочей группы, созданной по инициативе ПАО «Транснефть» для разработки примерных образовательных программ направления «Нефтегазовое дело».

Совместно с ООО «Сибур-Тобольск» сформирован паспорт компетенций выпускника по направлению «Химические технологии», обеспечена корреляция вузовской и производственной компетентностной модели выпускника.

По заказу «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» разработана программа профессиональной переподготовки в дополнение к основной образовательной программе и реализуется обучение по целевому заказу компании.

«Результаты партнерства взаимовыгодны. Для университета это выражается в совершенствовании учебного процесса, для партнёров – в возможности готовить кадры с требуемым уровнем сформированности профессиональных компетенций», — подчеркнула директор департамента образовательной деятельности ТИУ.

В настоящее время университет, опираясь на компетенции WorldSkills, проводит работу по внесению изменений в образовательные программы среднего профессионального образования и адаптации их под актуальные запросы работодателей.

«В январе 2018 году мы планируем реализовать пилотный проект по внедрению демонстрационного экзамена по профессии «Помощник бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ (второй)» по специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин», — сказала Людмила Габышева.

По её словам, присоединение к движению WorldSkills в России — это веление времени, главной целью которого служит повышение престижа рабочих профессий, развитие профессионального образования в регионе, гармонизация лучших практик применения стандартов Worldskills и профессиональных стандартов.

«В рамках реализации областного проекта «Тюменская инициатива для университетов» в 2018-2019 годах на базе индустриального университета будут созданы специализированные центры компетенций по стандартам WorldSkills в области строительства и переработки нефти и газа», — сообщила Людмила Габышева участникам Тюменского нефтегазового форума.

В целом, намеченные и масштабируемые инновационные направления развития образовательной деятельности университета, взаимодействие с индустриальными партнерами – это те модельные решения, которые способны сбалансировать теорию и практику в инженерном образовании, сделать образовательные программы гибкими, способными удовлетворить растущие требования экономики региона.

«Все обозначенные практики апробированы и зарекомендовали себя как эффективные инструменты», — резюмировала директор департамента образовательной деятельности ТИУ.

Антонина Борисович, 

фото Дениса Ханыкова,

пресс-служба ТИУ

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *