НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ «ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРОДУКТИВНОСТИ СКВАЖИН»
На рубеже веков произошла буквально революция в нефтегазодобывающей отрасли в связи с развитием новых методов увеличения добычи углеводородов при разработке месторождений применением способа бурения эксплуатационных наклонно — направленных скважин с горизонтальными стволами в продуктивных пластах, однако в части технологии строительства подобных скважин буровые предприятия намного отстали от планов реализации этих методов и в первую очередь из-за отсутствия подготовленных специалистов, а так же готовых технико-технологических решений и технических средств отечественного производства. Образовался пробел в подготовке педагогических кадров для данного направления, а, следовательно, и в самих специалистах. Дошло до того, что профессионалы по данному направлению готовились самими предприятиями и профильными отраслевыми научно-исследовательскими институтами и научными центрами, а последних в России очень мало.
Цель направленности программы — подготовка магистров высокого профессионального уровня, способных ставить и решать научно-практические задачи на приобретенных знаниях об основах теории, технических средствах и особенностях выполнения основных технологических операций при сооружении нефтяных и газовых скважин с горизонтальными стволами в продуктивных пластах. Изучение дисциплины обеспечивает развитие интеллекта, инженерно-технической эрудиции, высокий профессиональный уровень подготовки магистра и формирование востребованных обществом компетенций, как общекультурных, профессиональных, так и гражданских, общечеловеческих, нравственных качеств личности.
Задачи направленности программы
Научить будущего магистра:
— оценивать влияние различных технических и технологических решений на процесс строительства нефтяных и газовых скважин с горизонтальными стволами в продуктивных пластах;
— применять передовые методы проектирования процесса строительства скважин на основе современных технических средств и ресурсосберегающих технологий, применяемых в России и в мире;
— знать принципы выбора и производить расчеты профилей наклонных и горизонтальных скважин;
— обосновывать и рассчитывать рациональные конструкции скважин с горизонтальными стволами;
— выполнять необходимые расчеты по выбору бурового оборудования, инструмента, режимов бурения и крепления скважин;
— выбирать методы вскрытия, освоения и опробования продуктивных горизонтов.
— владеть навыками управления искривлением стволов скважин компоновками низа бурильной колонны и методами их расчета;
— владеть информацией о достижениях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте в строительстве нефтяных и газовых скважин с горизонтальными стволами.
Уникальность и новизна образовательной программы
- Профиль направленности программы является инновационным в области бурения скважин.
- Для чтения лекций приглашаются высококвалифицированные преподаватели из ВУЗов России нефтегазового профиля и специалисты ведущих предприятий с практическим опытом создания и внедрения инновационных технико-технологических решений для бурения наклонно- направленных, многозабойных и многоствольных скважин с горизонтальными стволами в продуктивных пластах месторождений углеводородов.
Основные принципы практико-модульного и проектного обучения в рамках Программы
- создании деловых контактов и творческих взаимодействий с индустриальными партнерами
- проведение ознакомительных и технологических практик на нефтегазовых предприятиях
- выполнение конкретных заданий по научно-исследовательским и проектно-конструкторским работам. Работы могут выполняться как в рамках одной дисциплины, так и междисциплинарно, что намного эффективнее и интереснее для всех участников процесса.
В процессе обучения предлагаются творческие объединения обучающихся по разным направлениям — геологии, разработке месторождений, бурению скважин, математическим методам решения исследовательских задач, программированию для выполнения конкретных работ, темы которых определены вместе с руководителем проекта. Не зря говорят: «Ум хорошо, а два лучше!». Да и «мозговой штурм» часто приносит положительные результаты, как метод командной работы. Обучающиеся будут иметь конкретные темы НИР и ВКР, в конечном итоге, отличающиеся научной новизной и практической значимостью.
Материально-технические условия реализации образовательного процесса
- Аудиторные занятия (лекции, практические и лабораторные работы, консультации и т.п.): лекционные аудитории, оборудованные компьютерами с установленным программным обеспечением (Microsoft Office Professional Plus) и проектором для демонстрации презентаций;
- Практические занятия и самостоятельная учебная деятельность обучающихся: аудитории для проведения практических занятий, которые, в том числе, включают компьютерные классы с установленным специальным программным обеспечением и доступом к сети Интернет для дисциплин, проводимых в компьютерных классах.
Научно-исследовательская работа обучающихся: аудитории для проведения обучающимися научно-исследовательской работы (лаборатория буровых и тампонажных растворов), библиотечный Фонд для самостоятельной работы обучающихся, компьютерные классы учебного корпуса ТИУ.