Журнал «Ведомости прикладной этики». 2015. Выпуск 47.

Тема выпуска: Университетская этика: актуальная повестка дня  (PDF)

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОИСК

Этика университетского администратора

В.И.Бакштановский. Ценностные ориентиры университетского администратора: концептуальное техзадание к этико-прикладному проекту

Рассматривается распространенное мнение об активном формировании способности коллективного субъекта – университетского Администратора – закрыть своей профессиональной деятельностью возможность преодоления кризиса Университета. Одновременно проблематизируется возможность института университетского администрирования ослабить кризисную ситуацию Университета. Сформулированы основные элементы концептуального технического задания к исследованию этики университетского администратора с позиций инновационной парадигмы. Особо выделяется ситуация дуализма двух малых этик – профессиональной и организационно-корпоративной – в нормативно-ценностной системе университетской этики. Тем самым речь идет не о банальной критике патоса бюрократизма, но о ценностном конфликте базовых субъектов университета, каждый из которых руководствуется своей малой этикой. Подчеркнута значимость ориентации разработчиков этики администратора на высший ярус университетской этики – Миссию-Кредо – для преодоления гипертрофии такого дуализма. В Приложении в качестве элемента концептуального техзадания предложен вариант этического документа «Декларация о ценностных ориентирах дела университетского администратора».

Ключевые слова: университетская этика, этика университетского администратора, инновационная парадигма прикладной этики, дуализм профессиональной и организационно-корпоративной этик, концептуальное техзадание.

 

А.В. Прокофьев. О профессиональной этике университетского руководства

В первой части статьи подвергнуто анализу то влияние, которое может оказать кодификация академической этики на отношения университетского руководства с преподавателями и студентами. В качестве практического контекста обсуждения этой проблемы был использован опыт разработки этических кодексов МГУ имени М.В. Ломоносова и философского факультета того же университета. Во второй части статьи исследована связь между назначением или миссией университетов и этическими обязанностями академических администраторов. В качестве основы для понимания назначения университета использованы концепции Н.Кеохэйн (университет как сообщество ученых) и Р. Вейнгартнера (университет как организация профессионалов). Выявлены ключевые трудности, препятствующие сохранению этих двух измерений университетской жизни: корпоративизация университета и отчуждение его бюрократической верхушки от преподавателей.

Ключевые слова: этика профессий и организаций, обязанности университетского руководства, кодификация академической этики, университетское сообщество, академический профессионализм.

 

Р.Г.Апресян.  Университетский администратор: расширение контекста нормативно-этической ситуации

Нормативно-этическая ситуация университетского администратора рассматривается не только на пересечении обязанностей, обусловленных этическим кодексом университета и этосом университета, но также – шире – с учетом его обязанностей перед внешними управляющими и контролирующими инстанциями и перед потребителями образовательных услуг. Делается вывод, что при современных тенденциях образовательной политики и управления образованием внутренняя конфликтность нормативно-этической ситуации университетского администратора будет только углубляться.

Ключевые слова: нормативно-этическая ситуация, добросовестность, этика университета, административная этика, корпоративная этика, организационная этика, ректор, проректор, профессор.

 

А.А. Скворцов.  Этика профессора и этика администратора: от солидарности к отчуждению

Этика профессора и этика вузовского администратора – две нормативно-ценностные системы, отношения между которыми в последние годы существенно изменились. Если ранее административные посты в университетах занимали учёные, то сегодня на руководящие должности выдвигаются «менеджеры образования», не имеющие прямого отношения к науке, но поставленные государством ею руководить. Автор полагает, что такая тенденция ведёт к превращению действующих учёных и педагогов в мелких администраторов, что не позволит им заниматься наукой и образованием в их традиционном понимании.

Ключевые слова: этика, прикладная этика, академическая этика, исследовательская этика, менеджмент в образовании, отчуждение.

 

Г.Л.Тульчинский. Элиминация университетского этоса: преподавание как прекарный труд

Современная оптимизация российской высшей школы привела к дивергенции университетского этоса. Этос Администратора (менеджмент) подавляет этос Профессора настолько, что можно говорить об элиминации академического этоса и, как следствие, редукции социальной роли университета к экономической «эффективности».

Ключевые слова: модернизация, образование, оптимизация, прекарный труд, университет, элита.

 

А.А. Сычев.  Биоинженерная этика

В статье показано, как в ходе моральной саморегуляции деятельности научного и инженерного сообщества, а также под давлением широкой общественности формируются контуры новой биоинженерной этики, объединяющей профессиональную этику инженера с элементами биоэтики. Поддерживая научный и технический прогресс, биоинженерная этика способствует общественному благу, улучшению качества жизни людей, их здоровья и благосостояния. В то же время она стремится к поддержанию безопасной среды для жизни как современников, так и будущих поколений, снижению биологических рисков, усилению контроля над потенциально опасными веществами, ориентируясь при этом на принцип предосторожности.

Ключевые слова: биоинженерная этика, нормативные документы, принципы, принцип предосторожности.

 

М.М.Рогожа. Сигнализаторство в университетской среде (Этический анализ случая)

Сигнализаторство – практика, судьба которой еще не сложилась в нашем социокультурном пространстве. Достаточно неоднозначно принимаемая широкими слоями населения, она не становилась предметом этических исследований ни в общетеоретическом, ни в прикладном ключе. Обращение к теме сигнализаторства в университетской среде в данной статье обусловлено недавними событиями на профилирующей кафедре одного из киевских вузов. Случай представляет интерес в качестве материала для ситуационного анализа в учебном процессе (так называемого «учебного кейса»), а также дает возможность поднять вопросы университетской этики в исследовательском ключе. Развертывание ситуации подается в контексте последовательно представленных общей теории сигнализаторства, заданной в работе Р. Де Джорджа; этических аспектов разоблачения должностных нарушений, заданных особенностями университетской среды; специфики осмысления сигнализаторства в рамках университетской этики на постсоветском пространстве.

Ключевые слова: сигнализаторство, должностное нарушение, университетский преподаватель, университетский администратор, студент.

 

Л.А. Громова.  Этика университетских преобразований

В статье обсуждается актуальный вопрос об использовании нравственных ресурсов для поддержания изменений в современных университетах.

Ключевые слова: нравственная ответственность за последствия университетских преобразований, приверженность профессии и университету, преодоление сопротивления изменениям.

 

В.Ю.Перов.  В поисках академического этоса

В статье рассматриваются некоторые проблемы трансформации академического этоса в современном обществе. В качестве исходной теоретической идеи выступает критерий наименьшей полезности, который был основанием для классификации наук у Аристотеля. Если у Аристотеля меньшая полезность науки определяла ее более высокий статус, то в современном обществе критерий полезности становится главным в отношении как научного знания, так и образовательного процесса. В статье рассматриваются исторические этапы появления новых университетов в Великобритании, которые происходили в контексте изменения представлений о ценности университетского образования, появления фундаментальных и прикладных наук, что было обусловлено социальными изменениями. Процессы ориентации на потребности рыночной экономики создают условия для трансформации университетского и научного сообщества, превращает их в сферу услуг и приводит к отказу от интерпретации их в качестве социального блага. В статье анализируются примеры возникающих при этом трудностей в юридическом и этическом нормативном регулировании академического сообщества. Главной трудностью является многочисленность и неопределенность заинтересованных в деятельности научного и образовательного сообщества социальных групп, интересы которых могут противоречить друг другу. Наличие многочисленных интересов, отстаивающих свою значимость, порождает возможности для произвола власти в управлении академическим сообществом. В качестве основного вывода в статье сформулирована идея необходимости сохранения классического этоса науки, что может обеспечить как автономию академического сообщества, так и сохранить науку и образование в качестве непруденциального социального блага.

Ключевые слова: академический этос, фундаментальная и прикладная наука, общественное благо, пруденциальность, нормативное регулирование, автономия академического сообщества.

 

Этика инженерного дела

А.Ю. Согомонов.  На пути к холистической парадигме (перемены vs традиции в инженерном образовании)

В статье рассматриваются проблемы обоснования парадигмально нового вузовского образования инженеров. Речь идет уже не о фасадном, а глубинном реформировании. Сегодня запрос на обновление идет из гражданского общества и подкреплен новой глобальной повесткой дня. Главный вызов брошен традициям классического инженерного образования (квантификации, чистой и прикладной знаниевой подготовке, ориентации на «среднего» специалиста и т.д.). Заимствованная идея из недавно сформировавшегося движения в защиту холистической педагогики дала толчок, с одной стороны, формированию нового холистического инжиниринга (в нем гуманитарно-коммуникативные приоритеты подчиняют себе установку на чистый технологизм), с другой, – придает импульс техническим университетам к переходу на модель холистического образования. В нем креативность и контекстуализация инженерных решений предопределяет всю образовательную философию.

Ключевые слова: инженерное образование, холистическое образование, контексты инженерной деятельности, гуманитарно-коммуникативные приоритеты.

 

Г.В. Панина.  Социотехническое проектирование в инженерном образовании

В статье анализируется новая форма инженерной деятельности – социотехническое проектирование. Раскрываются сущность, этапы развития и роль в современном обществе социотехнического проектирования. Рассматривается роль проектной деятельности в социальной адаптации инноваций. Подчеркивается важность овладения процедурами социотехнической проектной деятельности на первых уровнях высшего образования.
Проектирование в условиях спонтанного развития общества означает разворачивание возможных вариантов развития объекта, их экспертную оценку и рекомендации по стратегиям практического применения. Социотехническое проектирование позволяет увидеть тенденции технического развития в социокультурном контексте, выявить риски и социокультурные последствия развития новых технологий. Овладение методиками социотехнического проектирования предполагает изменение стратегий подготовки инженерных кадров. Повышаются требования к личностным качествам и социальным компетенциям, которые становятся неотъемлемой частью нового профессионализма. Знания о социальных системах и культурных особенностях превращаются в важнейший элемент профессиональной культуры технического специалиста. Социогуманитарные исследования становятся основой инновационной деятельности, а социально-гуманитарное образование – базовым элементом профессионального инженерного образования.

Ключевые слова: социотехническое проектирование, проектное обучение, проектирование инноваций, социокультурный контекст инженерной деятельности, социальная адаптация техники, социокультурная экспертиза, социальные риски, социотехнические системы, профессиональное инженерное образование.

 

Рублика академика А.А.Гусейнова

Мораль и экономика: линии взаимодействия

В статье обосновывается мысль, что мораль и экономика представляют собой два противоположных полюса общественной практики – свободы и необходимости. В ходе исторического развития приоритет морали перед экономикой, характерный для сословных обществ, сменился приоритетом экономики перед моралью, свойственным капитализму. И тот и другой тип взаимодействия являются односторонними: не учитывают, что мораль и экономика связаны между собой взаимным отрицанием, как два самостоятельных фактора, которые нельзя ни свести друг к другу, ни иерархически выстроить.

Ключевые слова: мораль, экономика, общественная практика, поступок, нравственные запреты, рынок, эгоизм, индивидуалистическая этика.

 

МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА:

ГУМАНИТАРНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ

М.В.Богданова.  Этические координаты инженерного дела: представления студентов

В статье рассматриваются этические аспекты инженерного дела, его этос, который определяется как культурный код, элемент ценностно-нормативной системы профессии инженера. При вхождении в практику инженерного дела выпускнику университета предстоит определять ситуацию в этических координатах – осваивать профессиональный этос. Опираясь на результаты социологического опроса, автор анализирует представления студентов об инженерной профессии в этических координатах. Этические координаты соотносятся с особенностями позиций студентов: относительно принципов и норм, предлагаемых ими в этический кодекс инженера, и сфер профессиональной ответственности инженера.

Ключевые слова: этос инженерного дела, профессиональная ответственность инженера, ориентация на профессиональный успех, субъектность университета.

 

ОЙКУМЕНА ПРИКЛАДНОЙ ЭТИКИ

Ю.В. Казаков. Ориентиры для ориентирующих: по образу нормы – или по образцу прецедента?

В статье представлен и обоснован проект Медиаэтического стандарта – ценностно-нормативных ориентиров Общественной коллегии по жалобам на прессу. Минимальный стандарт – внутренний ориентир Коллегии при обсуждении конфликтных ситуаций, обнаруженных жалобой. Подчеркивается, что «Медиаэтический стандарт сформирован в логике и в качестве надкорпоративной “первоосновы”, включающей в себя минимальный, но при этом базовый пакет (профессиональных принципов, норм и правил поведения журналиста)».

Ключевые слова: саморегулирование в сфере масс-медиа, профессионально-этические принципы саморегулирования, медиаэтический стандарт.

 

В.А.Абилькенова.  Дуализм профессиональной этики журналиста и корпоративной этики СМИ в практике отечественного медийного саморегулирования

На первый взгляд, конфликтное сосуществование (дуализм) норм профессиональной этики журналиста и корпоративной этики СМИ в практике отечественного медийного саморегулирования реально не отражается: проблемные ситуации чаще всего не выходят на публичное обсуждение (за редким исключением – например, «казус Парфенова»), поэтому «сор из избы» не выносят, да и корпоративные документы, содержащие опасность столкновения двух малых нормативно-ценностных систем, тоже остаются внутри организаций-корпораций. Общественная коллегия по жалобам на прессу рассматривает подобные информационные споры в логике «редакционная политика и общественный интерес».

Ключевые слова: профессиональная этика журналиста, корпоративная этика СМИ, дуализм, саморегулирование, общественный интерес.

 

Е.В.Беляева. Трансляция нравственных ценностей в практиках повседневности

Влияние традиционной нравственной культуры в большей мере сказывается на уровне практик повседневности, чем на уровне убеждений и принципов. К практикам повседневности, связанным с хлебом, относится собственное хлебопечение и покупка хлеба, выбор сорта хлеба, обращение с ним и с его остатками. В них транслируются такие нравственные ценности как благо, ценность семьи, ценность трудолюбия.

Ключевые слова: практики повседневности, нравственные ценности, семейные ценности.

 

КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ ЭТИКИ

Е.Н.Викторук.  Границы и безграничность университетского этоса: взгляд преподавателя

Анализируется усложняющееся пространство университетской этики. Вопрос о месте служебной этики в этике университета рассматривается на примере курса повышения квалификации «Служебная этика и стандарты антикоррупционного поведения». Предпринята попытка выстраивания приоритетов, взаимодействующих локальных и универсальных нормативных систем научно-образовательного этоса. Риски и перспективы данного пространства «ойкумены прикладной этики» излагаются с позиции преподавателя этики.

Ключевые слова: прикладная этика, академическая этика, корпоративная этика, этика университета, педагогическая этика, служебная этика, научно-образовательный этос, этический кодекс.