Журнал «Ведомости прикладной этики». 2015. № 46

Тема выпуска: Университет – центр формирования и воспроизводства этики профес­сии (PDF)

  


 

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОИСК

Этика профессии и миссия университета

Тульчинский Г.Л. Профессиональная этика, профессиональный этос и Университет  (PDF)

В статье рассматривается роль Университета в формировании и воспроизводстве профессионального этоса. Специальное внимание уделено возможностям культивирования профессиональной этики в российских университетах, перспективам либерального образования.

Ключевые слова: профессиональная этика, профессиональный этос, университет.

 

Беляева Е.В. Профессиональная этика в эпоху креативности (PDF)

Исследование профессиональной этики в эпоху креативности пред­полагает изучение: (а) этики любой творческой деятельности, осно­ванной на понимании ее духовной гуманистической миссии; (б) этики «креативного класса», которая формируется в постиндустриальном обществе как этос социальной группы; (в) этики так называемых «креативных профессий», связанных с рекламой, PR-деятельностью, дизайном и т.п. Только этика «креативных профессий» имеет вид профессиональной этики, оформленной в этических кодексах.

Ключевые слова: профессиональная этика, креативность, творчество, профессионализм.

 

Прокофьев  А.В. Прикладная этика как проекция общих нравственных принципов (оценка теоретической модели) (PDF)

 В статье проведен анализ достоинств и недостатков той модели прикладной этики, которая рассматривает в качестве ее задачи практическую проекцию (приложение, конкретизацию) нравственных ценностей, принципов, норм. Эта модель была разработана Б.Гертом, но широко используется самыми разными исследователями. Проекции подвергаются требования так называемой общепринятой морали, на выходе этого процесса находятся нормы частных моралей, регулирующих поведение участников той или иной практики. Основной вывод автора статьи состоит в том, что модель проекции (приложения, конкретизации) сталкивается с рядом вызовов, преодоление которых неизбежно превращает прикладную этику из аналитической деятельности в процесс конструирования частных нормативных систем, опирающийся на коммуникацию между членами сообществ и применение метода проб и ошибок. В центре внимания автора находится вызов со стороны концепции морального плюрализма, которая фиксирует неразрешимые противоречия между ценностями. Преодоление таких противоречий не может быть достигнуто теоретически, оно достигается посредством коллективного поиска оптимального дизайна институтов на длительных промежутках времени. Прикладная этика является одной из действующих сил этого процесса. Такой ее образ во многих своих чертах напоминает «инновационную парадигму прикладной этики», предложенную В.И. Бакштановским.

Ключевые слова: мораль, этика, прикладная этика, практическая проекция общих моральных принципов и норм, конструктивизм, социальная инженерия.

 

Согомонов А.Ю. Этика инженерной профессии в университетской доксе: как возможно обучение инженера этическому мышлению? (PDF)

В статье рассматриваются проблемы профессионально-этической дидактики в университетском цикле. Этика инженера представляет собой особый случай прикладной этики и поэтому нуждается в последовательном нормативном и дескриптивном преподавании в технических университетах. Весь цикл обучения предлагается разбить на четыре ступени, соответствующие четырем годам бакалавриата. Знаниевые методы предлагается сочетать с проектными и рефлексивными подходами. В основе профессионально-этического образования положен принцип этического воображения, который в условиях усложнения социальной жизни и диверсификации образовательных институтов постепенно становится стержневым в понимании актуальной университетской доксы.

Ключевые слова: инженерная этика, профессиональная этика, университетская утопия, этическое воображение, этически мыслящий инженер.

 

Апресян Р.Г. Разнообразие профессионально-этических режимов
и задачи нормативно-этического проектирования
(PDF)

Предложенное Дж. Ролзом описание стадий в индивидуальном моральном развитии может быть переосмыслено как типология личности в морали, а также и как типология этических режимов профессиональных организаций. Признание возможности различных этических режимов профессиональных организаций ставит вопрос об учете особенностей нормативно-этического проектирования в условиях различных режимов для обеспечения их максимальной действенности и эффективности.

Ключевые слова: профессиональная этика, нормативная этика, этический режим, нормативное проектирование, моральные типы личности, Дж. Ролз, Л.Кольберг.

 

Сычев А.А. Трансформации профессиональной этики врача (PDF)

В статье в контексте истории медицины анализируется трансфор­мация профессиональной этики врача. Для оформления профессии врача необходимо было отделить ее от сопутствующих религиозных и мифологических практик. Гиппократ и его последователи обратились с этой целью к натурфилософии и этике. При этом решающую роль в создании профессии сыграла именно этика. Автор показывает, что медицина – это не столько собрание научных знаний о природе, сколько нормативная деятельность. Без врачебной клятвы, конституирующей профессию, медицина теряет свою специфику и растворяется в других практиках – науке, политике, коммерции. Если в ходе развития биоэтики моральный кодекс врача будет до предела проблематизирован, под вопрос будет поставлено и само существование профессии врача.

Ключевые слова: профессиональная этика, история медицины, клятва Гиппократа, прикладная этика, биоэтика

 

Рогожа М.М. Динамика университетских ценностей (PDF)

В статье рассматривается динамика университетских ценностей в том сегменте, который задан деятельностью университетского интеллектуала в темпоральном срезе: Средние века – Возрождение – Новое время – Современность. Содержание ценностей претерпевало существенные перемены в связи с изменением миссии университета как института в социокультурном пространстве Европы. Обучение, научная деятельность и гражданское служение – это вехи, по которым выстраивал и выстраивает свою жизнь в профессии университетский интеллектуал. В статье отмечается, что уменьшение объемов собственно образовательной и научной составляющих за счет расширения миссии общественного служения на практике оказывается коммерциализацией всех сфер университетской жизни. Это та повседневность университета, дилеммный характер которой определяет необходимость дальнейшей работы по упорядочиванию его ценностного пространства.

Ключевые слова: ценность, университет, обучение, научная деятельность, гражданское служение, университетский интеллектуал, ремесленная корпорация.

 

Рубрика академика А.А.Гусейнова

Добродетель и добротность (PDF)

Статья посвящена рассмотрению характера связи нравственных и функциональных аспектов человеческих поступков. Нравственная доброкачественность поступков обобщается в понятии добродетели, а их функциональность – в понятии добротности. Выделены несколько типовых моделей соотношения добродетельности и добротности действий. Особое внимание уделено вопросу о том, в какой мере моральная квалификация поступков может быть поставлена в зависимость от их функциональности и полезности.

Ключевые слова: добродетель, добротность, благо, прикладная этика, Аристотель, стоики, клятва Гиппократа, институционализация морали.

 

МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА:

ГУМАНИТАРНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ

Богданова М.В. Высшее профессиональное образование – институционализированный или инкорпорированный  социальный капитал? (по материалам опроса студентов ТюмГНГУ) (PDF)

В статье предпринята попытка рассмотреть этос профессии как медиативный фактор взаимодействия субъектов социального поля инженерной деятельности. Представлены результаты социологи­ческого опроса потенциального субъекта инженерной деятельности – студентов технических специальностей ТюмГНГУ. Выявленные в ходе исследования особенности мотивов выбора специальности, представ­лений студентов о прагматическом и личностно-значимом потенциале профессии инженера, ориентаций на работу по профессии позволяют говорить о потенциальной открытости студентов к рефлексии профессионально-нравственных принципов и норм инженерной профессии.

Ключевые слова: этос профессиональной деятельности, жизненные планы, профессия инженера, социальное поле инженерной деятельности.

 

КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ ЭТИКИ

Викторук Е.Н., Ардюкова О.С. Профессиональная этика педагога:
от инерционного сценария к инновационному
(PDF)

Анализируются изменения в профессиональной этике педагога, при этом авторы сравнивают инерционный и инновационный сценарии развития прикладной этики. Слабая эффективность традиционной модели профессиональной этики в современном образовании раскрывается на примерах профессиональной деформации педагога и «символическом капитале» этичности. Приводятся данные диагностического исследования, направленного на понимание степени остроты этических проблем преподавательского этоса. Оценка остроты этических проблем в профессии и мер по их преодолению осуществляется на основе анкетирования двух групп респондентов: экспертов (руководители и преподаватели педагогического университета) и учителей (магистранты заочной формы обучения). Рассматриваются условия дополнения инерционной модели профессиональной этики педагога инновационной.

Ключевые слова: профессиональная этика, прикладная этика, педагогическая этика, этическое образование, символический капитал, профессиональная деформация, учитель нового типа, диагностическое исследование, профессиональный стандарт педагога.

 

Лазутина Г.В. Как её воспроизводить – высоконравственную творческую среду? (PDF)

В статье содержится попытка ответить на вопрос, поставленный в названии. Здесь рассматриваются обстоятельства, при которых в вузе оказывается возможным воспроизводить в профессии высоконравственную творческую среду. Ключевым ресурсом профессионально-этического становления студентов автор считает личность преподавателя, способного создавать высоконравственную творческую обстановку в учебном процессе. В статье подчёркивается, что вос­про­изводство профессиональной этики является фундаментальным элементом миссии современного Университета, и обращается внимание на необходимость формирования в вузах соответствующего преподавательского сообщества.

Ключевые слова: профессиональный долг преподавателя вуза, воспроизводство высоконравственной творческой профессиональной среды, организация высоконравственной творческой обстановки в учебном процессе.

 

Панина Г.В. Культурная среда технического вуза как фактор формирования профессиональной культуры (PDF)

В статье рассматриваются условия формирования профессиональной культуры специалиста в техническом вузе, важнейшим из которых является создание особой культурной среды, включающей в себя регулярное взаимодействие с учреждениями культуры, использование достижений искусства в учебном процессе, а главное – широкую социально-гума­нитарную подготовку как способ формирования социальной компетентности, необходимой специалисту, живущему в меняющемся мире. Выделяются основные качества современного высококвалифицированного специалиста и роль в их формировании социально-гуманитарных дисциплин.

Ключевые слова: социальная компетентность, профессио­нальная культура, культурная среда вуза, социогуманитарная составляющая образования, гуманитаризация высшей шко­лы, инновационное общество, профессиональная компетентность.

 

ИЗ ИСТОРИИ ИННОВАЦИОННОЙ ПАРАДИГМЫ

Бакштановский В.И. Уистоков концептуальной автономии инновационной парадигмы прикладной этики  (PDF)

Рассматривается этап становления инновационной парадигмы прикладной этики в его соотнесении с актуальной ситуацией. В первой части статьи ставится вопрос о вольном-невольном «покушении» на концептуальную автономию инновационной парадигмы и важности понимания оснований этой автономии, формировавшихся на этапе становления отечественной прикладной этики. Во второй части показаны истоки и процесс формирования специфики этико-при­кладного знания, ориентированного на целенаправленное преобразующее во­здействие в сфере моральной практики. Для характеристики реальной биографии креации проектно-ориентирован­ного этического знания в этой части републикуется статья 1980-го года «Прикладная этика: этап становления (опыт и актуальные проблемы)». В третьей части рассматриваются некоторые уроки этапа становления инновационной парадигмы для понимания ее концептуальной автономии.

Ключевые слова: инновационная парадигма прикладной этики, концептуальная автономия инновационной парадигмы прикладной этики, проектно-ориентированное этическое знание, технологии прикладной этики.