Журнал «Ведомости прикладной этики». 2016. Выпуск 48
Тема выпуска: Возвращение этики успеха? (PDF)
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОИСК
Этика успеха
Апресян Р. Г. Этика и идея успеха
Успех соотнесен с деятельностью, ее результативностью, адекватностью задачам и интересам, ради которых она предпринималась. Успех это показатель достигнутости результатов, соответствующих поставленной цели; успех выше, если результаты были достигнуты с наименьшими усилиями. Для успешности важна не только результативность, но и ее соотнесенность с нормами и ожиданиями сообщества, в котором деятельность осуществляется. Идея успеха требовательна – она взывает к практичности субъекта, к его личностной активности. Сами по себе эти качества не являются добродетелями. Но они становятся таковыми в оппозиции пассивности, инерционности, лени, безразличию. Идея успеха требовательна и в том смысле, что взывает к культуре деятельности. Этот аспект феномена успеха имеет явное моральное содержание.
Ключевые слова: успех, нормативная этика, практическая деятельность, личностный рост, фронезис-рассудительность.
Тульчинский Г. Л. Успех этики успеха
Университет воспроизводит профессиональную среду. Такое воспроизводство связано не только со знаниями и навыками (человеческим капиталом), но также и с социальным капиталом. Статья содержит различение видов (уровней) успеха и критериев успешности профессиональной деятельности. Такие критерии обусловлены этосами различных профессий.
Ключевые слова: личность, мотивация, университет, успех, этос.
Прокофьев А.В. Нравственное значение осмысленной работы
В статье предпринята попытка показать, что ценность успеха не может быть единственной опорой общественной морали в сфере профессиональной и деловой практики, а также преобладающим критерием самоидентификации личности в нормальном современном обществе. Успех представляет собой слишком конкурентное и элитистское явление для того, чтобы на его основе большинство членов общества могло поддерживать самоуважение. В силу этого автор предлагает обратить внимание на другую социально-этическую ценность – ценность наполненной индивидуальным смыслом, или осмысленной, работы. В статье последовательно проанализированы связанные с этим понятием три проблемы: основных свойств и составляющих осмысленной работы; ее соотношения с такими понятиями, как «призвание» и «ремесло»; справедливости государственной политики, направленной на расширение пространства осмысленной работы в обществе. Итогом проведенного исследования является вывод, что идеал осмысленной работы не только дополняет идеал профессиональной успешности, но и задает некоторые обязательные цели социально ответственного бизнеса и гуманистически ориентированного государства.
Ключевые слова: мораль, общественная мораль, профессиональная этика, успех, осмысленная работа, призвание, ремесло, распределительная справедливость.
Скворцов А. А. Университетское сообщество между этикой академического и коммерческого успеха
Статья посвящена трансформации понимания этики успеха в университетской среде. Традиционно идея успеха высшей школы была неразрывно связана с идеей служения сотрудника своему университету. Представление об успехе не было связано ни с высокими доходами, ни с существенным карьерным ростом. Успех воспринимался сотрудниками как лидерство в науке, как узкая, но глубокая специализация, как просветительская миссия, с помощью которой университет участвует в развитии своей страны. Однако в последнее время российскими властями взят курс на коммерциализацию высшей школы, которая, по замыслу, будет способствовать интеграции университетов в сферу бизнеса. Отныне под успехом понимается другое: работа во имя прибыли университета и места в произвольных рейтингах, которые формируются не по качественным, а по количественным показателям. Автор показывает, что коммерциализированная высшая школа не добьётся успеха в деловой среде и при этом неизбежно потеряет свой авторитет в обществе.
Ключевые слова: этика, академическая этика, успех, наука, образование, сообщество, коммерциализация, наукометрия.
Сычев А. А. Этика выживания и этика успеха
В статье рассматриваются две системы ценностей: этика выживания и этика успеха. Этика выживания – это система ценностей традиционного общества, обеспечивающих минимальную, но стабильную урожайность и гарантирующих помощь коллектива в случае крайней необходимости. Основной принцип этики выживания – минимизация рисков. Этика успеха – это система ценностей общества индустриального типа, направленных на достижение выгоды, богатства, благополучия. Этика успеха основана на принципе максимизации прибыли. Рассматривая формирующуюся этику современного общества, автор делает вывод о том, что она является возвращением к этике выживания традиционного общества на новом качественном уровне.
Ключевые слова: этика выживания, этика успеха, деловой успех, биоэтика, экологическая этика.
В статье профессиональный успех университетских интеллектуалов рассматривается через призму ценностных оснований «третьей миссии». Третья миссия представлена в основных направлениях общественного служения. Ключевые идеи Бухарестской декларации по этическим ценностям и принципам высшего образования в европейском регионе проанализированы через призму третьей миссии. Очерчиваются ценностные установки университетского интеллектуала, заложенные в средневековой культуре и воспроизводимые поколениями интеллектуалов: подвижничество, высокое служение, неутилитарность. Отмечается, что массовизация, коммерциализация университета и увеличение его административной составляющей, свободные от идеи общественного служения, ведут к упрощению ценностного содержания профессии преподавателя. В таких обстоятельствах университетский интеллектуал теряется в сетях неразрешимых противоречий, которые делают невозможным переживание профессиональной успешности.
Ключевые слова: успех, третья миссия, общественное служение, университетский интеллектуал, Бухарестская декларация по этическим ценностям и принципам высшего образования в европейском регионе.
Перов В.Ю. Антиномии успеха академического этоса
Предметом исследования являются этические проблемы достижения успеха в современной науке. В центре внимания оказывается процесс трансформации «классической науки» в «постклассическую науку» и исследование сомнений в эффективности классических моральных норм и ценностей этики науки. В статье: а) проанализированы основные характеристики современного состояния науки, которые были сформулированы П.Штомпкой; б) проведен сравнительный анализ этоса «классической науки» Р.Мертона и «постклассической науки» Дж.Зимана; в) выявлены основные особенности системообразующих характеристик «классической науки», являющихся основанием ее этоса (стремление к истине, наличие особых форм признания успеха, автономность самоорганизации). В результате доказано, что основные требования к изменению «академического этоса» связаны с внешними по отношению к науке и научным достижениям критериями. Основными из этих требований являются коммерческий успех и формально организованный контроль за научными исследованиями. В статье с использованием примеров из биографии лауреата Нобелевской премии по физике 2015 года – С. Накамуры – показано, что эти требования являются причинами появления антиномий успеха в академическом этосе: а) результаты образования vs требования работодателей; б) свобода научного творчества vs требования работодателей; в) научная компетентность vs наукометрические (формальные) показатели. Разрешение данных антиномий возможно через признание науки социальным благом, которое не может быть полностью сведено к расчетливо-пруденциальным требованиям. В качестве главного вывода в статье сформулировано положение, что внешние по отношению к автономии и самоорганизации науки требования являются патологиями и девиациями академического этоса и не в состоянии обеспечить ни личных успехов учёных, ни успешное функционирование научной деятельности.
Ключевые слова: этика науки, академический этос, автономия и самоорганизация науки, антиномии успеха, эрозия доверия к науке, социальное благо.
Этика инженерного дела
Богданов М.В. О новых концептуализациях символа инженерной профессии
В статье предпринята попытка обоснования актуальности формирования техническим университетом новых концептуализаций символа профессии инженера. Такая концептуализация создает видение новых предметных полей профессиональной деятельности, новых представлений о структурированной организации знания. Профессиональный успех рассматривается как элемент символа инженерной профессии. Сформирована гипотеза, что различия в установках студентов инженерных специальностей на успех в будущей профессиональной деятельности обусловлены знаниями и представлениями о профессии, содержащимися в программах специалитета и бакалавриата.
Ключевые слова: профессия инженера, символ профессии, профессиональный успех, университет.
РУБЛИКА АКАДЕМИКА А.А.ГУСЕЙНОВА
Гусейнов А.А. Этика и мотивация успеха
В статье дается этический анализ мотивации успеха. Под успехом понимается успешность действий, выражающаяся в том, что индивид делает свое дело хорошо и делает его лучше, чем другие. Дается обобщенная характеристика учения о поступке М.М. Бахтина как методологической основе для решения вопроса об этическом статусе мотива успеха. Показано, что в рамках разделения ответственности за поступок на нравственную и специальную и их иерархии, в которой первичной является нравственная ответственность, мотив успеха относится к области специальной ответственности.
Ключевые слова: мотив успеха, мораль, поступок, моральная ответственность, специальная ответственность, М.М. Бахтин, В.И. Бакштановский.
МИССИЯ УНИВЕРСИТЕТА: ГУМАНИТАРНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
Согомонов А.Ю. «Устойчивый университет» (генезис концепции)
В статье рассматриваются проблемы распада единого вузовского тела и индивидуализации институтов высшего образования в связи с повсеместным распространением концепции устойчивого развития. Актуальный цивилизационный транзит и современные вызовы ставят вузы перед необходимостью серьезных перемен. Формулируются новые теории университетской идентичности. Переосмысливаются цели высшего образования, роли и функции вузов. Образование во имя устойчивого развития делает университеты в большей степени ориентированными на глобальные и локальные контексты, публичность и открытость. Создаются университетские и знаниевые города. Концепция «устойчивого университета» предполагает не только реструктурирование образования вокруг современной морально-экологической философии сбалансированного развития, но и стимулирует их к принятию новой планетарной ответственности за кардинальное обновление человеческого капитала.
Ключевые слова: устойчивый университет, устойчивое развитие, образовательная парадигма, «опорный университет», миссия университетов, человеческий капитал.
Неизбежная трансформация современных отечественных университетов, отражающая очевидную необходимость усиления корпоративно-организационных начал, несет с собой риск утраты идентичности университета с точки зрения его Идеи и Миссии-Кредо. Этот риск может возрастать или ослабевать в том числе и в зависимости от идеологии создаваемых университетами этических и/или квазиэтических документов. В статье доказывается, что преодоление такого риска возможно при разработке концептуальных оснований обновления этической инфраструктуры трансформирующегося университета. Эти концептуальные основания сосредоточены на проблеме «профессия-корпорация в корпорации-организации», этической проблеме исследовательского ранга и ранга проектного. Попытка разработки таких оснований предпринята НИИ ПЭ в формате «Декларация ценностей и норм университетской корпорации». Декларация – способ выстраивания и удержания баланса этики научно-образовательной корпорации и этики университета как корпорации-организации.
Ключевые слова: идентичность университета, этическая инфраструктура университета, профессия-корпорация, корпорация-организация, университетские ценности, дуализм профессиональной и корпоративной этик в университетской этике, этика Профессора, этика Профессора-Администратора.
ОЙКУМЕНА ПРИКЛАДНОЙ ЭТИКИ
В статье обсуждается современная тенденция подмены этически полноценной журналистики ангажированной пропагандой, которая принципиально не придерживается никаких этических норм и правил, ориентируется на известную формулу «цель оправдывает средства», нередко обнаруживает «язык вражды». Обсуждается попытка конкретного органа саморегулирования – Общественной коллегии по жалобам на прессу – предложить ориентиры тем, кто пытается отделить журналистику (как профессию, в том числе; отличную от ремесла и специальности самим фактом существования достаточно развитой профессиональной этики журналиста) от пропаганды: особого, не журналистского формата, ворвавшегося на оперативный простор СМИ под журналистским «прикрытием».
Ключевые слова: журналистика как профессия, кодекс профессиональной этики, «язык вражды», дискриминирующая пропаганда, Общественная коллегия по жалобам на прессу.
Абилькенова В.А. Профессиональный успех в журналистике: трансформация смысла
Трансформация ценностного мира журналистской профессии в условиях корпоративизации СМИ затронула и одну из граней профессиональной этики – профессиональный успех. Критерии успеха в миссии корпорации-организации и миссии профессии нередко различаются как черное и белое. Формула успеха претерпела изменения.
Ключевые слова: профессиональный успех, профессиональная этика журналиста, корпоративная этика СМИ, дуализм.
КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ ЭТИКИ
Викторук Е.Н., Москвич Ю.Н. Этика меняющихся университетов: новые граничные условия успеха
В статье обсуждается изменение университетской этики в различных видах современных университетов. Делается предположение о том, что предпринимательский университет задает особую академическую культуру и систему ценностей, формирующих новый облик университетской этики как этики успеха. Рассмотрены ключевые ценности «успешного университета» такого типа: лидерство, горизонтальное управление, ориентация на желаемый результат, способность рисковать в единстве с ответственностью, работа в проектных командах общей цели. В качестве примера успешной университетской деятельности такого типа рассматриваются итоговые результаты реализации программы стратегического развития в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева.
Ключевые слова: этика университета, академическая этика, корпоративная этика, предпринимательский университет, научно-образовательный этос, этика успеха, лидерство, работа в проектных командах, горизонтальное управление.
Беляева Е.В. О многообразии успехов университетского преподавателя
Успех университетского преподавателя должен рассматриваться применительно к многообразию ситуаций, в которых он пребывает: педагогических, научных, коммуникативных. Это не успех, а успехи.
Ключевые слова: успех, этика успеха, университет, преподаватель.