Юрий Гагарин: 60 лет со дня первого полёта человека в космос

Первый шаг человека в неизведанный, таинственный  мир космического пространства был сделан Юрием Алексеевичем Гагариным. Его полёт открыл новую страницу в истории человеческой цивилизации.

60 лет тому назад, 12 апреля 1961 года,  Ю.А. Гагарин совершил свой подвиг, поразивший воображение всех людей Земли, начался долгий, славный и в то же время тернистый путь исследования космоса человеком. Уже давно космонавты живут и работают в космосе месяцами. Это результат первых 108 минут гагаринского полёта. Без  этого первого шага не было бы и последующих.

Как все начиналось

Белка и Стрелка. совершившие космический полёт на корабле «Спутник-5» и вернувшиеся на Землю 19 августа 1960 года

Давняя мечта человека проникнуть в просторы космоса начала успешно реализовываться с запуском первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года. Запуски спутников стали предвестниками и основой для подготовки полёта человека в космос.

Прочно овладев техникой запуска автоматических аппаратов, советские учёные приступили к созданию космического корабля для полётов человека. Несмотря на всю сложность этой грандиозной проблемы, советская наука и техника блестяще справились с её решением.

С 1960-1961 было запущено пять кораблей-спутников, когда места в кабине занимали различные живые существа – от грибков и бактерий до известных всему миру собак Белки и Стрелки, а также собак Пчёлки и Мушки – конструкция космического корабля со всеми его сложными системами выведения на орбиту, стабилизации полёта и обратного спуска на Землю была полностью отработана.

Для реализации полёта человека в космос было принято решение об отборе и подготовке космонавтов к первому космическому полёту на космическом корабле «Восток». Одним из кандидатов в группу будущих космонавтов стал старший лейтенант Военно – воздушных сил Юрий Гагарин.

Юрий Гагарин (1934 — 1968)

Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 года в простой крестьянской семье,  в селе  Клушино, неподалёку от городка Гжатск. О чём мечтали все мальчишки того времени? О космических полётах тогда никто ещё не задумывался, но каждый хотел стать лётчиком. Это была самая героическая профессия, военные лётчики были овеяны романтическим ореолом, о них снималось кино и пели песни. Конечно, Юрий тоже мечтал покорять небесные просторы.

В возрасте 17 лет он поступил в Саратовский индустриальный техникум, который закончил с отличием, там же впервые он  пришёл в аэроклуб, где совершил свой первый взрослый полёт на самолёте Як-18 . Он навсегда вошёл в число самоотверженных военных лётчиков, которые не могут не летать, испытывают новую лётную технику, рискуют своей жизнью во имя Родины. Потом проходил обучение в Оренбургском военном авиационном училище,  служба в Заполярье, где Гагарин приобрёл все необходимые  лётчику  навыки. Пройдя медкомиссию, Гагарин приступил к тренировкам, участвуя в программе СССР по подготовке космонавтов.

По решению комиссии, отбиравшей кандидатов в космонавты, из 250 лётчиков годными были признаны только 20. Для подготовки к первому полёту в космос была сформирована группа из 6 человек: Юрий Гагарин, Герман Титов,  Андриян  Николаев, Павел Попович, Григорий Нелюбов, Валерий Быковский.

Претендентов отбирал Сергей Павлович  Королёв — главный конструктор ракетно–космических систем. Важен был рост, вес и здоровье: возраст не должен был превышать 30 лет, вес — 72 кг, а рост — 170 см (рост Гагарина был 165 см). Только при таких характеристиках космонавт мог поместиться в первом космическом корабле «Восток», так как размеры и вес корабля были сильно ограничены мощностью ракеты-носителя «Восток».

Руководителем и наставником первого отряда космонавтов был назначен известный лётчик Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации Н. П. Каманин.

Для  организации подготовки космонавтов было принято решение о создании специального Центра для подготовки человека к космическому полёту – Центр Подготовки космонавтов в Подмосковье, в Звёздном городке.

С 15 марта 1960 года у первого отряда космонавтов начались плановые занятия, тренировки. Были созданы учебные кабинеты, тренировочные стенды и спортивные площадки. Проводились занятия по основам ракетной техники, конструкции космического корабля и его систем.

Большое внимание подготовке космонавтов уделял Сергей Павлович Королёв. С каждым из космонавтов С. П. Королёв встречался и беседовал, изучал, присматривался, выявлял психофизиологические особенности. Будни отряда космонавтов были загружены до предела. Каждая свободная от занятий минута отдавалась спорту: волейбол, баскетбол, признанным лидером в котором, несмотря на небольшой рост, был Гагарин, игра с мячом, прыжки в воду с трамплина и вышки, упражнения на батуте, качелях.

Исключительная одарённость и прекрасная память помогли Гагарину стать лучшим из лучших, хотя все космонавты были одинаково подготовлены, большинство учёных и методистов — Н. П. Каманин, С. П. Королёв, да и сами космонавты пришли к мнению, что Гагарин идеально подходит для первого полёта.

Главный конструктор перед окончательным решением чётко сформулировал те качества, которыми должен обладать первый космонавт: патриотизм, отвага, скромность, трезвость мгновенного расчёта, железная воля.

10 апреля 1961 г. Государственная комиссия решила, что первым полетит в космос Юрий Гагарин. Дублёром его был назначен Герман Титов. В ответ Гагарин просто ответил: «Задание будет выполнено».

Первый полёт человека в космос

Перед стартом Гагарин сказал: «Вся моя жизнь кажется мне одним прекрасным мгновением». Тогда он не знал, сколь пророческими окажутся его слова. Какой короткой, но небывало яркой, насыщенной будет вся его жизнь. На момент полёта Гагарину было 27 лет.

Но тогда, 12 апреля 1961 года впереди у космонавта, конструкторов, испытателей была неизвестность. Как пройдёт старт, как сработают системы, всё ли предусмотрено и отлажено? Как воздействует на человека невесомость? Ответы на эти вопросы специалисты должны были получить в ходе запуска ракеты, на протяжении всего полёта и после его завершения.

В день старта подъём космонавтов был назначен на 5:30 утра, после завтрака и заседания Государственной комиссии, Юрий Гагарин и  его дублер Герман Титов отправились на стартовую площадку. Перед стартом, в ходе проверки герметичности датчик показал, что крышка люка, через которую космонавт садился в корабль, якобы закрылась не плотно.

В острейшем дефиците времени группа испытателей, отвернув 30 гаек с замков, запирающих люк, поправила специальный электрический контакт прижима крышки, сигнализирующий о её нормальном закрытии. Работали так быстро, что обменялись с Гагариным только взглядами, крышку вернули на место и после проверки герметичности подтвердили готовность к пуску.

И вот, в 9 часов 07 минут по московскому времени,  наступил момент старта. На стартовой площадке не было человека, который бы не переживал происходящее. Волновались операторы у своих пультов и сам Королёв.

И был, казалось, только один человек, который сохранял абсолютное спокойствие, — Гагарин. Его пульс вплоть до момента запуска был на отметке 64. «Поехали!» — произнес Юрий Гагарин во время старта. Эта фраза  стала своеобразным символом новой, космической эры развития человечества.

Старт корабля «Восток-1» был произведён в 09:07 12 апреля 1961 года по московскому времени с космодрома Байконур. Выполнив один оборот вокруг Земли в 10:55:34 на 108 минуте, корабль завершил плановый полёт (на одну секунду раньше, чем было запланировано).

Во время полёта Гагарин находился в условиях перегрузок, затем невесомости, он сохранял работоспособность, поддерживал связь с Землёй, следил за работой аппаратуры, записывал свои впечатления на магнитофон и в бортовой журнал, принимал пищу. Всё это может показаться довольно обычной работой, но не стоит подходить к ней с меркой земных понятий. Нужно представить себе сложнейшую технику космического корабля, необычность условий полёта, и тогда станет понятно, что космонавт не только летал в космос, но и выполнял программу работы, которую составили для него учёные, врачи, инженеры.

Из воспоминаний лётчика космонавта П.Р. Поповича: «Юра вёл репортаж о полёте очень уверенно и спокойно. Но когда отошёл головной обтекатель и Юра увидел Землю, то не удержался и восхищенно воскликнул: «А какая она красивая!!!» Мир ещё ничего не знал. А мы через знаменитые 108 минут уже поняли, что заветное свершилось и мы открыли космическую эру. Многие, и я в том числе, плакали от радости и восторга за Юру, за нас, за нашу Родину».

Позже Гагарин скажет фразу, ставшую легендарной: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и преумножать эту красоту, а не разрушать её!»

Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалёку от Энгельса в районе села Смеловка. Там такого высокого гостя никто не ждал. В 10:48 радар близлежащего военного аэродрома засёк неопознанную цель — это был спускаемый аппарат, — а чуть позже, за 7 км до земли, в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, и целей на радаре появилось две. До шестого возвращения советского космонавта из полёта космонавт приземлялся на землю не в спускаемом аппарате, а парашютным способом — отстреливался, как парашютист.

Первыми людьми, которые встретили космонавта после полёта, оказались жена лесника Анна Акимовна Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита. Вскоре к месту событий прибыли военные из близлежащей части. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: «Прошу передать руководству страны: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин».

Ликованию жителей нашей страны не было предела, люди толпами выбегали на улицу, везде возникали стихийные демонстрации. Весь мир был восхищён этим свершением.

Все понимали, началась новая эпоха — эпоха полётов человека в космос.

Жизнь и карьера Гагарина после полёта

108 минут полёта навсегда изменили жизнь Юрия Гагарина. Лётчик истребительного авиационного полка в одночасье стал одним из самых знаменитых людей в мире.

Уже в конце апреля Юрий Гагарин отправился в свою первую зарубежную поездку. «Миссия мира», так иногда называют поездку первого космонавта по странам и континентам, она продолжалась два года. Гагарин посетил десятки стран, встретился с тысячами людей. Познакомится с ним считали за честь короли и президенты, политические деятели и учёные, артисты и музыканты.

Нил Армстронг, американский астронавт, первый ступивший на поверхность Луны, говорил о полёте Гагарина – «…он всех нас позвал в космос».

Ю. А Гагарин, совершив свой исторический полёт, продолжал свою профессиональную деятельность космонавта. Он готовился к новым полётам. В те годы в Советском Союзе началась реализация «лунной программы». Одним из тех, кто стал готовиться к полёту на Луну, стал и Гагарин. Он  был дублером В.М. Комарова, осуществившего полёт на космическом корабле нового типа – «Союз». Этот полёт закончился трагически – космонавт Комаров погиб во время спуска.

Кроме подготовки к полётам, Ю.А. Гагарин занимался повседневными делами и проблемами Центра подготовки космонавтов. Будучи сначала командиром отряда космонавтов, а затем заместителем начальника центра по лётной подготовке, имея за плечами бесценный опыт космического полёта, он внёс много нового и  ценного в методику и организацию подготовки космонавтов, развитие технической базы.

Он вникал и в житейские, бытовые проблемы космонавтов, заботился об их жилищных условиях. Вопросы строительства и благоустройства Звёздного городка не решались без его участия.

Как уже ранее было сказано, Ю.А. Гагарин начинал свой путь в космос с профессии военного лётчика. Поэтому стремление летать было у него в крови. Гагарин говорил: «Если ты лётчик, то небо и полёты для тебя главное, если хотите, вся жизнь. Небо…. Оно бесконечно, как будущее. На него нельзя смотреть, как на потолок планетария. Настоящий лётчик всё воспринимает гораздо глубже и тоньше».

После защиты дипломной работы в академии Жуковского, Гагарин приступил к лётной практике — тренировочным полётам на самолёте МиГ-15 УТИ. В период с 13 по 22 марта он совершил 18 полётов общей продолжительностью 7 часов. Перед самостоятельными вылетами ему оставались последние два контрольных полёта — с лётчиком-инструктором, командиром полка, Героем Советского Союза Владимиром Серёгиным.

27 марта 1968 года Ю.А. Гагарин и В.С. Серёгин трагически погибли в результате авиакатастрофы.

В 1961 году исполком Тюменского городского Совета депутатов трудящихся в знак признания и уважения  присвоил  Юрию Гагарину звание «Почетный гражданин города Тюмени».

Текст подготовлен  историком, популяризатором космонавтики