Поздравляем преподавателей ИНиГ!

05.10.2010

Школа — это аббревиатура из шести букв, в переводе с латыни: каждый человек, приходящий в институт, в школу, должен по мере обучения научиться: «Мудро мыслить, благородно действовать и лаконично говорить. Если студент научился этому, значит, ты, как учитель, свою задачу выполнил». В День учителя метры Института нефти и газа рассказали нам о своих любимых учителях, о тех людях, благодаря которым они стали преподавателями ИНиГ.

Директор Института нефти и газа (выпускник вуза) — Сергей Иванович Грачев:
«Нет такого понятия, современный учитель или учитель средних веков, или учитель до нашей эры, учитель он всегда одинаковый. Я считаю, что, если бы был жив заведующий кафедры бурения Георгий Степанович Грязнов, то он на самом современном уровне вел бы лекции и работал с аспирантами, также, как со мной. Меня учил Виктор Ефимович Копылов — второй ректор Тюменского индустриального института, это такие метры, благодаря которым я стал тем, кто есть. Замечу, что в стенах Института нефти и газа еще только формируется коллектив преподавателей, в связи со структурными преобразованиями. И я хочу, чтобы преподаватели и заведующие кафедр в этот день почувствовали свою ответственность перед аспирантами, перед студентами особенно последних курсов, четвертого и пятого, потому что именно на последних курсах будет определяться направление их дальнейшей деятельности. А может, благодаря их личному примеру, студенты захотят остаться в стенах Тюменского нефтегазового университета, станут преподавателями, и будут нести свои знания студентам, передавать их из рук в руки, как это делают Рашит Ямгитдинович Кучумов, Владимир Эрнестович Борзых, Василий Павлович Овчинников, Олег Николаевич Кузяков, Владимир Николаевич Сызранцев.

— Чем вам запомнились ваши студенческие годы?

— Я учился по специальности «Бурение нефтяных и газовых скважин», и запомнился мне заведующий кафедры Грязнов Георгий Степанович. Он поддерживал наши регулярные опоздания на начало занятий. Мы после практики опаздывали на месяц, а то и на полтора, не на полтора — два часа, а на месяц, полтора месяца. И он считал, что лучшая учеба буровика, это на буровой. Конечно, мы потом наверстывали знания с его помощью, с помощью Алины Васильевны Деминой, Геннадия Андреевича Кулябина, Владимира Георгиевича Батурова, они были настолько яркие и оригинальные, что дай Бог сейчас преподавателям нашего института повторить их!

— В этом году в институт пришли молодые преподаватели?

— Да! К нам пришел Барышников Александр. Он и спортсмен, и учился блестяще, и во время обучения уже работал в «СургутНИПИнефти», поэтому, считаю, что в нашем полку прибыло. Я уже больше тридцати лет работаю в Тюменском нефтегазовом университете — Тюменском индустриальном институте, и если бы я за руку приводил каждый год хоть одного такого преподавателя, мне бы этого взвода преподавателей хватило».

Заведующий кафедры «Бурения нефтяных и газовых скважин» (Бывший Директор ИНиГ) Василий Павлович Овчинников:

«Учитель даже может быть выше, чем отец. Учитель это тот, кто передает свои знания другому поколению. Учитель это тот, кто воспитывает. Нынешние учителя отличаются от тех, что были раньше. Да и вообще школьные учителя отличаются от вузовских, они по-разному учат. Я своего первого учителя и по сей день помню, как она меня склоняла, зато я русский язык и литературу «на отлично» знаю. А учитель в вузе это тот, кто помогает стать профессионалом, способствует имиджу специальности. Вот, в частности, для меня учителя Мавлютов, Кузнецов, я их и сейчас помню. Я работал в Уфе, и в этом году было десять лет, как не стало Мавлютова, и университет проводит конференцию, меня включили в состав оргкомтета, я обязательно поеду. Я считаю, что я обязан. Учителям я обязан и тем, что стал кандидатом наук, и доктором наук, и заведующим кафедрой. И вот даже эта специальность, которая сейчас у меня, это тоже заслуга учителя. Я в свое время учился в техникуме, в Богуславле, а в техникуме котировалась специальность не бурение, а машины и оборудование. Я на эту специальность не набрал баллов и пошел к директору, он мне сказал: «Вот сдашь первую сессию «на отлично», и переведу тебя на «Машины и оборудование». Я первую сессию сдал «на отлично», прихожу к нему, а он мужик здоровый, кулаки здоровенные, говорит: «Иди отсюда, и больше не появляйся!», вот так я и закончил бурение. Сейчас не каюсь, никоим образом. Вот, что такое учитель. Учитель направляет».

Доцент кафедры «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» (последний декан «Нефтегазопромыслового факультета») Анатолий Федорович Безносиков:

«Учитель должен учить не наставлением, а собственным показом знаний. Если я что-то знаю, я должен поделиться этим с публикой. Но я не считаю нужным, вдалбливать это каждому, хотя иногда я это делаю. Учитель — учит, а преподаватель — преподает, я себя считаю и учителем, и преподавателем, но больше учителем. Потому что учу по принципу: делай все, как я, и в поле, и на работе, и в учебе! День учителя для меня праздник, у меня жена учитель, она тоже нашу кафедру закончила. Я уже тридцать лет здесь работаю, и все преподаватели душевные люди! А студенты, какие душевные, я от них, как учитель заряжаюсь, как от аккумулятора. Вот, когда они меня заряжают, я оживаю и не старею, а когда они бурбулисят, болтают, тогда я напоминаю, что надо учиться.

— Современные студенты, какие они?

— Да студенты всегда одинаковые, всегда есть ложка дёгтя в большой бочке меда. Сказать, что все хорошо учатся, нет, не все, кто-то пришел знания получать, а кто-то пришел случайно, бывает, даже, до пятого курса такие учатся. У нас профессия мужская, а пол класса девчонок, вот что они тут делают? Вот на шельфе, в море, температура минус 32 градуса, ну как она там будет работать? Юноша, наденет меховые штаны и будет работать, а девчонка?! Сейчас, очень много студентов мы учим. У нас в разработке более 100 месторождений, нужно 100 человек, а в этом году мы выпустим более 1000 нефтяников, вот, если бы они все нашли работу, я был бы рад. Каждый раз я прихожу, и вижу, сколько у меня студентов в аудитории, и чем больше, тем я больше радуюсь!»

 

Заведующий кафедры «Машины и оборудование нефтяной и газовой промышленности» Владимир Николаевич Сызранцев:

«У меня мама была учителем, и тетушка кандидат наук, всю жизнь проработала. Вообще в жизни мне очень повезло, у меня было очень много учителей. Это такие «аксакалы» от науки! Благодаря им я и сложился, как ученый, как учитель. Я учился в Кургане в научной школе, которая гремела на весь мир. Вот по всей России было всего два ВУЗа, где было по 2 два доктора наук по моей узкой специализации, а в Кургане 7 докторов наук-профессоров, и у каждого ученики, то есть где-то порядка 40 кандидатов наук. Мы, когда встречаемся с сокурсниками, всегда поднимаем тост за наших учителей. Получается так, что у меня был учитель, но уже умер, я учитель, сейчас у моих учеников, многие из них уже доктора наук, у них уже свои ученики, и вот эта тенденция, когда целая кагорта людей, которые работают, учат студентов, и без учеников мы дальше уже двигаться не можем. И что самое главное, я всегда говорю своим ученикам, то, что вы можете по этому предмету прочитать, да ради Бога, литературы много, но, когда я читаю лекции, в них не то, что написано в учебниках, я передаю опыт свой, опыт своих коллег. И если ты не занимаешься наукой, ты никогда не будешь учителем высшей школы, здесь нужно ставить проблемы, показать пути их решения, и чтобы ребята потом уже сами работали. Я сам со II курса занимался наукой. Поэтому я поздравляю всех учителей, преподавателей с этим праздником, и самое приятное, когда твои ученики двигаются дальше, чем ты сам, меня так учили, чтобы, никогда не стопорить, не давить своим авторитетом, а учиться и у своих учеников. В этом году мы опять набрали много аспирантов, думаю, что ребята смогут продолжить наши направления, и сейчас много новых перспективных направлений, и если мы не будем привлекать молодежь, мы отстанем. Я часто бываю за рубежом, но могу сказать, что у нас в России мы сможем далеко продвинуться в науке именно благодаря учителям. Мы даже сейчас делаем разработки, которые раньше нельзя было показывать, и это разработки такого уровня, которого нет за рубежом. Но без молодежи эти разработки было бы трудно сделать, а для того, чтобы у них были необходимые знания, именно мы, учителя должны передать им тот багаж знаний, который есть у нас».

 

Учитель немецкого языка Светлана Леонидовна Медведева:

«Учитель должен быть хорошо образованным и всесторонне развитым, чтобы он мог ответить на любые вопросы студентов. Школьные учителя отличаются от университетских, в школе ребятам нужно уделять больше внимания, а в университете контакт с каждым студентом увеличивается, здесь больше возможность общения, ну и здесь они уже понимают, что им нужно, а что не нужно, и сами отсеиваются. А что касается меня, то у меня не было затруднений в преподавании не в школе, ни в институте. Сейчас много наших выпускников, которые заняли передовые должности в университете. Я многих знаю преподавателей, которые преподают здесь, в институте, они заканчивали педагогический институт, мы считаем, что «День учителя» — наш профессиональный праздник. Учитель — это призвание, потому что учитель должен обладать не только знаниями, он должен знать психологию людей, чтобы передать знания».

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *