Президент ПАО «ЛУКОЙЛ» В.Алекперов: «Спрос на нефть в ближайшей перспективе будет расти»

16.11.2016

66

В рамках празднования 25-летия со дня основания ПАО «ЛУКОЙЛ» с рабочим визитом 15 ноября в Тюмень прибыл президент компании Вагит Алекперов. В рамках рабочей поездки он посетил Тюменский индустриальный университет, где прочитал лекцию для студентов.

Материалы лекции для студентов Тюменского индустриального университета 15 ноября 2016 года

О глобальном энергетическом рынке

Сегодня мировая нефтяная отрасль находится в фазе низких цен. В первую очередь, это результат перепроизводства, возникшего под влиянием технологических инвестиций и технологических открытий предыдущего десятилетия. В результате сланцевой революции в США 2010-2015 гг., объем добычи нефти увеличился на 70 % и достиг почти 9,5 миллионов баррелей в сутки, что лишь немногим меньше исторического максимума 1970 года. Америка вышла на первое место в мире по совокупному производству жидких углеводородов, обогнав Саудовскую Аравию и Россию.  Также активно развивались проекты глубоководной добычи в Бразилии, производство тяжелой нефти в Канаде и Венесуэле. Да и у нас в стране за последние 15 лет добыча выросла более, чем в полтора раза. До определенного момента мировая экономика успевала создавать спрос на растущее предложение нефти. Но замедление роста в Китае — локомотиве  промышленного развития, стало сигналом образовавшегося дефицита.

Второй важный фактор – активность биржевых спекулянтов. Они расширяют границы объективных колебаний  цен, и реагируют не столько на фундаментальные факторы, сколько на яркие публичные события. Один из таких примеров – отказ ОПЕК в ноябре 2014 года от влияния на цены через механизм квот. Профицит  на рынке существовал к тому моменту уже несколько месяцев. Но только это решение привело к стремительному и глубокому падению цен. Обратный пример — их рост на слухах о согласовании заморозки добычи, которую мы наблюдали уже в нынешнем году. Надеюсь, что в конце ноября на заседании ОПЕК, где я тоже буду присутствовать, будет все-таки найдено решение, которое позволит стабилизировать цены на наш продукт.

Я перечислил ключевые события, повлиявшие на рынок нефти последние два года. Являются ли они фундаментальными?!  Оказывают ли они влияние на само существование нефтяной отрасли в ее нынешнем виде?  Я убежден, что  — нет. Падение цен в последние два года продиктовано, в первую очередь, цикличной логикой развития рынка. Недостаток инвестиций   в 90-е годы, когда цена на нефть составляла от 8 до 11 долларов, привел к рекордному росту котировок в 2000-х.

И напротив, избыток капитальных затрат в период высоких цен стал причиной их падения. Все прочие факторы — активность спекулянтов, действия ФРС, а также, к примеру, вооруженные конфликты, периодически возникающие в странах-производителях углеводородов, все это оказывает лишь дополнительное влияние на рынок. Если говорить именно  о ситуации со спросом и предложением, то сегодня наблюдаются сигналы будущего роста цен. По оценкам известной консалтинговой организации Wood Mackenzie, за последние три года нефтегазовые компании сократили свои инвестиции на 620 миллиардов долларов. В конце этого года эта цифра будет составлять уже около триллиона долларов. Это, в первую очередь, проекты сланцевой добычи, глубоководные  месторождения  нефти, тяжелая нефть и геологоразведочные работы. В результате, к 2025 году мировое предложение углеводородов в суточном выражении будет на 7 миллионов баррелей ниже, чем ожидалось ранее. Из-за этого на рынке,  вероятно, возникнет дефицит нефти, который начнет ощущаться уже к концу 2017- начале 2018 года.

Прогноз развития глобального энергетического рынка

Изучая долгосрочные прогнозы ведущих мировых аналитических организаций на периоды до 2030 года и далее, мы неоднократно сталкивались с их кардинальным пересмотром под влиянием текущей рыночной обстановки. К примеру, почти никто из авторитетных организаций накануне падения цен в 2014 году не допускали снижения ниже 100 долларов за баррель. Но после того, как это событие произошло, эти же экспертные центры нашли ему множество объяснений.

ЛУКОЙЛ уже во второй раз подготовил свой долгосрочный прогноз. Когда на кону стоят миллиарды долларов инвестиций, мы должны  иметь собственное представление о будущем рынке. Для повышения точности прогнозирования мы предусмотрели два возможных сценария. В основе первого, который называется «Согласие» — ценообразование, исходящее из баланса спроса и предложения в долгосрочной перспективе. Альтернативой является сценарий «Волатильность», который предполагает постоянное возникновение дисбалансов на рынке. С нашей стороны — это попытка оценить возможные коридоры динамики нефтяных котировок под действием как фундаментальных, так и спекулятивных факторов.

Сценарий «Согласие» менее реалистичен, однако более применим для целей долгосрочного планирования. Первый и главный тезис, из которого мы исходим — спрос на нефть в ближайшей перспективе будет расти.  Его драйвером послужит урбанизация, и увеличение доли среднего класса в развивающихся странах. По данным международного аналитического агентства, более миллиарда человек сегодня не имеют доступа к электричеству. 44 процента из них — в развивающихся странах Азии. Ликвидация энергетической бедности будет способствовать росту потребления энергоносителей. Только на территории Индии около 400 миллионов населения не пользуются электричеством.

Ожидается, что мировая экономика в  ближайшие 15 лет будет расти  примерно на 3 процента ежегодно. Лидерами процесса  останутся страны Азии, в том числе Китай и Индия. Совокупная доля развивающихся экономик в мировом ВВП к 2030 году достигнет 46 процентов мирового ВВП. И, наверное, главное для рынка нефти, это  — количество автомобилей. За этот же период они увеличатся более, чем на 1 миллиард единиц. При этом существенно возрастет парк автогрузового, железнодорожного и морского транспорта.

Какие пути сегодня существуют для удовлетворения этого растущего спроса? Самый очевидный – это расширение производства нефти. Но дешевых традиционных запасов недостаточно для решения этой задачи. Несмотря на динамичное развитие производства сланцевой нефти, мы предполагаем, что со временем себестоимость ее добычи возрастет. Компании будут вынуждены переходить на менее продуктивные участки действующей формации, и с нуля осваивать новые. Падение дебита сланцевых скважин в США в первый год добычи, на сегодняшний день составляет 70-80% от первоначального дебита. При этом для традиционных месторождений на суше и шельфе на поздних стадиях разработки этот показатель колеблется в диапазоне от 1 до 10%.

По нашим оценкам, для удовлетворения растущего спроса с учетом падения добычи на действующих месторождениях к 2030 году необходимо дополнительно около 39 миллионов баррелей нефти в сутки. При этом только четверть от этого объема может быть обеспечена за счет традиционных проектов. Вовлечение в разработку нетрадиционных или удаленных от инфраструктуры месторождений, потребует новых инвестиций с совокупным объемом в триллион долларов. В такой ситуации сохранение цен на нефть на низком уровне просто невозможно.

Существует ли другие решения, помимо наращивания производства нефти? Многие страны принимают меры, направленные на развитие возобновляемых источников энергии. Однако,  если мы говорим о сегменте производства электроэнергии, то доля нефтепродуктов здесь минимальна —  уже сегодня она составляет доли процентов. Вероятно, что потребление мазута продолжит сокращаться, но существенного влияния   на отрасль эта тенденция иметь не будет.

ЛУКОЙЛ предусмотрел эти риски, и провел модернизацию своих заводов со значительным увеличением  глубины переработки. Безусловно, ключевым для отрасли является сектор моторного топлива, где можно говорить о конкуренции с биоэтанолом, и другими альтернативными видами топлива. Но это влияние этой конкуренции будет достаточно скромным. Развитие новых видов топлива, способность снизить мировой спрос к 2030 году не более, чем на 1,2 миллиона баррелей в сутки.

Наконец, главной угрозой для рынка нефти последние годы называются электромобили. Еще недавно они казались дорогой игрушкой, за которой даже в магазин нужно ездить с удлинителем для подзарядки. Сегодня машины Tesla проезжают автономно по 500 километров, их можно зарядить в течение часа. За последние 5 лет число электромобилей выросло в 10 раз и достигло 1,2 миллиона единиц. Однако, учитывая их сравнительно небольшую долю в мировом автопарке – около 1 процента, и отсутствия необходимой инфраструктуры,  для их массового распространения потребуется время. Эксперты международного энергетического агентства (МЭИ) подсчитали, что для исполнения парижского соглашения, к 2030 году по миру должны ездить около 150 миллионов электромобилей. В случае реализации этого сверх оптимистичного сценария, их доля в мировом автопарке не превысит и 10 процентов, а максимальное влияние на спрос составит около 3 миллионов баррелей нефти в сутки.

Доля автомобилей с двигателем внутреннего сгорания в новых продажах останется доминирующей. Таким образом, инвестиции в новые месторождения нефти, как минимум, в ближайшие десятилетия — оправданы. Электромобили и технологии альтернативных топлив способны лишь сгладить будущий пик спроса, но не изменить его структуру.

Россия сохранит лидерские позиции на мировом рынке нефти

Добыча в нашей стране демонстрирует положительную динамику, несмотря на снижение цен и на ухудшающуюся ресурсную базу традиционных месторождений. В 2015 году в России добыто 534 млн. тонн нефти и газового конденсата, что на 1,4% выше аналогичного показателя 2014 года. По итогам нынешнего года эта динамика сохранится. В фазе роста находится целый ряд новых проектов, в том числе, введенные в этом году компанией ЛУКОЙЛ крупнейшие месторождения им. Филановского на Каспии, Пякяхинское на Ямале.

Решить задачу сохранения стабильной добычи в стране вполне реально при условии совместных усилий государства и бизнеса. Нужно активизировать работу по нескольким ключевым направлениям: это геологоразведка, повышение нефтеотдачи пластов и освоение трудноизвлекаемых  запасов. Сейчас среднеотраслевой коэффициент извлечения нефти в  России  — 25 процентов, повышение коэффициента до 40 процентов позволит обеспечить прирост извлекаемых запасов в России примерно на 4 миллиарда тонн. Таких результатов можно добиться, используя современные методы увеличения нефтеотдачи. Наша страна обладает огромным потенциалом по разработке трудноизвлекаемых и нетрадиционных запасов нефти. Потенциал только одной баженовской  свиты оценивается примерно в 75 миллиардов баррелей. Для освоения этого ресурса необходимы инвестиции и технологии. Сегодня государство пытается поддержать интерес недропользователей к разработке сланцев, создавая полигоны для отработки технологий. Два из них действует в Югре и Тюменской области, но говорить о результатах пока рано. Тем не менее, я надеюсь, что в скором будущем компаниями совместно с государством будут созданы предпосылки для сохранения добычи нефти в стране на уровне   свыше 10 миллионов баррелей в сутки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *