Трансформация ТИУ через развитие педагогического мастерства

19.04.2018

Институт дополнительного и дистанционного образования (ИДДО) совместно с профессорско-преподавательским составом кафедры Гуманитарных наук и технологий Тюменского индустриального университета разработал программу «Современные образовательные технологии и методы обучения» для преподавателей среднего профессионального и высшего образования. Программа разработана рабочей группой под руководством кандидата педагогических наук Ирины Толстоуховой.

«Уникальность и специфика преподавания в вузе требуют от профессорско-преподавательского состава не только профессиональных знаний, но и педагогического мастерства, владения методиками преподавания, технологиями и методами обучения», — отмечает  Ирина Васильевна.

В ИДДО с 20 марта по 3 апреля 2018 года узнали о современных образовательных технологиях и методах обучения слушатели данной программы.

Что представляет собой содержательная часть программы и чем она может быть полезна для потенциальных слушателей – преподавателей СПО и ВО, рассказала основной разработчик.

—  Ирина Васильевна, как вы считаете, для чего нужна данная программа?

— Повышение квалификации – это то, что помогает педагогу совершенствовать профессиональное мастерство, реализовывать и увеличивать свой творческий потенциал. Этому способствует использование новых форм активного обучения, а также модернизация традиционных форм обучения.

— Чем данная программа может быть интересна для профессорско-преподавательского состава?

— Образовательные технологии высшей школы постоянно трансформируются, модернизируются, на смену опытным приходят молодые преподаватели. Именно педагог является основным лицом реализации на практике нововведений. Курс «Современные образовательные технологии и методы обучения» призван помочь педагогу в овладении тайн педагогического мастерства.

— В разработанной вами программе есть тема «Инновационные педагогические технологии». По вашему мнению, какие технологии являются сегодня самыми эффективными?

— Они все эффективны, это зависит от дисциплины и предпочтений педагога. Например, новая технология «Развитие критического мышления» может применяться как на лекциях, так и при выполнении практических заданий. В лекции используются «вопрошающие» паузы, которые заставляют студентов концентрировать внимание на лекционном материале и постоянно прорабатывать и анализировать услышанное. Об этой и других, не менее интересных технологиях, мы и говорим на курсе.

— При ведении технических дисциплин допустимы какие-либо игровые технологии?

— Не только допустимы, но и необходимы, так как игровые моменты являются составной частью педагогических технологий, которые выступают средством побуждения, стимулирования студентов к учебной деятельности. Игру целесообразнее проводить после того, как прочитаны основные лекции курса, и студенты теоретически подготовлены к участию в игровой деятельности. Учебные деловые игры развивают и закрепляют у студентов навыки самостоятельной работы, умение профессионально мыслить, решать задачи и овладевать навыками управления коллективом, принимать решения и организовать их выполнение.

— В программе есть такой раздел, как «Социально-психологические особенности современного студенчества». Можете ли вы дать краткую характеристику — какие студенты были 10 лет назад, какие они сейчас, чем отличаются?

— К особенностям современного студенчества относится их приверженность к современным информационным технологиям, как неотъемлемой части жизни. У них стал более короткий период концентрации внимания, развивается клиповое мышление и др.  Это ставит перед преподавателями новые задачи, заставляет искать новые способы отбирать, структурировать и использовать информацию, которая содержала бы максимум интерактива, мультимедиа.

— Какие новые требования выдвигает время к преподавателям современных университетов?

— Сегодня, помимо профессиональных знаний, они должны обладать новым профессиональным мышлением, высокой мобильностью, компетентностью, а также умением работать в команде. Но главное «научить учиться» в течение всей жизни».

— На что бы вы хотели обратить внимание настоящих и потенциальных слушателей программы?

— Конечно, это собственная внутренняя мотивация каждого педагога на получение новых знаний, овладение новыми образовательными технологиями. Ведь повышение квалификации педагогов связано не только с развитием, расширением, углублением знаний и умений, полученных ранее, но и с переосмыслением ранее усвоенных понятий, закономерностей, обусловленных развитием науки, появлением новых научных концепций. Во время повышения квалификации происходит не только обмен собственного педагогического опыта, но и выработка своей педагогической концепции. Курсы повышения квалификации педагогов являются востребованными во все времена. Мы все должны понять и принять как аксиому тезис: обучение – это процесс, продолжающийся всю жизнь!

Отметим, выполнение данной функции и возложено на Институт дополнительного и дистанционного образования, который является частью системы повышения квалификации педагогических кадров в Тюменском индустриальном университете, утвержденной стратегическим планом развития ТИУ.

Беседовала Наталья Майгур,

ИДДО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *