Тюмень в годы Великой Отечественной войны: завод № 499 Наркомата авиационной промышленности СССР

01.04.2021

Эвакуированный из Воронежа завод №499 НКАП по производству планёров и десантных кабин во главе с директором и главным конструктором завода А.С. Москалёвым расположился в Заводоуковске. Завод выпускал десантные кабины к самолётам Ил-4, учебные планёры А-2, А-7 и бензиновый планёр А-7Б. Учебный планёр А-7 был деревянной конструкции. Он имел закрылки, интерцепторы, двухколёсное убирающееся шасси и приборы для ночных полётов. Полезная нагрузка А-7 составляла 1000 кг.

В 1942 году заводу поручили модернизацию планёра конструкции О. К. Антонова в 11-местный. В результате появился 14-местный планёр, названный АМ-14 (Антонов-Москалёв).

В мае 1943 года завод получил срочное задание на изготовление 50 десантных планёров АМ-14 для переброски грузов в район Минска к осаждённым карателями белорусским партизанам. Партизанские отряды своими боевыми операциями не давали покоя немецким захватчикам, причиняя им значительный урон. Кроме того, они отвлекали существенные силы от готовящейся немцами наступательной операции под Курском. Фашисты создали крупные, хорошо оснащённые отряды карателей и приступили к уничтожению партизанских формирований.

Срок выполнения заказа на планёры был очень жёстким – 25 дней, и контролировалось лично товарищем И. В. Сталиным.

С помощью этих планёров партизаны были усилены горючим, вооружением, медикаментами и комсоставом. Операция удачно прошла под завесой высокой секретности и для немецких карателей оказалась неожиданной и разгромной.

За успешное выполнение задания И. В. Сталина директора завода № 499 А. С. Москалёва наградили медалью «Партизану Отечественной войны» I степени. Это небывалый случай награждения такой медалью в нашем глубоком тылу.

Ещё одним значимым достижением КБ Москалёва в заводоуковской эвакуации стала постройка истребителя БИ-1. Испытание самолёта проводились в свердловском аэропорту Кольцово.

В 1945 году конструкторское бюро было переведено из Заводоуковска в Ленинград.

На базе оставшегося оборудования создан Новозаимский механический завод. Главная задача нового предприятия — ремонт тракторных двигателей. Производственная программа началась с выпуска лопат, паяльных ламп и пароконных ходов (телег). Завод освоил большой ассортимент сельскохозяйственной продукции: конные сенопрессы, бороны, косилки, веялки, болотоходные трактора.

Ныне это завод «Тюменьсельмаш».

Материал подготовлен специалистом Музея истории науки и техники Зауралья Натальей Дубовской

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *