Тюмень в годы Великой Отечественной войны: завод №639 IV Главного управления

01.04.2021

В годы войны на базе Тюменской судостроительной верфи был создан завод №639, в состав которого вошли эвакуированные: Ленинградский завод № 363, Московский завод № 445, Керчинский завод № 532, катеростроительный цех № 7 Херсонского завода им. Коминтерна, часть оборудования Рыбинского завода №194 им. А. Марти, Зеленодольского завода № 340. В ноябре 1941 года в состав завода вошёл судоремонтный завод им. Ильича.

С первых дней войны завод перешёл на выпуск военной продукции корпусов мин калибра 50 и 82 мм, боеголовок к реактивным снарядам М-13, полупантонов с верхним металлическим покрытием.

 Инженер завода К. В. Лемешев разработал проект «плавучей танковой батареи». По замыслу конструктора батарея размещалась на судне газогенераторного типа водоизмещением 120 тонн при скорости 20 км/час и имела на борту два лёгких танка Т-60, зенитное орудие и два пулемёта, которые могли использоваться для десантных операций и ведения оборонительных боёв. В сложнейших условиях начального периода войны проект был признан нецелесообразным.

С 1942 года завод начал выпуск торпедных катеров Г-5 и Г-5-123 бис «Комсомолец». Это улучшенный вариант, который отличался от предыдущей версии усиленной конструкцией корпуса, ленд-лизовскими американскими бензиновыми моторами «Паккард». Рубку и пулемётные установки защитили 7-мм бронёй. На вооружении катеров находились: два 450-мм торпедных аппарата, два спаренных крупнокалиберных 12,7-мм зенитных пулемёта ДШК, которые располагались один на крыше рубки и один в кормовой части катера и 6 глубинных бомб БМ-1, расположенных в корме. Экипаж состоял из семи человек.

Торпедные катера хорошо зарекомендовали себя для уничтожения минных заграждений с помощью глубинных бомб. Высаживали в тылу группы разведчиков и применялись как десантные суда. Главной же их задачей в рамках «основной специальности» стала атака транспортных конвоев и кораблей на стоянках. Позже моряки стали переходить к тактике однотрубных торпедных аппаратов ТТКА-45 для двух 457-мм торпед, 2 спаренных крупнокалиберных 12,7-мм пулемётов ДШК с длинной ствола 84,25 калибра, которые располагались один на крыше рубки и один в кормовой части катера и 6 глубинных бомб БМ-1, расположенных в корме.

Вот один из самых дерзких эпизодов боевой карьеры катеров проекта 123 с использованием тактики набега. Весной 1945 года два «Комсомольца», пользуясь данными авиаразведки, скрытно подошли к Хельской косе, где обнаружили эскадренный миноносец Z-34. Поразив цель двумя торпедами, «Комсомольцы» ушли под прикрытием дымовой завесы. Попадание вывело из строя турбины эсминца и лишило корабль электроэнергии. На следующий день Z-34 на буксире увели на ремонт.

За время войны торпедные катера проекта «Комсомолец» только Балтийского флота потопили 119 кораблей и судов противника.

 Всего же за годы ВОВ было построено 165 торпедных катеров: 134 типа Г-5 и 31 типа 123-бис «Комсомолец.

Памятники торпедным катерам проекта «Комсомолец» установлены на Поклонной горе в Москве, на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, в Калининградской области в Калининграде и Балтийске, в городах Таганроге, Новороссийске, на Сапун-горе в Севастополе и Тюмени.

За успешную работу в военное время завод неоднократно награждался переходящим Красным знамёнем Государственного Комитета Обороны. Отмечая заслуги завода в Великой Отечественной войне, Государственный Комитет Обороны вручил на вечное хранение красное знамя коллективу завода. Триста сорок один работник завода награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». За заслуги в обеспечении Советской Армии и Военно-морского Флота в годы Великой Отечественной войны, Указом от 4 мая 1985 года завод награждён орденом Отечественной Войны I степени.

Материал подготовлен специалистом Музея истории науки и техники Зауралья Натальей Дубовской

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *