Тюмень в годы Великой Отечественной войны: завод пластмасс №636

01.04.2021

В 1941 году в Тюмень прибывают московский завод № 94 и Днепродзержинский пластмассовый завод. Заводы расположились по адресу улица Первомайская, 52 в бывших винных складах Тюмени, расположенных в непосредственной близости у железнодорожного вокзала. На базе этих производств создан Тюменский завод пластмасс.

Деятельность завода была тесно связана с авиационной и танковой промышленностью, выпускались фенолформальдегидные и карбамидные смолы, лаки,  антикоррозийные замазки. Наладить в сжатые сроки новое производство было совсем непросто, необходимо было переоборудовать и вновь построить более 70 тысяч квадратных метров производственных площадей, наладить технологические процессы применительно к новым условиям и скорейший выпуск продукции.

Первым руководителем завода № 636 был химик-технолог Григорий Ахалай. Под его началом коллектив в сжатые сроки сумел разработать проект цеха смол мощностью 6000 тонн в год. Благодаря ударной работе сотрудников завода удалось досрочно выполнить монтаж цеха смол и запустить вспомогательное хозяйство. Главное достижение первых месяцев – максимально оперативно началось производство ценной для оборонной промышленности продукции.

Производство постоянно развивалось, чтобы соответствовать потребностям фронта. В 1944 году начат выпуск бакелитовых смол, необходимых для авиационной фанеры. В 1945 году, когда в скорой победе СССР уже никто не сомневался, завод начинают постепенно переводить на выпуск гражданской продукции из пластмассы, всего производилось около 400 наименований товаров.

В  2003 году предполагалось перенести завод из центра города в промзону между железнодорожной станцией Утяшево и д. Горьковка. Была подготовлена строительная площадка, начали возводиться производственные корпуса. Но в 2013 году предприятие было признано банкротом.

Несмотря на то, что территория завода с тремя историко-культурными объектами (здание завода, высокая труба и складские помещения) находилась в охранной исторической зоне, завод был снесён. В настоящее время там проходит магистраль городского назначения и разместился городской многофункциональный центр.

Материал подготовлен специалистом Музея истории науки и техники Зауралья Натальей Дубовской

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *