Ученые ТюмГНГУ знают, как решить транспортные проблемы

14.11.2011


Всероссийская конференция «Проблемы функционирования систем транспорта» прошла накануне в Институте транспорта ТюмГНГУ.

О наличии в вузе научных работ, связанных с решением транспортных проблем на уровне города и области, не раз в своих выступлениях говорил ректор ТюмГНГУ Владимир Новоселов: ученые вуза предлагают реальное решение многих существующих сегодня проблем в системе перевозок. Многие из предлагаемых решений были озвучены накануне на научном форуме «Проблемы функционирования систем транспорта». Как показала всероссийская конференция таких работ в нефтегазовом университете более, чем достаточно, и все ждут своего реального воплощения.

География научного форума обширна — пять иностранных государств и все регионы России — от Дальнего Востока до Москвы. Конференция получилась интересной и информативной. В ее работе приняли участие именитые ученые и аспиранты, не первый год занимающиеся проблемами функционирования систем транспорта. Прозвучало много докладов, представленных в соавторстве со студентами. Такие научные тандемы особенно интересны, поскольку являют собой комплекс взглядов — маститых ученых и начинающих специалистов в этой области.

— Работы нефтегазового университета связны с проблематикой нашего региона. Мы говорим об аспектах, связанных с надежностью трубопроводных систем магистральных трубопроводов, с эффективностью их эксплуатацией и перекачкой нефти и газа, с новыми технологиями, которые применяются, или будут применяться в скором будущем. Если говорить об автомобильном транспорте, то это, конечно же, проблемы, связанные с пропускной способностью уличной дорожной сети, системами автоматического регулирования на дорогах, расследованиях ДТП, а также эффективностью этих процессов, проблемами инфраструктуры Тюмени, эффективности эксплуатации транспортных средств, с точки зрения энергоэффективности, проблемами транспортной логистики. Это то, что мы в состоянии решить. Если бы у нас была возможность преобразовывать наши идеи в конкретные действия, то в областном центре было бы гораздо меньше дорожных проблем, спорных вопросов, — отметил директор ИнТра ТюмГНГУ Владимир Бауэр.

Тюменцы не понаслышке знают, что такое проблемы с транспортом. Не далее, как этой осенью горожане на себе ощутили нехватку автобусов. Вынужденные выезжать в школу в шесть утра, школьники засыпали на уроках, а их родители опаздывали на работу, не успевая отвезти детей в школу и вовремя приступить к своим должностным обязанностям. Почему город столкнулся с транспортным кризисом? Как оказалось, проблема была достаточно предсказуема. Система подхода к транспортному сообщению, заложенная еще в Советском Союзе, претерпела большие изменения. Раньше ставка делалась на деление города по микрорайоном, в которых создавалась своя инфраструктура. В нее входили не только школы, детские сады и магазины, но предприятия, обеспечивающие взрослое население рабочими местами. С изменением реальности, дорожное сообщение не поменялось. Допустим, закрылся звод, или другое предприятие, предоставляющее рабочие места, — появилась дополнительная нагрузка на транспорт, осуществляющий пассажирские перевозки в другие районы. Как правило, школа имеет специализацию в той или иной области — математический, гуманитарный уклоны и т.д. Учащиеся не идут в школу по своему району, а выбирают ту, в которой получат более глубокие, интересующие их знания, а значит, вынуждены ездить на автобусах. Как решить проблему? Вывести весь транспорт с бюджетного финансирования, ничего не оплачивая, не датируя — не возможно. Решать проблему с помощью частников — неэффективно. 

Ученые ИнТра ТюмГНГУ готовы ответить на вопрос, каким образом можно выйти из создавшегося положения. Кафедра «Эксплуатация автомобильного транспорта» специализируется на вопросах управления транспортом уже многие годы и имеет определенный научный багаж, который можно использовать на практике. В Нефтегазе есть ряд разработок, основанных на научных закономерностях, применение которых на практике позволит повысить эффективность функционирования транспортного комплекса и повысить качество обслуживания потребителей.

— Важно определиться в приоритетах. Невозможно повысить одновременно все три составляющие. Если снизить время передвижения — нужно забыть о безопасности. Если важнее вопросы безопасности — нужно быть готовым к тому, что передвижение будет проходить с более низкими скоростями. Сейчас на государственном уровне, и, на мой взгляд, совершенно правильно, тенденция направлена в сторону повышения безопасности, ведь ежегодно в ДТП на территории России погибает более тридцати тысяч человек — это население одного города, плюс еще двести пятьдесят тысяч — травмированных. Тенденция в сторону безопасности видна и на уровне нашего города: перекрестки снабжены трех- и четырехфазными светофорами. Эта мера приводит к увеличению времени простоя в ожидании разрешающего сигнала. Ликвидация конфликтных точек на светофорах стоит всем участникам дорожного движения времени. Думаю, что в ближайшем будущем ситуация не изменится. Но отмечу, что в данном контексте общественный транспорт все же сыграет свою роль, — делится свои мнением доцент кафедры «Эксплуатация автомобильного хозяйства» ИнТра ТюмГНГУ Артур Петров.

По словам Артура Игоревича наше общество в вопросах транспортных проблем находится сегодня на том же уровне, что страны Западной Европы — 30 лет назад. Тогда система городского сообщения развивалась таким образом, что люди снова пересели на общественный транспорт. Нас, по мнению ученого, рано или поздно ждет та же участь. Мы придем к тому же, к чему пришли на сегодняшний день в Германии и Франции.

— Во Франции выстроены наземные скоростные линии электротранспорта. Скорость передвижения в городской черте превышает пятьдесят километров в час, для сравнения — средняя скорость сообщения тюменского транспорта порядка двенадцати километров, а в час пик и того меньше — семь-восемь километров в час. Главный ограничитель — это пропускная способность улиц. Перестроить всю сеть мы не сможем. Расширить улицу Республики до трех полос — возможно, кардинально что-то поменять — навряд ли. Отмечу, что уровень автомобилизации в Тюмени за последние пятнадцать лет вырос примерно в восемь раз. Сегодня на тысячу человек приходится четыреста двадцать автомобилей, тогда как пятнадцать лет назад на такое же количество людей приходилось семдесят пять машин. Сравните: уличную сеть увеличили в полтора раза, а количество автомобилей возросло в восемь раз, — делится статистическими данными Артур Игоревич.

По его словам, хорошую работу в последние несколько лет проводит ГИБДД Тюменской области, которая направлена конкретно на снижение аварийности на дорогах и повышение безопасности.

Но основанная проблема, по мнению ученого, таится в сознании самих тюменцев: ситуация не изменится, пока горожане будут оставаться несознательными. До тех пор, пока мы не начнем использовать личный автомобиль только тогда, когда это действительно необходимо, а не ездить на нем в булочную за хлебом — ничто не поменяется на дорогах областного центра. 

— Приоритет безопасности на дорогах — абсолютно правильный. Но считаю, что совершенно необходимо находить баланс между безопасностью, эффективностью и качеством. Важно не просто акцентировать одно направление, а еще и балансировать между двумя другими. Здесь, на мой взгляд, и кроется самое верное решение. Мы готовы помочь. По сути, весь мой доклад, представленный на этой конференции, — об этом, — рассказывает Артур Петров.

По его словам, нефтегазовый университет — явный лидер в вопросах функционирования системы городского транспорта. Но вуз сталкивается с той же проблемой,  что и другие высшие учебные заведения РФ — слабой связью науки с производством. Ученые ИнТра могут принести реальную пользу в решении целого ряда транспортных проблем, для это им и представителям органов власти достаточно найти общий язык и действовать в тандеме. 

Лариса Ганеева

 

Вложенные файлы:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *