Шмидт Вадим Владимирович
Кандидат химических наук, доцент кафедры общей и физической химии Института промышленных технологий и инжиниринга ТИУ.
Преподает дисциплины: химия, общая химия, общая и неорганическая химия, физическая химия, коллоидная химия, коррозия и коррозионно-стойкие покрытия. Стаж преподавательской деятельности 22 года.
Когда вы решили стать преподавателем?
Ответить, что с ранних лет была целенаправленная траектория, я не могу. Но и сказать, что в преподавательской деятельности я случайный человек, тоже не могу. Бабушка в школе вела русский язык и литературу, мама – иностранный язык (английский и немецкий), папа – боевой офицер, подполковник, закончил воинскую службу в ТВВИКУ. В 1999 году я получил предложение поступить в аспирантуру, семейный совет меня поддержал. После успешной защиты диссертации мне предложили должность доцента на кафедре физической и аналитической химии ТюмГНГУ. Возвращаясь к вопросу скажу, что для друзей детства это не стало неожиданностью, с ранних лет они называли меня профессором.
Нужно ли высшее образование для успеха?
Скорее нет, чем да. Сейчас эпоха новых возможностей – эпоха стартапов и блогеров. Нужно не столько какое-то конкретное высшее образование, сколько личное саморазвитие и самообучение. Одно оконченное высшее образование ничего не значит. Образование сейчас непрерывное и постоянное. Учишься в вузе, параллельно нужно освоить рабочие профессии, после окончания вуза, работодатель будет направлять на повышение квалификации.
Расскажите какой-нибудь курьезный случай из вашей преподавательской практики.
Студентов обычно веселит, когда при проведении лабораторных работ и заполнении отчета акцентирую внимание на том, чтобы они не писали в столбце наблюдения следующие тексты: запах пельмешек, цвет коньяка и т.д.
Раньше у нас на кафедре около месяца занимались лицеисты. Дело было 16 лет назад. На одном занятии на доске я показал форму отчета. Места катастрофически не хватало и пришлось сокращать слова. Слово наблюдения, я записал «набл-я». Вроде бы ничего не предвещало беды. Но один из лицеистов громко спросил: зачем мы пишем «НА БЛЯ»? После этого я больше не сокращал такие слова, и сейчас каждый раз на этом слове я вспоминаю ту ситуацию.
Какой самый частый, и возможно, надоедливый вопрос от студентов преподавателю?
Конкретно на моих парах частый и надоедливый вопрос, когда студенты видят на своих столах штативы с реактивами:
— Скажите, что нужно смешать, чтобы был взрыв?
Значим ли возраст преподавателя для общения со студентами?
Однозначно считаю, что возраст очень важен при взаимодействии между преподавателем и студентами. Вначале моего профессионального пути, когда разница в возрасте была около 5 лет, мне было проще, но иногда студенты считали, что я их просто разыгрываю, садясь за стол преподавателя. С каждым годом возрастная пропасть между мной и студентами только увеличивается, и разница в общении более и более ощутима. Для того, чтобы расположить обучающихся к себе, конечно, использую их язык. Учился у меня недавно студент, с которым все выполненные задания мы обсуждали только словами «норм» и «ок». Если же домашняя работа или отчет по лабораторной работе требовали доработки, я ему говорил: «не норм или не ок». А вообще, незнакомые слова из молодежной речи ищу в поисковике или спрашиваю у сына.
Что скажете, если студент вам скажет, что ваш предмет ему не интересен, он не будет его учить и планирует прогуливать?
Скажу, что он находится в университете и у него с собой пустой чемодан знаний. Роль каждого преподавателя наполнить этот чемодан, даже через не могу или не хочу студента. В противном случае он останется без высшего образования. И какой он будет специалист, если не сможет ответить на вопросы?
Кому труднее на сессии – студенту или преподавателю?
Сугубо мое мнение – труднее на сессии студентам, ведь на сессии в основном оказываются те из них, которые не посещали или не выполняли задания по предмету до сессии. Знаний у них толком нет, спросить не у кого (аттестованные студенты уже на каникулах). На сессии бывают и студенты, которые занимались семестр, но их не устроил итоговый балл. Эти пытаются пересдать на ту оценку, которая бы их устроила.
Что бы вы сами согласились сдавать: ЕГЭ или выпускные экзамены?
Во всем можно найти и достоинства и недостатки. Я бы исключил ЕГЭ, потому что сдавал выпускные экзамены в школе и вступительные экзамены в ТюмГНГУ (ТИУ). При чем вступительные экзамены в университет сдал раньше, чем выпускные в школе. В вузе посещал подготовительные курсы, в конце обучения проходили вступительные испытания. Задачи по математике и по физике тогда были разные по сложности: 6 задач – оценивались в 1 балл, 2 – в 2 балла и 2 – в 3 балла. Оценку за сочинение брали из школьного аттестата.
Какими были ваши первые университетские дни учебы?
Я отчетливо запомнил, что первая пара в первый учебный день была по химии… Учеба в университете практически не отличалась от школы. Я человек местный, жил под контролем родителей. Посещал пары добросовестно.
Если бы не преподавательская деятельность, чем бы вы еще хотели заниматься?
В детстве я хотел стать космонавтом. Позже, глядя на папу, военным. Но больше всего хотел бы связать свою жизнь с автомиром – стать или конструктором, или автогонщиком, или испытателем.
Могли бы в учебе посочувствовать современным студентам? В чем?
Сочувствую современным студентам в очень огромном потоке информации. Конкретно в том, что они не готовы ее фильтровать.
Был ли момент, когда вам хотелось сменить свою работу, и что удержало от этого шага?
Таких мыслей у меня не было. Всегда была подработка (5 лет поработал в филиале г. Нягань, 2 года – в должности заместителя директора по научной работе Технологического института, более 10 лет работаю в ТВВИКУ).
Сколько времени в день вы проводите в социальных сетях? Какой контент вам интересен?
По-разному. Смотря сколько имеется свободного времени. Социальные сети – это ВКонтакте. Есть и Одноклассники, но там бываю крайне редко. Студенты знают ссылку на мой аккаунт. Возникают вопросы оперативно решаем и находим выход. Для меня это проще, чем общаться через Educon. В ВК смотрю новости автомира, события в городе, а также исторические и научные факты.
Отдел медиа и внешних коммуникаций