В рамках проекта «Современный университет» состоялась лекция «Инженерное мышление. Исторический взгляд»

27.12.2017

Лекция «Инженерное мышление. Исторический взгляд» состоялась накануне в Тюменской областной научной библиотеке имени Д.И. Менделеева. С ней выступил приглашённый профессор Московской школы управления «Сколково», разработчик учебного курса по истории инженерии Владимир Воловик.  

Мероприятие организовано в рамках совместного просветительского проекта Совета ректоров вузов и Правительства Тюменской области «Современный университет: проблемы и перспективы».

В нём приняли участие директор департамента образования и науки Тюменской области Алексей Райдер, и.о. ректора Тюменского индустриального университета Вероника Ефремова, проректора и преподаватели вуза, проректор по персоналу и организационному развитию Тюменского государственного университета Андрей Латышев, президент Ассоциации инженерного образования России, заведующий кафедрой организации технологии высшего профессионального образования Национального исследовательского Томского политехнического университета, профессор Юрий Похолков и др.

Модератором лекции выступил научный руководитель СКОЛКОВО, заместитель председателя Совета по повышению конкурентоспособности ведущих университетов РФ среди мировых научно-образовательных центров Андрей Волков.

«Возможность культивировать, создавать и транслировать новое знание есть базовая, ядерная функция университета. Поэтому вопрос о мышлении, в частности, о том, на какой тип мышления может претендовать такая институция, как университет, по моему мнению, остаётся важнейшим в разговоре о содержании его деятельности», — отметил он в предисловии к лекции, объясняя своё желание вернуть данный дискурс в пространство встречи.

По словам Андрея Волкова, в динамике последних 5-6 лет, как для российских, так и западных вузов, на первый план постепенно выходит критическое мышление.

«Университеты стали фиксировать, что критическое мышление становится самым важным, помимо специальности, знания английского языка и проч. По моему мнению, это весьма симптоматично, спрос на такую интеллектуальную функцию, как мышление, будет только нарастать. Особенно в доминизирующих университетах», — озвучил своё мнение научный руководитель СКОЛКОВО.

Приглашённый лектор «Современного университета» Владимир Воловик придерживается гипотезы, согласно которой основные эффекты нулевой, первой и второй промышленных революций обусловлены таким скрытым фактором, как инженерное мышление.

Первая промышленная революция, по его словам, стала заметна примерно в конце XVIII, начале XIX веков. Для этого времени характерен переход на древесно-каменный уголь, бум изобретательства, растёт тоннаж флота, производство хлопчатобумажных тканей, появляются фабрики.

Вторая промышленная революция, произошедшая во второй половине XIX века, знаменует переход от металлургии чугуна к металлургии стали. Её маркерами служат двигатель внутреннего сгорания, первые самолёты, автомобили, конвейерное производство.

«Но мы с коллегами обнаружили ещё один интересный период. Его можно называть нулевой промышленной революцией. О ней можно сказать также, что английская промышленная революция началась на самом деле не в Англии, а в Голландии на век с небольшим раньше. Она отмечена масштабным кораблестроением, изменениями в финансовой сфере, аграрном секторе», — поделился некоторыми результатами своих исследований Владимир Воловик.

В настоящее время, отметил учёный, идёт третья промышленная революция, которую называют по-разному — 4.0, шестой экономический уклад, ключевыми понятиями которой служат цифровизация, аддитивные технологии, Интернет вещей и др.

Отметим, вся лекция «Инженерное мышление. Исторический взгляд» состояла из двух частей. По её окончанию состоялась обсуждение темы в формате свободный микрофон.

Справочно. Владимир Вениаминович Воловик окончил физико-математическую школу, факультет технологии органических веществ Харьковского политехнического института, занимался физикохимией холистерических жидких кристаллов в НИИ Монокристаллов.

В это же время учился Теории решения изобретательских задач у Генриха Альтшуллера, сооснователь харьковской школы ТРИЗ.

С 1982 года в методологическом и игротехническом движении. Интересы сосредоточены на истории инженерии и инженерного образования. В 1987 году создал НИЛ проблем инженерного образования (просуществовала до 1996 года).

В начале 1990 гг. прошёл ряд тренингов по NLP и эриконианскому гипнозу (мастер NLP), основал учебно-исследовательский центр NLP-investigations и креативное бюро «Лётчик», работал креативным директором российских и украинских рекламных агентств.

Разработал ряд тренингов («Суггестивные техники коммуникации», «Психотехники креативности» и др.), исследовательских методик, учебный курс по истории инженерии (апробирован в МИФИ), завершает учебное пособие.

В соавторстве с Петром Щедровицким пишет книгу по истории промышленных революций.

Антонина Борисович,

пресс-служба ТИУ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *