Виртуальная реальность как полезная среда: студенты ТИУ изучают буровое оборудование с помощью VR-технологий

11.12.2020

Познакомиться с работой реального производственного объекта без выезда на месторождение смогут студенты Тюменского индустриального университета. Уникальные образовательные технологии, созданные на стыке теории и практики специалистами Института дополнительного и дистанционного образования, внедрены в учебный процесс в сентябре этого года.

Как работают VR-технологии уже оценили студенты, обучающиеся по программе магистратуры «Морское бурение». Они побывали на морской буровой платформе в виртуальной реальности. Уникальность модели в том, что она в точности повторяет реальный объект, её прототипом послужила действующая буровая черноморская платформа. Для сбора материала сотрудники опорного вуза и преподаватели кафедры Бурения нефтяных и газовых скважин специально ездили на месторождение.

Максимальное соответствие теоретической подготовки и практической деятельности – один из ключевых принципов, на которые опирается данный проект. Находясь внутри реалистичной виртуальной модели буровой, с помощью VR-шлема обучающийся может передвигаться по всей платформе, внимательно рассмотреть технологические объекты, изучить функциональный состав, основные системы и блоки. Осмотреть устройство платформы пользователь может как находясь на ней, так и с моря.

На базе виртуального комплекса может быть отработан как полный цикл морского бурения, так и его отдельные технологические операции. Отрабатываемые сценарии могут быть различными, в зависимости от поставленных образовательных задач. Кроме выполнения основных буровых операций, в работе смоделированы и некоторые специфичные для морской буровой платформы процессы, например – подъём пользователя на платформу с корабля.

«Одним из наиболее трудоёмких этапов при разработке виртуального тренажёра стало построение моделей объектов, а именно – буровой площадки, – рассказал инженер отдела электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Александр Мурашко. – Фактически, построение модели – это перенос физического объекта в виртуальное пространство, построение его точной копии со всеми движущими частями. Процесс построения 3D-модели для виртуальной лабораторной работы уникален: необходимо обеспечить для неё должное качество при наименьшем возможном количестве полигонов».

По словам Александра Мурашко, это позволяет с одной стороны, получить реалистичное изображение виртуального объекта, а с другой – выполнить запуск тренажёра на обычных персональных компьютерах без излишних требований к их ресурсам. Для решения поставленной задачи были разработаны низко полигональные модели с качественными текстурами, от которых зависит общее восприятие модели. Уже в ближайшее время выполнить лабораторную работу на виртуальном тренажере смогут не только студенты ТИУ, но и слушатели массового открытого онлайн-курса «Техника и технологии бурения морских скважин». Доступ к МООКу открыт на платформе открытого образования ТИУ или национальной платформе «Открытое образование».

Подобные тренажеры востребованы на предприятиях и используются для повышения профессионального уровня знаний и умений сотрудников, позволяют адаптировать их профессиональные навыки и опыт к современным условиям технологического производства. В сложноорганизованной деятельности предприятий нефтегазового сектора, эффективное и своевременное обучение персонала имеет решающее значение для оптимизации производительности, повышения безопасности и минимизации эксплуатационных расходов.

«Сегодня студенты ТИУ с помощью созданной нами модели имеют возможность познакомиться с обустройством морской буровой платформы. Но это только первый шаг в рамках долгосрочного проекта,– пояснил начальник отдела электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Руслан Ахмадулин. – На базе виртуальной платформы можно не только формировать компетенции, необходимые будущим инженерам. Комплекс виртуальных тренажеров может быть использован для проверки квалификации или отработки навыков специалистов предприятия с учетом специфики их должностных обязанностей».

Как рассказал заведующий кафедрой Бурения нефтяных и газовых скважин Юрий Ваганов, в перспективе, благодаря цифровым образовательным технологиям, можно будет пройти практику, в аудиториях вуза, не выезжая на реальные месторождения.

«Студенты будут выполнять виртуальные лабораторные работы, 3D-интерактивные работы, отрабатывать навыки на тренажерах с помощью VR-технологий в современных мультимедийных учебных аудиториях и на тренажерах, имитирующих процессы бурения. Таким образом, студент не только изучит оборудование, но и придёт на практику, как готовый специалист, а в дальнейшем это поможет нашим выпускникам быстрее адаптироваться на производстве», — пояснил Юрий Ваганов.

Пресс-служба ТИУ,

фото ИДДО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *