Владимир Плеханов: «Девайсы дают большие возможности для обучения»

17.05.2023

В Год педагога и наставника продолжаем цикл интервью с преподавателями, чьи имена назвали студенты. На этой неделе отвечает на вопросы Плеханов Владимир Иванович – кандидат технических наук, доцент кафедры материаловедения и технологии конструкционных материалов Института промышленных технологий и инжиниринга ТИУ.

Дисциплины преподавания: технология конструкционных материалов, материаловедение, механические и физические свойства материалов, металлические материалы, моделирование свойств материалов и технологических процессов, современные методы исследований структуры материалов. Стаж работы – 27 лет.

Когда вы решили стать преподавателем?

Иногда мне кажется, что это решение было само собой разумеющимся. Мой папа, Иван Федорович Плеханов, после окончания Саратовского политехнического института в 1968 году выбрал местом своей будущей работы Тюменский индустриальный институт. Приехав с мамой в Тюмень, он поступил в аспирантуру ТИИ, успешно защитил кандидатскую диссертацию. Продолжил работу уже доцентом, занимаясь преподавательской деятельностью и научными изысканиями. В силу обстоятельств ему приходилось довольно часто брать меня с собой, и пока он занимался своими делами, я ходил по лабораториям машиностроительного факультета и заводил знакомства с его коллегами. После окончания школы в 1992 году я поступил на машиностроительный факультет ТИИ, а диплом получал уже Тюменского государственного нефтегазового университета. По приглашению заведующего кафедрой материаловедения Ковенского Ильи Моисеевича пришел на кафедру инженером, далее была заочная аспирантура, преподавание, защита кандидатской и работа в должности доцента кафедры МТКМ ТИУ. Вот такая история.

Что самое первое вам запомнилось из вашей работы преподавателем?

Запомнилось волнение перед самым первым занятием, но страха не было. Это была лабораторная работа у заочников. А они все люди взрослые, почти вдвое старше меня, пришли с предприятий, настоящие производственники. В мыслях было только одно – не забыть бы чего из учебного материала и не сказать лишнего. В результате задачи лабораторной были выполнены, все остались довольны. Ну, по крайней мере, я-то точно.

Какой контент вам интересен в соцсетях?

Из всех соцсетей у меня есть аккаунты только в «Вконтакте» и «Одноклассниках». Но подписок нет. Безусловно, там есть что посмотреть, но еще больше того, что смотреть совершенно не стоит и не хочется. Из контента просматриваю историю, политику, инженерию и авто.

Значим ли возраст преподавателя? Как вы общаетесь с современными студентами?

Думаю, дело не в возрасте. Если у преподавателя и студентов есть взаимная заинтересованность в процессе общения, то ни возраст, ни статус значения не имеют. Я за собой не замечал, что разговариваю не «на их языке». Но если мне что-то из услышанного непонятно, я обязательно спрашиваю, почему так говорят, откуда такой термин или слово. Они не отказывают и все поясняют.

Как изменился образ студента за время вашего преподавания?

Наверное, он стал более технологичным, если такой термин применим. Сейчас у каждого студента есть компьютер, смартфон с выходом в «эфир». Девайсы дают большие возможности для обучения: быть постоянно на связи, оперативно искать информацию, более качественно выполнять работы и различные задания. Нужно только уметь отбирать достоверную информацию, потому что в дебрях интернета чего только нет – это вам не в библиотеке книжку взять, тут другое.

Вам приходилось списывать в школе/вузе, пользовались шпаргалками на экзаменах?

Шпаргалки, конечно, писать приходилось, но не всегда была необходимость ими пользоваться. Любой школьник и студент знает, что в процессе подготовки шпаргалки материал быстрее запоминается, потому что шпаргалка – это суть вопроса. Она должна быть не объемной, а для этого из изучаемого материала необходимо вычленить главное. И уже на главное, как на скелет, наращивается «мясо» ответа на вопрос. Поэтому, на мой взгляд, шпаргалки вещь полезная – они систематизируют и помогают запомнить основные моменты учебного материала.

Какими были ваши первые университетские дни учебы?

Было необычно. Совсем другая атмосфера по сравнению со школой – никто никого ничего не заставлял делать, все по-взрослому. Хочешь – учись и набирайся знаний, не хочешь – отчислят. К слову сказать, на первый курс «Машинки» нас поступило около 180 человек – 6 групп. А закончило всего 3 группы. Вот такая арифметика.

Возможно ли получить хорошую работу без высшего образования?

Смотря о какой работе идет речь. Хороший специалист, например, аттестованный сварщик высокого уровня, может зарабатывать больше инженера с высшим образованием. Если речь о руководящей должности, то без высшего образования не обойтись. Поэтому каждый выбор делает сам – получать образование или нет.

Какой самый частый и, возможно, надоедливый вопрос от студентов преподавателю?

«Зачем нам изучать ваш предмет? Зачем он нужен вообще?». Обычно они подразумевают, что знания о материалах и технологиях их получения и обработки не очень нужны в профессиональной деятельности. Приходится объяснять, что в любой области, начиная от машиностроения и заканчивая медициной, используются свои металлические и неметаллические материалы, и от того, насколько правильно эти материалы подобраны и обработаны для определенных целей, будут зависеть результаты работы не только конкретного человека, но и предприятия, и отрасли в целом. Пока такой довод срабатывает.

Отдел медиа и внешних коммуникаций

4 комментария на «“Владимир Плеханов: «Девайсы дают большие возможности для обучения»”»

  1. Рамиль:

    Спасибо)

  2. Владимир:

    Владимир Иванович очень хороший человек и замечательный преподаватель

  3. Екатерина:

    Самый лучший преподаватель! Очень рада, что училась у него.

  4. Мария:

    Самый лучший преподаватель!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *